Подарки для клиентов турагентства
Продвижение и реализация турпродукта - основа турагентской деятельности. Оттого напора, с которым агент продвигает продукты туроператора, и от объема, в котором он их реализует, зависит доходность его бизнеса. При этом условия ведения этого бизнеса нельзя назвать вольготными. Идентичных турпродуктов, сформированных разными туроператора ми, на потребительском рынке предостаточно, да и турагентств немало. Поэтому чтобы "заставить" потенциального туриста обратиться именно в свой офис, приобрести турпродукт и спустя какое-то время прийти вновь, турагент должен проявить сообразительность.
Заполучить постоянного клиента
Заполучить постоянного клиента можно несколькими способами. Самый действенный - предоставить скидку. Однако здесь возможности турагентов весьма ограничены, поскольку в классической правовой схеме они выступают лишь в роли посредников между туроператорами и туристами. Поэтому ощутимые (запоминаемые) скидки на реализуемые турпродукты турагенту не "приподнять" - он связан теми договоренностями, которые существуют между ним и туроператором. Дорогостоящие призы тоже не вариант - стандартный размер посреднического вознаграждения не позволит. Остаются приятные подарки, не требующие особых затрат, но для клиента полезные и своевременные, а потому и работающие на имидж компании. Что именно это может быть, гадать не беремся, а вот как это "что-то" учесть, расскажем.
Желание одарить или холодный расчет?
Традиционно, когда речь заходит о подарках для клиентов или партнеров, возникает вопрос: является ли такая передача товаров (работ, услуг) безвозмездной? В русском языке под подарком понимается вещь, которую по собственному желанию преподносят с целью доставить удовольствие или пользу. Аналогично следует подходить к определению статуса преподнесенной клиенту вещи в гражданско-правовом смысле. Так, в Информационном письме от 21.12.2005 N 104 сказано, что дарением можно признать только ту сделку, в основе которой лежит действительное намерение одного лица одарить другое. Если же из сущности правоотношений следует, что товар (работа или услуга) передается адресату пусть и без встречного денежного предоставления, но все же с расчетом на определенную имущественную выгоду, говорить о безвозмездности такой сделки неуместно.
Ключевой момент. Передача вещи без встречного материального предоставления еще не означает, что сделка безвозмездна.
Следуя от обратного, ее необходимо считать возмездной. Поэтому называть подарком тот товар (работу, услугу), который преподносится клиенту в обмен на совершение последним определенных действий (приобретение турпродукта, повторное обращение, накопление некой суммы на индивидуальном счете туриста и т.д.), не совсем корректно. Далее мы не будем употреблять термин "подарок" в отношении тех вещей, которые передаются клиенту в награду за прошлые "заслуги", а будем называть их "вознаграждением за": за то, что клиент приобрел дорогостоящий турпродукт или турпродукт из спецпредложения, за то, что он уже не первый раз обращается в конкретную турфирму и имеет положительную репутацию, и т.д.
Квалификация "вознаграждения за" для учетных целей
Бухгалтерское законодательство не содержит никаких специальных норм в отношении учета товаров (работ, услуг), которые передаются (отчуждаются) на возмездной основе, но без какого-либо денежного или материального предоставления. Глава 25 НК РФ вопреки гражданско-правовому смыслу называет такую операцию безвозмездной передачей (п. 2 ст. 248), в связи с чем исключает возникновение в налоговом учете передающей стороны как доходов, так и расходов (ст. 249, 250 и п. 16 ст. 270 НК РФ). Однако стоимость товаров (работ, услуг), переданных в качестве "вознаграждения за", все же может найти свое место в составе затрат в бухгалтерском учете и в составе расходов в налоговом. Дело в том, что обещание "вознаграждения за" имеет ярко выраженный стимулирующий характер. Поэтому подобного рода мероприятия без труда подтягиваются под определение рекламных, тем более если правила их проведения нашли отражение в таком документе, как маркетинговая политика предприятия.
В бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов*(1) расходы на рекламу собираются на счете 44 "Расходы на продажу", в том числе в корреспонденции со счетами 41 "Товары" и 10 "Материалы", поэтому стоимость тех материальных ценностей, которые турагент приобретает специально для вознаграждения клиентов, без труда может быть учтена в соответствии с общими правилами отпуска МПЗ (в производство или при ином выбытии) (п. 16-22 ПБУ 5/01*(2)).
Примечание. Реклама - это информация, распространяемая в любой форме и любым способом среди неопределенного круга лиц и направленная на привлечение внимания к товару, его производителю или продавцу, а также на формирование или поддержание интереса к ним и продвижение их на рынке (ст. 3 Закона о рекламе*(3)).
В налоговом учете расходы на рекламу признаются в соответствии с положениями пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ. Например, расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, нормируются для целей налогообложения, то есть признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Допускаем, что стоимость материальных ценностей, передаваемых клиентам в качестве "вознаграждения за", по аналогии со стоимостью призов, вручаемых победителям розыгрышей, признается для целей налогообложения в качестве расходов на иные виды рекламы, а значит, и нормируется.
