Применение аналогии при расчетах за коммунальные услуги
Более четырех лет в Российской Федерации действуют правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, далее - Правила). За этот период сформировалась достаточно обширная судебная практика их применения. Кроме того, по ряду вопросов даны разъяснения Министерством регионального развития РФ. Однако некоторые вопросы так и остались без ответа.
Согласно Правилам существует несколько порядков расчета размера платы за коммунальные услуги для граждан - потребителей коммунальных услуг. Методики расчетов приведены в п. 16, 19-23 Правил. Использование той или иной методики зависит от оборудования жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) или индивидуальными приборами учета.
Методики расчета платы за коммунальные услуги, установленные в п. 16 и 19 Правил, используются, когда общедомовой прибор учета отсутствует, при этом:
все потребители коммунальных услуг имеют индивидуальные (квартирные) приборы учета (п. 16 Правил);
никто из потребителей коммунальных услуг не имеет индивидуальных (квартирных) приборов учета (п. 19 Правил).
Методика расчета платы за коммунальные услуги, установленная в п. 20, используется для расчета услуг, поставляемых в нежилые помещения (в настоящей публикации не рассматривается).
Методики расчета платы за коммунальные услуги, установленные в п. 21-23 Правил, используются, когда общедомовой прибор учета есть, при этом:
для потребителя, не имеющего квартирного прибора учета при условии, что остальные потребители также не имеют квартирных приборов учета, расчет стоимости коммунальных услуг производится согласно п. 21 Правил;
для потребителя, не имеющего квартирного прибора учета при условии, что не все остальные потребители имеют квартирные приборы учета, расчет стоимости коммунальных услуг производится в соответствии с п. 22 Правил;
для потребителя, имеющего квартирный прибор учета при условии, что остальные потребители полностью или частично имеют квартирные приборы учета, расчет стоимости коммунальных услуг производится в соответствии с п. 23 Правил.
Таким образом, в Правилах отсутствует методика расчета потребленной коммунальной услуги для тех случаев, когда общедомовой прибор учета отсутствует, а потребители коммунальных услуг частично имеют квартирные приборы учета, а частично - не имеют.
Учитывая, что описанная ситуация на практике встречается нередко (например, в отношениях по электроснабжению или холодному водоснабжению), отсутствие в Правилах указанных положений вызывает недоумение.
Несмотря на это, выход из сложившейся ситуации найти можно: для этого нужно определить объем коммунальной услуги, который должен быть оплачен, и поделить его на граждан-потребителей коммунальных услуг.
Какой объем коммунальных услуг должен быть оплачен?
Все способы (методы) расчета стоимости коммунальных услуг, указанные в Правилах, предполагают оплату гражданами всего объема коммунального ресурса, поступившего в многоквартирный жилой дом.
Если у потребителя есть индивидуальный (квартирный) прибор учета, показания этого прибора учета корректируются исходя из показаний общедомового прибора учета (п. 23 Правил).
Если у потребителя прибор учета отсутствует, оплата производится:
либо по нормативу, однако периодически оплата по нормативу корректируется (п. 19, 21, 22, 25 Правил),
либо исходя из показаний общедомового прибора учета (см. подп. "а" п. 21 Правил).
Следовательно, независимо от наличия у граждан-потребителей индивидуального прибора учета плата за потребленные коммунальные услуги корректируется в зависимости от потребления коммунального ресурса всем многоквартирным домом (включая внутридомовые потери и потребление на общедомовые нужды).
Это подтверждает Минрегион России: согласно письму от 28 мая 2007 г. N 10087-ЮТ/07 величина корректировки зависит от правильности установления норматива потребления, состояния внутридомовых инженерных сетей и оборудования (за это в соответствии с п. 13 Правил отвечают собственники помещений в многоквартирном доме, а также привлекаемые ими исполнители и иные лица).
Формулы корректировки предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом основанием для определения количества энергии и для ее оплаты являются данные о фактическом потреблении энергии, а диспозитивный характер ст. 544 ГК РФ позволяет сторонам определять момент оплаты (см.: Определение ВАС РФ от 21 июля 2008 г. N 7433/08).
