При оплате страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии был указан КБК, относящийся к выплатам страховой части трудовой пенсии, что привело к переплате по страховой части взносов и недоимке по накопительной части. Расчетный счет для обеих частей взносов предусмотрен один.
В связи с наличием недоимки по платежам накопительной части трудовой пенсии, Пенсионный фонд произвел расчет пени.
Прошу прокомментировать обоснованность начисления пени в данной ситуации и целесообразность защиты интересов Общества в суде.
В соответствии со статьей 1 федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации"*(1), бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Иными словами, целью и смыслом бюджетной классификации является упорядочение бюджетного процесса, а не процедуры уплаты страховых взносов. Таким образом, неверное указание кода бюджетной классификации (КБК) не должно иметь каких-либо негативных последствий в отношениях по уплате страховых взносов, это может лишь затруднить функционирование бюджетной системы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 18 федерального закона 24 июля 2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)*(2), обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктом 1 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ установлено, что доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 "Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"*(3), учет поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации (далее - банки) для учета поступлений и их распределения между бюджетами (далее - счет органа Федерального казначейства). Пунктом 2 статьи 40 БК РФ определено, что денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. То есть, под соответствующим счетом в статье 18 Закона N 212-ФЗ понимается счет, открытый органу федерального казначейства в расчетно-кассовом центре ЦБ РФ.
Таким образом, законодатель четко установил, в каких случаях указание неверного кода бюджетной классификации влечет признание обязанности плательщика по уплате взносов неисполненной - в случае непоступления средств на требуемый счет федерального казначейства, открытый казначейству в подразделениях ЦБ РФ. Как следует из запроса, счет для поступления как страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии, так и по страховой ее части, предусмотрен один и тот же. Следовательно, указание Обществом неверного КБК не повлекло последствий, описанных в статье 18 Закона N 212-ФЗ, а, значит, обязанность Общества по уплате взносов, зачисляемых на уплату накопительной части не может признаваться неисполненной. Соответственно, оснований для начисления пени также нет, и Общество имеет все основания для обжалования действий ПФ РФ в арбитражном суде.
Выводы:
Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд признается неисполненной при неверном указании КБК только в том случае, если это повлекло неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. В данной ситуации средства попали на требуемый счет, следовательно, действия ПФ РФ по начислению пени незаконны. Общество имеет все основания для обжалования решения о начислении пени в арбитражный суд.
15 июля 2010 г.
ООО "Аудит-новые технологии", июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15 августа 1996 N 115-ФЗ.
*(3) Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2008 N 92н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.