Обращаем внимание турагентов, которые применяют УСНО с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов": в целях исчисления единого налога расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) принимаются (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, для целей применения УСНО отдельные рекламные расходы нормируются, как и при расчете налога на прибыль, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52). Это означает, что при определении норматива рекламных расходов турагент должен отталкиваться исключительно от величины доходов от реализации (внереализационные доходы не в счет). Остается один вопрос: исходить из величины только оплаченных доходов или вообще всех? Логично было бы ответить - только оплаченных, так как по смыслу "упрощенного" спецрежима доходы определяются именно кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ). К сожалению, в структуре гл. 26.2 НК РФ нормы о признании рекламных расходов (пп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 346.16) и о применении кассового метода определения доходов (ст. 346.17) напрямую между собой не связаны. Это, конечно, недочет системы, но вовсе не критический. Если следовать букве закона, "упрощенец" при подсчете выручки для определения норматива рекламных расходов должен открыть ст. 249 НК РФ, где, во-первых, дан способ определения выручки от реализации (он распространяется и на "упрощенцев"), во-вторых, обозначены методы определения доходов (метод начисления и кассовый метод). Так вот, пользуясь общей терминологией, "упрощенцу", очевидно, необходимо обратиться к способу определения доходов кассовым методом. Но правила применения кассового метода, обозначенные в ст. 273 и ст. 346.17 НК РФ, принципиальных отличий не имеют. Поэтому налогоплательщик, применяющий УСНО, не ошибется, если для определения лимита рекламных расходов воспользуется показателем выручки, рассчитанным для исчисления единого налога.
Ключевой момент. Стоимость материальных ценностей, передаваемых клиентам в качестве вознаграждения за совершение определенных действий, относится к нормируемым рекламным расходам.
Пример
В сентябре 2010 г. турагентство "Моя планета" провело стимулирующую акцию. Каждому клиенту, приобретающему в период с 01.09.2010 по 30.10.2010 поездку в Испанию, в качестве вознаграждения предоставлялся альбом-путеводитель по музею Сальвадора Дали в Фигерасе. Для проведения акции было приобретено 10 альбомов, каждый стоимостью 500 руб. (без НДС). Задолженности перед поставщиком альбомов нет. Клиентам передано 7 альбомов. Выручка от реализации по итогам девяти месяцев 2010 г. составила 700 000 руб.
В бухгалтерском учете турагентства были сформированы следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретены альбомы-путеводители (500 руб. х 10 шт.) | 5 000 | ||
Оплачены приобретенные альбомы-путеводители | 5 000 | ||
Альбомы-путеводители переданы клиентам в качестве вознаграждения (500 руб. х 7 шт.) | 3 500 |
По мнению автора, альбомы-путеводители, приобретенные для проведения стимулирующей акции, можно учесть по выбору организации либо на счете 10 "Материалы", либо на счете 41 "Товары". Все зависит от условий их использования, установленных внутри компании. если организация планирует распространять альбомы исключительно в рамках рекламной акции (без остатка), то уместнее применять счет 10 "Материалы". если же организация помимо основной деятельности оказывает клиентам различные сопутствующие услуги, в том числе реализует туристическую литературу, то учет альбомов-путеводителей (при условии, что они поступили и в розничную продажу) возможен с применением счета 41 "Товары".
Независимо от того, на каком счете учтены альбомы-путеводители, для целей исчисления единого налога их стоимость включается в состав расходов по правилам, установленным для признания расходов на рекламу (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Правила признания материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) или расходов на приобретение товаров, подлежащих дальнейшей реализации (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), здесь не действуют. Таким образом, в составе налоговых расходов по итогам девяти месяцев турагентство "Моя планета" должно учесть расходы на рекламу в сумме 3 500 руб. Это стоимость только тех альбомов-путеводителей, которые переданы клиентам. По мнению автора, затраты (по общим требованиям гл. 26.2 НК РФ признаваемые исключительно после их фактической оплаты) на рекламу возникают именно в момент передачи альбомов-путеводителей в адрес клиентов. В нашем примере их общая стоимость укладывается в норматив рекламных расходов, рассчитываемый исходя из выручки - 7 000 руб. (700 000 руб. х 1%).
Остатком рекламной продукции (три альбома-путеводителя общей стоимостью 1 500 руб.) организация может распорядиться по-разному: продать, подарить бизнес-партнерам, задействовать в качестве источника информирования клиентов. В зависимости от того, какая "судьба" альбомам уготована, и будет признаваться их стоимость для целей налогообложения.
* * *
В статье мы рассказали о том, что подарки для клиентов далеко не всегда являются таковыми. В сущности, если клиент поощряется за совершенные им прежде действия (объем приобретений за некий период, приобретение дорогостоящего турпродукта и т.д.), то предоставление ему (бесплатно) материальных ценностей или услуг все же имеет возмездный характер. В связи с этим уместно говорить о признании данных затрат в целях налогообложения, причем в качестве расходов на рекламу.
К.О. Борисова,
эксперт журнала
"Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(3) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"