Налогообложение в России: исторический аспект
Рассматривается история возникновения и развития налогообложения в России. Приводятся сведения, относящиеся к новейшему периоду.
История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 г. киевский князь Олег, победив днепровских северян, обложил их данью.
До 988 г. основными видами налогов являлись дани (подати) и оброки. Уплачивались они натурой, чаще всего медом и даже мечами. В основном в этот период налоги устанавливались по случаю войн и походов [1, с. 22-29].
Первые сведения о законодательном закреплении норм, связанных со сборами и повинностями, появлялись в "Русской правде". В ней предусмотрена одна из древнейших повинностей так называемый корм, т.е. поставка пищевого довольствия чиновнику (вирнику), ездившему по волостям для суда, и его лошадям [2, с. 226].
После завоевания Руси Золотой Ордой на основе переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими "численниками", также осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно 14 видов "ордынских тягостей", к числу которых относились: выход ("царева дань"), дань монгольскому хану, торговые сборы ("мыт" и "тамка"), извозные повинности ("ям" и "подводы"). Ежегодно взимаемая на территории Руси дань в пользу поработителей составляла огромные для того времени суммы. Например, "московский выход" составлял 5-7 тыс. руб. серебром, а "новгородский выход" - 1,5 тыс. руб. Первоначально уплата дани контролировалась чиновниками хана, которые именовались баскаками, а затем откупившими это право купцами - бесерменами. Так, в Новгороде дань была взята на откуп хивинскими купцами. В случае недоимки откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить брали людей в неволю.
Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440-1505 гг.) лишь в 1480 г., после чего началось воссоздание финансовой системы Руси. В качестве основного прямого налога были введены данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, а затем ямские, пищальные подати, сборы на городовое и засечное дело. Иван Грозный (1530-1584 гг.) в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. Для определения размера прямых податей служило "сошное письмо", которое составлялось писцами. "Соха" представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, ее размер был неодинаков в разных местах. Промышленная, посадская или слободская "соха" составляла 40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских. Эта единица налогообложения использовалась продолжительное время и была отменена лишь в 1679 г.
В царствование Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) в 1655 г. был создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей. В 1680 г. он обеспечил поступление в государственную казну 1 203 367 руб. доходов. Из них на счет прямых налогов приходилось 44%, а косвенных - 53,3%. Остальные доходы приходились на чрезвычайные сборы и другие платежи.
Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра Великого (1672-1725 гг.). В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Учреждены должности прибыльщиков, которые предложили новые налоги, к числу которых относилась и пошлина на бороды. К числу же главных преобразований налоговой системы того времени относится введение подушной подати. Ее размер различался в зависимости от категории плательщиков. Так, с каждого крестьянина дворцового и синодского ведомства и крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян еще помимо того 40 коп. С купцов и цеховых взимали по 120 коп. с души [3, с. 168].
До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями. Впервые термин "налог" был употреблен в 1765 г. известным русским историком А.Я. Поленовым (1738-1816 гг.) в одной из его работ и постепенно становится общеупотребимым.
Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в. способствовали широкому развитию налогообложения. В то время налоги понимались как "односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек" [4, с. 197].
В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала такие прямые налоги, как поземельный, с недвижимых имуществ, государственный квартирный, промысловый и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, т.е. на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовой сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.
Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением казенных. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял 0,25-17 коп. с десятины в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн. руб. К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который был введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9-10%. Например, в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. руб. прямых налогов, а в следующем году 2,8 млн. руб. [5, с. 28].
Значительный рост городского населения обусловил введение в 1894 г. государственного квартирного налога, который взимался органами городского управления и целиком поступал в государственный бюджет (лишь в бюджет Санкт-Петербурга передавалась часть налога). Этим налогом облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся он собственником или арендатором.
Развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге, предполагавшее уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором. После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты).
Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых предприятий к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму - розничная, к третьему и четвертому - "мелочная", к пятому - "развозочная" и к шестому - "разносная". Для кредитных и страховых учреждений определяющим являлся размер основного капитала, а для промышленных предприятий - количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога в зависимости от разряда составлял от 4 до 500 руб., а в промышленности - от 2 до 1500 руб.
Размеры дополнительного налога зависели от основного капитала и прибыли предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности. Публичную отчетность (декларации) о доходности в раскладочные присутствия были обязаны представлять торговые предприятия первого и второго разрядов, а также промышленные предприятия с первого по пятый разряд. Ставка дополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3 до 14% (при норме прибыли, превышающей 20%, с суммы превышения дополнительно взыскивалось 10%), при этом предприятия, имеющие менее 3% прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. со 100 руб. нарицательной суммы основного капитала для предприятий с прибылью до 3% и 20 коп. для предприятий, работающих с большей прибыльностью [6, с. 110-111]. Для предприятий, не обязанных представлять отчетность, предусматривалась уплата раскладочного сбора исходя из их предполагаемой прибыльности, а также процентного сбора с прибыли, превышающей определенный размер. Однако допускалось представление ими торговых книг для установления реально полученной ими прибыли в целях налогообложения. Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 млн. руб., а дополнительный - 35 млн. руб.
