Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет
С 1 января 2010 года обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком регулируется гл. 3.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Пособие выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них. Подробнее об этом читайте в данной статье. В основе начисления пособий, как известно, лежит средний заработок. Об особенностях исчисления среднего заработка читайте в книге В.В. Егорова "Средний заработок. Порядок расчета".
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен представить:
- заявление о назначении пособия;
- копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
- копию свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
- справку с места работы (учебы, службы) матери ребенка (отца, обоих родителей) о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособие. А если мать ребенка (отец, оба родителя) не работает (не учится, не служит), нужна справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Справка с места работы предназначена для того, чтобы не допустить выплаты одного и того же пособия обоим родителям. Однако на практике иногда женщина заявляет, что она не поддерживает связи с отцом ребенка и не знает, где он находится.
Если местонахождение одного из родителей неизвестно, подтверждением этого может являться только решение суда. Справки из милиции, паспортного стола, домоуправления бухгалтерией приниматься не должны.
Если один из родителей умер, лишен родительских прав, пропал без вести и т.д., необходимо представить подтверждающие документы.
Если родители в разводе, но второй родитель не лишен родительских прав, справка с места его работы представляется в обязательном порядке.
Если отец ребенка не установлен ни добровольно, ни по решению суда, согласно п. 5 ст. 58 Семейного кодекса РФ имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка со слов матери, фамилия - по фамилии матери.
В этом случае одинокая мать представляет справку по форме N 25 из районного ЗАГСа (утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274), где указывается, что отец ребенка записан со слов матери (письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-04-05-01/852).
Если в свидетельстве о рождении ребенка в графе "отец" стоит прочерк, справка из ЗАГСа не требуется.
Минздравсоцразвития России и ФСС России приказом от 13.04.2007 N 207/106 сообщили: согласно ст. 20 ГК РФ и Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Место пребывания - это место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Согласно пп. 9 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, российские граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
При этом в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П регистрация по месту пребывания и жительства является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Аналогичные выводы содержатся в более позднем постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1309-О-О.
Таким образом, местонахождение (по месту пребывания или по месту жительства) лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, не должно препятствовать реализации их права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В целях исключения случаев получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком как по месту жительства, так и по месту пребывания (двойного получения пособия) должна быть представлена справка из органов социальной защиты населения, подтверждающая, что указанное пособие не выплачивается по месту постоянного жительства.
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В прошлые годы об ограничении выплаты ежемесячного пособия (только у одного работодателя) в нормативных документах напрямую не говорилось. Однако ФСС России в письме от 07.06.2007 N 02-13/07-4837 сообщил: выплата пособий по всем местам работы совместителю положена, только если речь идет о выплате больничных или декретных (п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком по всем местам работы законодательством не предусмотрена. Впрочем, несмотря на отрицательный ответ, в письме было сообщено, что данный вопрос находится на рассмотрении в Минздравсоцразвития России.
Пока министерство готовило поправки в Закон N 255-ФЗ, за дело взялись арбитражные судьи.
ФАС Поволжского округа в постановлении от 19.02.2009 N А57-9004/2008 занял сторону ФСС России. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2010 N А13-14617/2009 арбитры также пришли к выводу, что совместители вправе рассчитывать на получение пособия по уходу за ребенком только у одного работодателя по своему выбору.
А вот ФАС Центрального округа за совместителей заступился. В постановлении от 21.05.2009 N Ф10-1765/09 он указал: ст. 287 ТК РФ предоставляет внешним совместителям те же гарантии и компенсации, что и основным работникам. Часть начисленного ЕСН с зарплаты совместителей поступает в ФСС России. Следовательно, и у них есть источник для выплаты пособия по уходу за ребенком. Оно рассчитывается исходя из зарплаты, начисляемой только по совместительству. В результате суд обязал ФСС возместить произведенные работодателем расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.09.2009 N А28-451/2009-19/14 также решил: вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет производится исключительно по основному месту работы застрахованного лица, является ошибочным.
