Регулирование цен на лекарства: новый поворот
По мнению представителей Минздравсоцразвития, нарушениями в ценообразовании грешит каждая вторая аптека*(1). Таковы результаты проверок Росздравнадзора по данным на начало августа 2010 года. Впрочем, в апреле, сразу после введения жесткого государственного контроля за ценами на жизненно важные лекарства, новые правила нарушали две аптеки из трех. Правила игры на лекарственном рынке поменялись: производителей обязали зарегистрировать предельные отпускные цены на важнейшие препараты, а для опта и розницы в каждом регионе зафиксировали максимальные торговые надбавки, благодаря чему, по мнению чиновников, удалось остановить стремительное подорожание лекарств и стала видна устойчивая тенденция к снижению цен. При этом стабилизировалась ситуация не только с жизненно необходимыми препаратами, на которые вводилось жесткое регулирование цен, но и с остальными лекарствами: конкурентная среда сохранена, а фиксированные цены в одном сегменте рынка выступают ориентиром и тормозят их повышение в другом. Наличие доступных лекарственных средств - бесспорно важнейший фактор социальной стабильности. И государство делает все, чтобы удержать рост цен на лекарства. Но возникает вопрос: государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам касается всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения или только входящих в перечень жизненно необходимых? Что по этому поводу говорят суды?
Проверки Росздравнадзором цен на лекарства
С апреля по август 2010 года Росздравнадзор и его территориальные отделения провели более 11 тыс. проверок. Нарушения нового порядка, конечно, были, и много: в 15 регионах более чем в 700 аптечных организациях цены на некоторые лекарства из перечня важнейших превышали предельно допустимый уровень. Продавались и лекарства, не имевшие на момент проверки зарегистрированной цены. Особенно много нарушений было связано с отсутствием информационных материалов для населения - почти 1 400 случаев. Во многих аптеках журналы с предельными ценами, конечно, были, но разобраться в них обычному человеку не представлялось возможным. Предписания об устранении нарушений получили почти 1 300 аптек. С апреля по июль 2010 года общая сумма штрафов только за нарушения в сфере ценообразования составила 2,2 млн. руб. Материалы по 920 аптечным организациям (тем, где были наиболее серьезные нарушения) направлены в прокуратуру. И все же ситуация постепенно улучшается. Если в апреле приходилось наказывать две аптеки из трех проверенных, то сейчас без каких-либо нареканий работает уже каждая вторая аптека. Росздравнадзор не проводит мониторинг цен на препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). По данным аналитических компаний, значимых изменений уровня цен лекарственных средств, не входящих в перечень ЖНВЛС, за период с января по апрель 2010 года не произошло. Но для получения объективной информации о ситуации на рынке Минздравсоцразвития в ближайшее время планирует оценить динамику цен на лекарственные средства, не входящие в перечень ЖНВЛС.
Правовые основания для регулирования цен
Проследим историю вопроса регулирования цен на лекарства. Надо сказать, ситуация достаточно запутанная.
Основным законом об обращении лекарств является Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", согласно которому государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется в том числе и путем государственного регулирования цен на лекарственные средства на основании Постановления Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". В данном случае речь идет о регулировании цен только на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, утверждаемый Правительством РФ. В настоящее время действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2135-р. При этом еще с 1995 года действует Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым установлена обязанность Правительства РФ утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Во исполнение вышеприведенного указа было принято Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239), которым и были утверждены следующие перечни:
1) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
2) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В разгар финансово-экономического кризиса было принято Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства", которым были внесены изменения в том числе и в Постановление N 239. Во все три перечня было добавлено следующее:
- в первый - лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
- во второй - предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
- в третий - предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения.
Таким образом, государственному регулированию подлежат цены, предельные надбавки на лекарственные средства, как включенные в перечень ЖНВЛС, так и не включенные в этот перечень, и, кроме того, на изделия медицинского назначения. Но так ли это? Все ли в данном случае соответствует действующему на данный момент законодательству?
По мнению ООО "Визум", не все. Поэтому оно обратилось в Верховный суд с заявлением о признании недействующим абз. 9 Перечня в части применения государственного регулирования к отношениям по поставке изделий медицинского назначения. С позиции заявителя Перечень в оспариваемой части противоречит ГК РФ, Федеральному закону от 28.12. 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) и нарушает права на свободу предпринимательской деятельности.
Свое мнение по данному вопросу ВС РФ высказал в Решении от 06.07.2010 N ГКПИ10-498.
Статьей 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Подпунктом 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
Статьей 8 Федерального закона N 381-ФЗ, вступившего в силу с 1 февраля 2010 года, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары (п. 8 ч. 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 4).
Из приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.
Оспариваемая заявителем правовая норма в части предоставления органам государственной власти права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки на изделия медицинского назначения противоречит вышеприведенным законоположениям, поскольку отсутствует федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медицинского назначения.
ВС РФ вынес решение об удовлетворении заявления ООО "Визум" и признании недействующим абз. 9 Перечня. Таким образом, органам исполнительной власти субъектов РФ отказано в праве устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения. По информации, опубликованной в "Российской газете", N 180 от 13.08.2010, указанное решение суда вступило в законную силу 22 июля 2010 года.
Интересы Правительства РФ в ВС РФ представляло Минздравсоцразвития. Интересно, что представители министерства не возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подготовлен проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239", предусматривающий исключение абз. 9 Перечня.
Аналогичное решение представлено в Определении ВС РФ от 21.07.2010 N 78-Г10-13. В данном случае интересно то, что ООО проиграло дело по этому вопросу в Санкт-Петербургском городском суде и обратилось с кассационной жалобой дальше. ООО считает, что незаконно установлены ограничения по определению размера торговых надбавок на изделия медицинского назначения путем установления непредусмотренных законодательством требований к цене товара, что препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Но когда городской суд выносил решение, он посчитал, что в данном случае ничто не противоречит действующему законодательству, и только ВС РФ счел, что выводы суда, изложенные в решении, основаны на неправильном толковании норм действующего федерального законодательства. Решение Санкт-Петербургского городского суда отменено, и заявление ООО удовлетворено. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.04.2007 N 367 "Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" в части слов "и изделия медицинского назначения" признано недействующим с момента принятия настоящего решения.
* * *
Никто не будет спорить с тем, что лекарства должны быть доступны населению. Но излишнее регулирование цен государством имеет свои негативные последствия, одним из них является дефицит товаров. И когда "под шумок" регулирования цен на лекарства устанавливается регулирование цен еще и на изделия медицинского назначения, это вызывает вопросы у предпринимателей. Интересно то, что представители Правительства РФ в суде не отрицали, что оспариваемое положение не соответствует действующему законодательству. Возникает вопрос: почему бы не отменить его без судебного разбирательства? И почему городской суд Санкт-Петербурга считал иначе?
Из всего сказанного следует, что на сегодняшний день государственного регулирования цен на изделия медицинского назначения нет.
И.В. Костин,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные приведены на официальном сайте Минздравсоцразвития - www.minzdravsoc.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"