Однако основные суммы государственных доходов традиционно поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Основное место среди косвенных налогов занимал акциз на водку и спирт. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 коп. за градус. Употребляемый в пивоварении солод облагался акцизом в размере от 1 руб. 10 коп. до 1 руб. 35 коп. за пуд. Налоги по другим подакцизным товарам также были выражены в определенных денежных суммах. Так, акциз на сахар уплачивался в размере 1 руб. 75 коп. за пуд, на табак в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1 руб. 50 коп. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, а на спички - 1/2 коп. с "помещений от 75 до 150 спичек, 3/4 коп. с помещений от 150 до 225 спичек" [7, с. 194-195].
Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента - окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входящие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на который и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Для осуществления контроля за уплатой промыслового налога специально создавались особые по промысловому налогу присутствия, в которые входили чиновники Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, представители общественности в лице купцов и городского самоуправления. Непосредственными исполнителями являлись податные инспектора и торговые депутаты, представляющие городское самоуправление и предпринимателей.
В 1896 г. в структуре Министерства финансов было создано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.
В послереволюционный период, начиная с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма, действие всех налогов в России было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован. В это время налоговая политика государства фактически сводилась лишь к принудительному взиманию натурального сбора с крестьянства. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог. В первые месяцы диктатуры пролетариата трудовая повинность была обязательна только для представителей буржуазии, однако вскоре принцип принудительного труда был распространен и на другие слои общества. Все трудоспособные и неработающие на этот момент женщины и мужчины от 16 до 55 лет были обязаны встать на учет в отделах распределения рабочей силы, где им давали направления на работу по усмотрению этих отделов. Эта обязанность была провозглашена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а позже включена и в Конституцию РСФСР 1918 г.
С поворотом к новой экономической политике (НЭП), провозглашенной в марте-мае 1921 г., начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. Возникла необходимость вернуть отмененные фискальные институты. Создание новой налоговой системы началось с предоставления крестьянству права реализации на рынке излишков сельскохозяйственной продукции, оставшихся после уплаты продналога.
В течение 1923 г. была проведена реформа обложения крестьянства и установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. В этот период налоги определялись как "принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично-правовыми органами в силу права верховенства, без какого-либо эквивалента со стороны государства на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей" [8, с. 61]. В 1926-1927 гг. в СССР налоги составляли уже около 2,5 млрд. руб., или 50% всех доходов.
Единым сельскохозяйственным налогом изначально облагались лишь земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии доход, полученный от хозяйства, в том числе и от подсобных занятий, например садоводства, огородничества, пчеловодства. Налог уплачивался на основе прогрессивной шкалы ставок, при этом размер налога на каждое хозяйство определялся исходя из полученного им совокупного годового дохода, разделенного на число его членов, так называемых едоков. Минимальный размер налога составлял 2% при доходе на одного едока не более 20 руб., а максимальный при доходе более 100 руб. - 25%. Хозяйства, имеющие общий доход, не превышающий 75 руб., от уплаты налога освобождались. В 1925 г. поступления этого налога в бюджет СССР составили более 320 млн. руб. (из них по РСФСР - 225 млн. руб.).
Значительные поступления в бюджет обеспечивал промысловый налог. В 1926 г. он обеспечил свыше 450 млн. руб. дохода. К уплате промыслового налога обязывались торговые и промышленные предприятия. Порядок уплаты этого налога имел много общего с аналогичным налогом, существовавшим в дореволюционной России, и также предполагал выкуп предприятиями патентов и взыскание уравнительного сбора. Предусматривалось и деление торговых и промышленных предприятий на соответствующие разряды. Стоимость патента в зависимости от разряда составляла от 6 до 1800 руб. Уравнительный сбор взимался в процентах от оборота. Следует обратить внимание на то, что ставки для государственных и частных предприятий различались. Например, государственная торговля облагалась по ставке от 3/4 до 1 1/4%, а частная - от 1 1/4 до 1 3/4. Еще большие различия наблюдались при налогообложении других видов деятельности. Так, частные металлургические заводы уплачивали сбор в размере 1%, т.е. в 4 раза больше, чем государственные. Налогооблагаемый оборот исчислялся налоговыми комиссиями на основе представляемых владельцами предприятий заявлений и торговых книг.