Законодатель предоставил работнику право выбора работодателя для выплаты ежемесячного пособия. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из них по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.
Возникает резонный вопрос: откуда работодатель узнает, есть ли у работника, обратившегося за назначением пособия, другие места работы, если работник о них умалчивает?
В этой ситуации автор рекомендует требовать от работника указать в своем заявлении на выплату пособия, что у других работодателей он не работает и пособие больше нигде не получает. Кроме того, и супруг работника также должен в письменном виде представить такие сведения.
Если обнаружится обман со стороны работника, сокрытие данных, влияющих на получение пособия, будет являться основанием для удержания с него суммы начисленного пособия (п. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
Пунктом 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ установлено: для определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитываемого в календарных днях, необходимо определить среднемесячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней - 30,4, где 30,4 получается делением числа календарных дней в году (365) на число месяцев в году (12).
Из полученного среднего заработка за календарный месяц определяется сумма, составляющая размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (40%). Если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает его максимальный размер, оно выплачивается в максимальном размере.
Вместе с тем ежемесячное пособие за полный календарный месяц не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Обратите внимание! Пунктом 2 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ определено: в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, но не должен быть менее суммированного минимального размера этого пособия.
При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
В этом случае рассчитанный из среднего заработка за календарный месяц размер ежемесячного пособия необходимо делить на число календарных дней месяца, в котором оно исчисляется. Сумма пособия в этом случае определяется путем умножения величины дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период осуществления ухода за ребенком в данном месяце.
Пример
Предположим, среднедневной заработок женщины составил 400 руб.
Отпуск по уходу за ребенком у нее начался 16 мая.
Определим размер пособия:
400 руб. х 30,4 дн. х 40%.
После этого полученный размер пособия в сумме 4864 руб. следует разделить на 31 день и умножить на 16 дней ухода за ребенком. В итоге пособие за май составит 2510,45 руб.
Максимальный размер пособия
Согласно п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ максимальный размер пособия определяется исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб.) и составляет 13 833,33 руб. в месяц (415 000 руб. : 12 мес. х 40%).
Обратите внимание! Данная максимальная величина на районный коэффициент не увеличивается.
Сохранение права на ежемесячное пособие
Право на ежемесячное пособие сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Неполным считают рабочее время продолжительностью меньше нормальной.
Представители ФСС России утверждают: такой режим работы должен соответствовать определению сокращенного рабочего времени, которое содержится в Положении о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утв. постановлением Государственного комитета по труду СССР и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51 (Положение N 111/8-51).
Пункт 8 Положения N 111/8-51 предусматривает:
- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;
- сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);
- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
В соответствии с этим же пунктом при установлении режимов труда с неполным рабочим временем продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее четырех часов и рабочей недели - менее 20-24 часов соответственно при пяти- и шестидневной неделе.
Пунктом 9 Положения N 111/8-51 установлено: перерыв для отдыха и питания предоставляется женщинам, работающим неполное рабочее время, если продолжительность рабочего дня (смены) превышает четыре часа. Время начала и окончания указанного перерыва устанавливается администрацией с учетом пожеланий работницы.
Иными словами, по мнению ФСС России, максимальная продолжительность работы при неполном рабочем дне по пятидневной рабочей неделе не должна превышать ежедневно семь часов, что в совокупности составляет 35 часов в неделю.
Однако нашлась организация, которая с мнением ФСС России не согласилась и установила работнице, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, следующий режим работы: с понедельника по четверг - восьмичасовой рабочий день, в пятницу - семичасовой рабочий день. Ведь согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время не может превышать 40 часов в неделю. Поэтому даже сокращение его на один час в неделю уже является неполным рабочим временем. Это следует из Конвенции МОТ от 24.06.1994 N 175 и письма Роструда от 08.06.2007 N 1619-6.
Пример
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.08.2008 N 17АП-5107/2008-АК решил: поскольку ТК РФ не установлены пределы сокращения рабочего времени, нормы Положения N 111/8-51, принятого до принятия Кодекса, следует признать противоречащими ему.
