Возмещение НДС
С возмещением НДС рано или поздно сталкивается каждый налогоплательщик. И многие из них знают, что процесс этот зачастую спорный. Налоговые органы не спешат признать право на возмещение налога, доводя дело до судебных разбирательств. Как складывается практика возмещения через суд и к чему придираются налоговики, Вы узнаете из статьи.
Возмещение НДС включает в себя несколько этапов:
1. На первом этапе налогоплательщик подаёт в налоговую инспекцию декларацию по НДС с указанием в ней суммы налога к возмещению из бюджета и заявление о возврате НДС, предъявленного к возмещению, на расчётный счёт организации, либо организация может подать заявление о зачёте НДС в счёт предстоящих платежей по данному налогу. Эта возможность предусмотрена пунктом 1 ст. 176 НК РФ, в котором говорится, что, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, то полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату).
2. Второй этап - это камеральная проверка на основе представленной налогоплательщиком декларации. Налоговые органы должны проверить, правильно ли рассчитана сумма, заявленная к возмещению. Камеральная проверка производится в соответствии с положениями ст. 88 НК РФ.
3. Итог проверки. Согласно п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления таких нарушений должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение десяти дней после окончания камеральной налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
У налогоплательщиков есть право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя. Также налогоплательщик вправе до вынесения решения налоговым органом ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Если налогоплательщик, извещённый надлежащим образом, не явился для рассмотрения материалов налоговой проверки, то она проводится в его отсутствие. При этом налоговые органы обязаны известить налогоплательщика об окончании и результатах камеральной налоговой проверки даже в том случае, если нарушения законодательства о налогах и сборах не выявлены.
По итогам камеральной проверки налоговым органом выносится:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Возмещение вне очереди
Как следует из п. 9 ст. 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), зачёте (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или другим способом, подтверждающим фактическую дату его получения.
Возмещение налога осуществляет территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения налоговой инспекции. Одновременно казначейство уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
С I квартала 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. N 318-ФЗ в НК РФ была введена ст. 176.1, предусматривающая заявительный порядок возмещения указанного налога. Новостью является то, что возмещение НДС налогоплательщик может осуществить до завершения процедуры камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 2 ст. 176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют:
- организации-налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная за предыдущие три календарных года, без учёта сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. руб. Такие налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;
- налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка по требованию налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке, в случае полной или частичной отмены налоговым органом решения о возмещении.
На контрагента надейся...
В статье 172 НК РФ определён порядок применения налоговых вычетов. Согласно ему налоговые вычеты производятся налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, а также документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами или сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
В действительности же налоговики могут заподозрить компанию, заявившую на вычет НДС, в действиях, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды и незаконное возмещение НДС из бюджета.
Если документы, представленные в налоговый орган в целях получения налоговой выгоды, оформлены надлежащим образом, и налоговым органом не доказано, что сведения в них неполны, недостоверны или противоречивы, это является основанием для получения возврата или зачета НДС.
Налогоплательщик самостоятельно несёт ответственность за выполнение своих обязанностей по проверке контрагентов и предоставления достоверных сведений налоговым органам, пользуясь своими правами на учёт расходов в целях налогообложения прибыли и на налоговые вычеты по НДС. Однако заявитель не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Она может быть признана необоснованной, если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Задача доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, либо наличие факта недобросовестности третьих лиц лежит на налоговой инспекции, которая должна выявить наличие схем, направленных на незаконное возмещение НДС из бюджета, либо умышленных действий, направленных на завышение сумм налоговых вычетов. В случае же отсутствия этих доказательств суды, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков. Примером этого является Постановление ФАС Московского округа от 01.07.2010 г. N КА-А40/5858-10 по делу N А40-113604/09-35-781, в котором обоснованно сделан вывод, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения вычета налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. И при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности или противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, указывающие на то, что налогоплательщик знал, либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных или противоречивых сведений.