На подоходный налог ежегодно приходилось около 180 млн. руб. платежей. Он уплачивался гражданами, проживающими в городах и имеющими самостоятельные доходы. Такими доходами признавались средства, полученные за работу по найму и в качестве членов артелей (товариществ), а также авторские вознаграждения за литературные произведения. Если совокупный годовой доход не превышал 1 тыс. руб., то налог взимался по минимальной ставке 0,7%; максимальная ставка предусматривалась для дохода от 24 тыс. руб. и выше и состояла из фиксированной суммы в 7 тыс. 460 руб. + 45% с суммы превышения. От уплаты налога освобождались малоимущие слои населения с ежемесячным доходом не более 75 руб. в сельской местности и 80 руб. в городах.
Помимо названных к числу прямых налогов относились также налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и военный налог. Их доля среди доходов была незначительна. В 1927 г. планировались поступления от этих налогов в размере 3,5 млн. руб., 600 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно. Хотя эти налоги и приносили незначительный финансовый результат, они широко использовались в качестве эффективного средства классовой борьбы. Указанные налоги отличались огромными налоговыми ставками и к их уплате обязывались "состоятельные нетрудовые элементы". Например, с крупных наследств приходилось уплачивать до 75% их стоимости [9, с. 16, 18, 32]. Различные дискриминационные меры в налогообложении приводили к постепенному вытеснению частного сектора из экономики, что в свою очередь способствовало общему снижению уровня налоговой способности плательщиков.
Необходимость увеличения налоговых поступлений вызвала широкое развитие косвенного налогообложения, введение акцизов на табак, спички, спиртные напитки, пиво, мед, квас, минеральные воды, чай, кофе, сахар, соль, дрожжи, свечи, керосин и смазочные масла, резиновые галоши и текстильные изделия. Подобная обширность акцизного обложения определялась прежде всего слабой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов.
В 1926 г. сельскохозяйственным налогом было охвачено 116 млн. 491 тыс. едоков, плательщиками промыслового налога являлись 1 млн. 300 тыс. торговых и 209 тыс. промышленных предприятий, а подоходный налог уплачивали 2 тыс. организаций и учреждений, 816 тыс. рабочих и служащих, 758 тыс. работающих по найму, более 1 млн. "нетрудовых элементов".
Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В 1921 г. в составе Народного комиссариата финансов было создано Организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в Управление налогами и государственными доходами. В 1925 г. наружный налоговый надзор был возложен на финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. Уплата акцизов контролировалась инспекторами косвенных налогов и их помощниками, а сельскохозяйственного налога - волостными (районными) исполнительными комитетами. В 1930 г. численный состав налоговых органов составил более 17 тыс. человек [10, с. 15].
Тем не менее недоимки, возникающие в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, были достаточно широко распространенным явлением. При принудительном взыскании налогов финансовые органы имели право производить опись, арест и продажу с публичного торга принадлежащих недоимщику имущества и строений, обращать взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от третьих лиц или находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях.
Острые противоречия, возникавшие между финансовыми интересами государства и проводимой им экономической политикой, направленной на вытеснение частного сектора, выражались в непомерном увеличении налогового пресса. Высокие налоговые ставки, действовавшие в СССР в указанный период, являлись одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, приводили к резкому неприятию частными налогоплательщиками положений налогового законодательства, массовому уклонению от уплаты налогов.
Послевоенный период в СССР характеризовался постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составили в 1954 г. около 41% в составе доходной части бюджета.
В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества, отрицание налогов становится составной частью государственной экономической политики. Существенным шагом в направлении полной ликвидации налогообложения в стране стала отмена налога с заработной платы в соответствии с Законом СССР 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих". В этот период основная часть доходов государственных предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия помимо налогов имели обязанность вносить в бюджет и неналоговые платежи. Высокий уровень обобществления собственности в экономике практически полностью исключал возможность возникновения противоречий между интересами государства в целом и интересом отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов. В отношении же граждан сохранялась обязанность по уплате некоторых налогов, например подоходного налога или налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Порядок их уплаты основывался на удержании сумм налога у источника выплаты.
Проблема учета реальных доходов и сбора налогов обострилась с принятием в 1986 г. Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", который в определенной степени позволял реализовать частную инициативу в хозяйственной деятельности. При этом доходы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65%. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятия кустарно-ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.
После принятия в 1988 г. Закона СССР "О кооперации в СССР" количество лиц, обязанных подавать декларации о доходах, увеличилось за счет кооператоров.
Для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства с 1988 г. в составе финансовых органов стали формироваться налоговые инспекции. В 1990 г. создана Государственная налоговая служба Минфина СССР. Численность сотрудников налоговых органов составляла около 70 тыс. человек.
К концу 1991 г. потребность в полноценном механизме налогообложения стала очевидной. После распада СССР входившие в него ранее республики образовали национальные налоговые системы. В этот период в России принят целый ряд соответствующих законодательных актов. К их числу можно отнести Законы: "О Государственной налоговой службе РСФСР", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" и др.