По мнению судей, женщина, работающая по 39 часов в неделю при норме 40 часов, также имеет право на пособие по уходу за ребенком.
Другая организация решила пойти иным путем.
Пример
Ее работница согласно приказу и табелям учета рабочего времени прервала отпуск по уходу за ребенком и приступила к работе на условиях неполной рабочей недели. Однако зарплата работнице была начислена и выплачена в полном объеме согласно штатному расписанию.
По мнению ФСС России, работница не имеет право на получение пособия.
Однако ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.10.2008 N Ф04-6454/2008(14533-А70-25) установил: согласно ст. 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Суд решил: поскольку работодатель обязан выплачивать заработную плату, в т.ч. в зависимости от выполненной работы, это не исключает выплату заработной платы в полном объеме.
Однако хочется предостеречь работодателей, оформляющих пособия для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, от таких скоропалительных выводов.
Согласно ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) могут присоединяться к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переноситься как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Таблица 1
Пособие по беременности и родам*
Дата, с которой производится индексация размеров пособия | Основание | Коэффициент индексации | Размер пособия, руб. |
01.01.2010 | Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ | 1,10 | 412,08 |
01.01.2009 | Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ | 1,13 | 374,62 |
01.07.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,0185 | 331,52 |
01.01.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,085 | 325,5 |
Дата, на которую установлен индексируемый размер пособия (01.01.2007) | Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ | 300 | |
* Предоставляется женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами, прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. |
Иными словами, принимая на работу женщину, имеющую ребенка в возрасте до полутора лет, на пять рабочих дней в неделю на неполный рабочий день (семь часов), нужно учитывать, что у нее набираются перерывы для кормления ребенка по одному часу в день. Поскольку они включаются в рабочее время, это в сумме дает полную рабочую неделю, при которой пособие по уходу за ребенком уже выплачиваться не должно.
Следовательно, неполным будет считаться сумма рабочего времени и времени перерывов для кормления ребенка, составляющая менее 40 часов в неделю при нормальном режиме работы.
Обратите внимание! Работодатель обязан предоставлять женщине, имеющей детей в возрасте до полутора лет, оплачиваемые перерывы для кормления ребенка независимо от того, кормит она ребенка грудью или нет.
У многих организаций возникает вопрос по поводу права женщин, работающих на условиях неполного рабочего времени, на оплату пособия по временной нетрудоспособности.
С одной стороны, согласно п. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается за период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты работником трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Работница в период ухода за ребенком в возрасте до полутора лет находится как раз в частично оплачиваемом отпуске.
С другой стороны, согласно п. 24 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514) при временной нетрудоспособности лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.
Насколько законно выплачивать за один и тот же период и пособие по уходу за ребенком, и пособие по временной нетрудоспособности?
Таблица 2
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
Дата, с которой производится индексация размеров пособия | Основание | Коэффициент индексации | Размер пособия, руб. |
01.01.2010 | Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ | 1,10 | 412,08 |
01.01.2009 | Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ | 1,13 | 374,62 |
01.07.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,0185 | 331,52 |
01.01.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,085 | 325,5 |
Дата, на которую установлен индексируемый размер пособия (01.01.2002) | Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ | 300 |
Официальных разъяснений на этот счет ФСС России пока не дал, но заместитель руководителя департамента правового обеспечения ФСС России Г.А. Орлова в журнале "Главбух" (2007, N 24) сообщила: женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на получение всех видов пособий, выплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования, в т.ч. на пособие по временной нетрудоспособности самой женщины, а также пособие по уходу за больным ребенком. При этом пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в общем порядке, установленном действующим законодательством.
Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора пособия по одному из оснований.
Если это лицо выберет получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, оно должно представить в орган социальной защиты населения по месту жительства справку из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице (п. 2 разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утв. приказом Минздравсоцразвития России и ФСС России от 13.04.2007 N 270/106).
В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из них.
Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам, если размер пособия по уходу за ребенком выше.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право на получение пособия по одному из оснований.