Причины отказа в возмещении НДС
Кроме того, наиболее часто встречающиеся причины отказа в возмещении НДС, подкрепленные судебными решениями, таковы:
- Документы, составленные от имени несуществующего лица, не могут быть приняты в качестве доказательств по делу, а значит, не могут подтверждать реальность понесённых налогоплательщиком расходов, как содержащие недостоверные сведения. Соответственно, они не являются основанием для получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль (Постановление ФАС Центрального округа от 12.01.2010 г. по делу N А23-1815/09А-14-30)
- Не подтверждён факт реальности сделок общества, либо сделки лишены экономического смысла и направлены на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для получения необоснованной налоговой выгоды (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2009 г. по делу N А01-1216/2008-12, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2008 г. N Ф04-4920/2008(9669-А45-37) по делу N А45-9089/2007-23/196, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2009 г. по делу N А82-5434/2009)
- Представленные налогоплательщиком первичные бухгалтерские документы (товарные накладные, платёжные документы, выставленные контрагентами счета-фактуры) содержат недостоверную информацию (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2010 г. по делу N А42-1558/2009, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.07.2008 г. N Ф04-3895/2008(7275-А27-15) по делу N А27-9786/2007-2, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2009 г. N А33-13882/08-Ф02-1972/09 по делу NАЗЗ-13882/08)
- Отсутствие ведения раздельного учёта товаров, в силу чего невозможно определить, к какому виду деятельности (облагаемому или не облагаемому налогом) относятся уплаченные поставщикам суммы НДС, а потому право на применение налоговых вычетов по указанному налогу у налогоплательщика отсутствует (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.04.2010 г. N Ф03-1900/2010 по делу N А59-6023/2008, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.05.2010 г. по делу N А79-5608/2009, Постановление ФАС Центрального округа от 01.09.2009 г. по делу N А36-3275/2008)
- Право на применение вычета по НДС может быть реализовано только в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком были соблюдены условия для его применения. Возможность применения вычета в более поздние налоговые периоды (по усмотрению налогоплательщика) законодательством не предусмотрена. Налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 НК РФ. При этом отражение налогоплательщиком налоговых вычетов должно быть в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом условия (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2010 г. по делу N А82-4790/2009-37, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.07.2010 г. по делу N А79-14739/2009)
- Налоговым органом доказана необоснованность полученной заявителем в результате операций с контрагентами налоговой выгоды (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2010 г. по делу N А33-14881/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2010 г. по делу N А33-13405/2009).
Обзор положительных судебных решений
На основании судебной практики, сложившейся по вопросам возмещения НДС, можно сделать выводы, что суды принимают сторону налогоплательщика в следующих случаях:
1. Налогоплательщик документально подтвердил право на вычет по НДС (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2010 г. N КА-А40/6606-10 по делу N А40-118035/09-13-904, Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2009 г. N Ф09-9499/09-С2 по делу N А07-7389/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2010 г. по делу N А57-22072/2009, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2009 г. N Ф03-4679/2009 по делу N А04-8933/2008).
2. При реальном осуществлении налогоплательщиком хозяйственных операций с реальными товарами НДС из бюджета подлежит возмещению (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 г. N Ф03-4038/2010 по делу N А51-13429/2008, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2010 г. N Ф03-5110/2010 по делу N А37-3140/2009).
3. НК РФ не содержит запрета для налогоплательщика по использованию права на налоговый вычет по НДС в более поздний налоговый период в пределах трехлетнего срока, чем налоговый период, в котором были произведены оплата товара и его оприходование (Постановление ФАС Уральского округа от 09.08.2010 г. N Ф09-6110/10-С2 по делу N А60-55852/2009-С10, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2010 г. по делу N А10-3064/2009, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.04.2010 г. N Ф03-2607/2010 по делу N А37-3333/2009).
4. Убыточность деятельности налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности хозяйственных операций и направленности его действий на получение необоснованной налоговой выгоды (Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2010 г. N КА-А40/9503-10 по делу N А40-152829/09-35-1176, Постановление ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 г. по делу N А55-20078/2008, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2006 г. N А33-7564/06-Ф02-6760/06-С1 по делу N А33-7564/06).
На практике, даже если судом вынесено положительное решение в части возмещения НДС, это еще не значит, что налоговый орган его исполнит. Президиум ВАС РФ Постановлением от 27.04.2010 г. N 636/10 обязал налоговиков возместить НДС организации, которая спустя три года повторно обратилась в суд с иском к налоговому органу с требованием вернуть НДС. В указанном Постановлении Президиума ВАС РФ говорится о том, что подтверждённое ранее состоявшимися судебными актами право на получение сумм НДС должно быть исполнено налоговыми органами, несмотря на истечение срока исковой давности для предъявления в суд требования о возмещении из бюджета сумм налога. Данный вывод является общеобязательным при рассмотрении аналогичных споров в арбитражных судах.
Г. Дивеева
"Московский бухгалтер", N 17-18, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007