Изначально государственная налоговая политика строилась на максимальном расширении налоговой базы, поэтому налоговая система включила около 50 видов налогов. К числу основных относились: НДС, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, налог на доходы от операций с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль (подоходный налог) с предприятий, подоходный налог с физических лиц.
В то время введение налогов осуществлялось на основе как законов, так и подзаконных актов. Например, Указом Президента Российской Федерации 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения. Допускалось также установление налогов, не предусмотренных федеральным законодательством. Согласно Указу Президента Российской Федерации 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" органам власти субъектов федерации и местного самоуправления было предоставлено право дополнительно устанавливать и вводить без ограничения любые налоги. В результате только к 1994 г. было введено дополнительно сверх предусмотренных в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" более 70 видов региональных и местных налогов.
НДС был введен Законом 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость", после чего был отменен налог с оборота, установленный еще в 1930 г., и налог на продажи, действовавший в течение 1991 г. Этот новый налог представлял собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В ст. 1 Закона 1991 г. "Об акцизах" акцизы определялись как косвенные налоги, которые увеличивают цену товара и поэтому уплачиваются потребителем. Плательщиками акцизов являлись производящие и реализующие подакцизные товары предприятия. Ставки акцизов утверждались Правительством Российской Федерации и составляли по различным товарам от 5 до 90% их стоимости.
Наряду с НДС и акцизами налог на прибыль также становится важнейшим источником бюджетных поступлений. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль был определен Законом 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Этим налогом облагалась прибыль (превышение доходов над расходами), полученная предприятиями и организациями, а также филиалами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Объектом обложения налогом являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная в соответствии с законодательством. Для целей налогообложения прибыль определялась как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость. Ставка налога на прибыль предприятий была установлена в размере 32%, а для бирж и брокерских контор, а также предприятий, получивших прибыль от посреднических операций и сделок, - 45%. Доходы видеосалонов облагались по ставке 70%, а игорных домов - 90%. Сумма налога исчислялась плательщиками на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно. В течение квартала все плательщики должны были ежемесячно производить авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Окончательная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определялась налогоплательщиками с учетом ранее произведенных платежей.
Для физических лиц основным налогом по-прежнему оставался подоходный налог. В соответствии со ст. 2 Закона 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" подоходным налогом облагается совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году. Минимальная ставка налога была установлена в размере 12%, а максимальная - для дохода более 420 тыс. руб. - составляла 144 тыс. 540 руб. + 60% с суммы, превышающей этот доход. Порядок уплаты налога отдельными плательщиками устанавливался на основе поданных ими деклараций.
Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей был возложен на Государственную налоговую службу Российской Федерации и ее территориальные органы. В целях же борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1992 г. N 262 "О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации" впервые в истории нашего государства был создан специализированный правоохранительный орган - Главное управление налоговых расследований (налоговая полиция, ГУНР). Подразделения ГУНР были призваны осуществлять меры, направленные на повышение эффективности деятельности Госналогслужбы России по своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства.
Указом Президента Российской Федерации с 1 июля 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена, функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД России.
В настоящее время в России продолжается реформирование экономики и финансовой сферы. Составной частью этого процесса является построение новой системы налогообложения. С 1 января 2010 г. вступили в силу изменения налогового законодательства, в частности утратила силу глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ. Страховые взносы должны перечисляются отдельно в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010-2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов. С 1 января 2010 г. повысились ставки акцизов.
Таким образом, налоговая система в России трансформируется с изменениями, происходящими в стране. С переходом к рыночным отношениям значимость налогов существенно возросла, усиливается и совершенствуется механизм контроля в налоговой сфере, ведется работа по совершенствованию налогового законодательства.
Литература
1. Гагемейстер Ю.А. Розыскания о финансах Древней России. - СПб., 1833.
2. Греков Б.Д. Правда Русская. Т. II. - М.-Л., 1947.
3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 4 т. Т. 1. - М., 1997.
4. Янжул И.И Основные начала финансовой науки. - М., 1904.
5. Черник Д.Г. Налоги: Учеб. пособие. Изд. 2-е. - М. - 1996.
6. Никитский А.А. Основы финансовой науки и политики. - М., 1909.
7. Ровинский К.И. Податная инспекция в России (1885-1910 гг.). - СПб., 1910.
8. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. - Петроград, 1925.
9. Налоги и налоговая политика советской власти. - М., 1927.
10. Бабаева В.К. Государственная налоговая служба. - Нижний Новгород, 1995.
А.В. Щепотьев,
кандидат экономических наук,
доцент Тульского института экономики и информатики
А.П. Рожок
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а