Таблица 3
Единовременное пособие при рождении ребенка
Дата, с которой производится индексация размеров пособия | Основание | Коэффициент индексации | Размер пособия, руб. |
01.01.2010 | Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ | 1,10 | 10 988,85 |
01.01.2009 | Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ | 1,13 | 9989,86 |
01.07.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,0185 | 8840,58 |
01.01.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,085 | 8680 |
Дата, на которую установлен индексируемый размер пособия (01.01.2007) | Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ | 8000 |
Пересчет детских пособий
Безусловно, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Закон N 81-ФЗ подвергся изменениям.
Но немного раньше Федеральным законом от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" в Закон N 81-ФЗ были внесены весьма существенные поправки.
В частности, он был дополнен ст. 4.2, вводящей порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей.
С 1 января 2008 года предусмотрена ежегодная индексация установленных размеров пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Индексируются следующие виды пособий:
- пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращением полномочий адвоката, частного нотариуса, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, не подлежащим социальному страхованию;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Таблица 4
Ежемесячное пособие неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком
Дата, с которой производится индексация размеров пособия | Основание (для индексации в соответствии со ст. 4.2 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ) | Коэффициент индексации | Минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, руб. | Максимальный размер пособия, руб. | ||
по уходу за первым ребенком | по уходу за вторым и последующими детьми | лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ | лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию | |||
01.01.2010 | Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ | 1,10 | 2060,41 | 4120,82 | 8241,64 | 13 833,33 |
01.01.2009 | Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ | 1,13 | 1873,1 | 3746,2 | 7492,4 | |
01.07.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,0185 | 1657,61 | 3315,22 | 6630,44 | |
01.01.2008 | Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ | 1,085 | 1627,5 | 3255 | 6510 | |
Дата, на которую установлен индексируемый размер пособия (01.01.2007) | Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ | 1500 | 3000 | 6000 |
Кроме того, ежегодной индексации подлежат минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Дополнения, касающиеся индексации единовременного пособия беременной жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, вступают в силу с 1 января 2009 года (п. 3 ст. 11 Закона N 18-ФЗ).
Сведения о перечисленных выше и иных пособиях приведены в табл. 1-5.
Таблица 5
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
Дата, с которой производится индексация размеров пособия | Основание | Коэффициент индексации | Размер пособия, руб. |
01.01.2010 | Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ | 1,10 | 10 988,85 |
01.01.2009 | Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ | 1,13 | 9989,86 |
01.07.2008 | Федеральный закон от 24.07.2008 N 198-ФЗ | 1,0185 | 8840,58 |
01.01.2008 | Федеральный закон от 24.07.2008 N 198-ФЗ | 1,085 | 8680 |
Дата, на которую установлен индексируемый размер пособия (01.01.2007) | Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ | 8000 |
При выплате пособия при рождении ребенка его размер определяется по дате рождения.
По поводу доплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, ФСС России разъяснений не предоставил.
С перерасчетом ежемесячного пособия по уходу за ребенком сложилась ситуация, которую можно назвать "кому как повезет".
С одной стороны, применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы в размере 40% среднего заработка, законом не предусмотрено.
С другой - суммы ежемесячного пособия, устанавливаемого в минимальных или максимальных размерах, увеличиваются.
Значит, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленному из заработка, не достигает его проиндексированного минимального размера, это пособие подлежит перерасчету.
Пример
Ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком, исчисленное из заработной платы работницы, составляет 3746,20 руб. Начиная с 1 января 2010 года указанное пособие с учетом инфляции проиндексировано, следовательно, с января 2010 года выплату пособия следует производить в новом установленном минимальном размере.
ФСС России в письме от 22.09.2009 N 02-18/07-8866 сообщил: поскольку согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия исчисляются из всей суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных работнику в расчетном периоде, на которые начисляются страховые взносы в Фонд, необходимо их пересчитать в рамках указанной нормы.
В.В. Егоров,
налоговый консультант
"Налоговый вестник", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1