Таким образом, расчет стоимости коммунальной услуги производится на основании расчета стоимости поставленного коммунального ресурса, а проведение корректировки является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Указанная обязанность исполнителя коммунальных услуг не отменяется постановлениями Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 г. N 525/09 и от 15 июля 2010 г. N 2380/10.
После выхода Постановления Президиума ВАС РФ N 525/09, которое при отсутствии общедомового прибора учета обязывает РСО рассчитывать объем потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, управляющие компании почувствовали себя намного вольготнее.
Казалось, все прекрасно - граждане-потребители оплачивают управляющим компаниям коммунальную услугу исходя из норматива потребления, а РСО по тем же нормативам должно рассчитывать объем поставленного коммунального ресурса.
Однако такая схема противоречит существу как положений о договоре энергоснабжения (ст. 541, 544 ГК РФ), так и положений Правил - расчет стоимости коммунальной услуги корректируется исходя из объема коммунального ресурса, не наоборот.
Кто же в данной ситуации должен проводить корректировки?
Представляется, что данная инициатива принадлежит РСО, ведь п. 8 Правил, согласно которому условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с РСО, не должны противоречить настоящим Правилам, никто не отменял, и этот пункт действует в обоих направлениях.
Иными словами, если на основании этого пункта исполнитель коммунальных услуг может оплачивать объем коммунального ресурса, определенный по нормативам потребления коммунальных услуг, то очевидно, что РСО раз в три месяца или раз в год может делать корректировку объема потребленного коммунального ресурса. Иначе, откуда же исполнитель коммунальных услуг получит сведения о фактическом потреблении коммунального ресурса, для того, чтобы в свою очередь сделать корректировку гражданам - потребителям коммунальных услуг?
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
расчет стоимости коммунальной услуги корректируется исходя из объема поставленного коммунального ресурса;
объем поставленного коммунального ресурса определяется РСО на основании показаний общедомовых приборов учета либо иным расчетным путем (не путать с нормативом потребления коммунальных услуг).
Как поделить между потребителями объем потребленных коммунальных услуг?
Напомню, что в нашем случае потребители коммунальных услуг частично имеют приборы учета, а частично не имеют.
Правила содержат положения, позволяющие при такой ситуации разделить объем коммунального ресурса, потребленного всем многоквартирным домом, на всех граждан-потребителей, если есть общедомовой прибор учета (п. 22, 23 Правил).
В нашем случае общедомовой прибор учета отсутствует (вышел из строя, не проверен, сняты (повреждены) пломбы и т.д.).
Наиболее верным выходом из такой ситуации предполагается применение аналогии: расчет стоимости потребленных коммунальных услуг может быть произведен на основании п. 22, 23 Правил. При этом вместо показаний общедомового прибора учета в расчетах может быть использован объем коммунального ресурса, определенный РСО расчетным путем.
Таким образом:
потребители, имеющие индивидуальный (квартирный) прибор учета, будут оплачивать потребленную услугу на основании показаний своего прибора учета с поправкой на объем коммунального ресурса определенный РСО расчетным путем (аналогия с п. 22 Правил);
потребители, не имеющие индивидуального (квартирного) прибора учета, будут оплачивать потребленную услугу по нормативу, при этом один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, будет производиться корректировка размера платы исходя из размера платы за потребленный в жилом доме коммунальный ресурс, определенный РСО расчетным путем (аналогия с п. 23 Правил).
Учитывая, что подобная аналогия уже проводилась ВАС РФ в Решении от 24 августа 2009 г. N 7048/09, предложенный способ представляется единственно правильным для расчета объема и стоимости коммунальной услуги.
А.М. Анчоков,
начальник отдела по правовой работе в теплоэнергетике
ЗАО "Юрэнергосервис", специалист в области энергоснабжения
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Применение аналогии при расчетах за коммунальные услуги
Автор
А.М. Анчоков - начальник отдела по правовой работе в теплоэнергетике ЗАО "Юрэнергосервис", специалист в области энергоснабжения
Родился 17 апреля 1980 г. в с. Дружба Прикубанского района Ставропольского края. В 2002 г. окончил Саратовскую государственную академию права.
"Право и экономика", 2010, N 9