Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 марта 2008 г. N КА-А40/2472-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2008 г.
Открытое акционерное общество "Мостотрест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (уточненным) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 45 по г. Москве (далее - инспекция) по отказу произвести зачет или возврат 2345471руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также просило обязать инспекцию произвести возврат указанных денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - УПФР N 10).
Решением названного арбитражного суда от 11.10.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалась на отсутствие правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, на неприменение при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование положений статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Также указала на неправомерное взыскание с инспекции госпошлины.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам. УПФР N 10 уведомлено о рассмотрении жалобы телефонограммой, ее представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, платежными поручениями от 05.04.2007 N 431, от 27.04.2007 N 393, от 05.06.2007 N 657 общество перечислило в общей сумме 2345471 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, соответственно за март, апрель, май 2007 года. Ввиду допущенной ошибки в платежных поручениях при указании кода бюджетной классификации (далее - КБК) общество платежным поручением от 18.05.2007 N 929 повторно уплатило страховые взносы на выплату страховой части пенсии за март, апрель 2007 года в размере 1700000 руб., указав правильный КБК. Одновременно обратилось в инспекцию с заявлениями от 18.05.2007 N 5030-06/97, от 02.07.2007 N 5030-06/139 о проведении зачета (возврата) ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 2345471 руб.
На указанные обращения инспекция письмами от 30.05.2007 N 15В-20/13596, от 13.07.2007 N 15В-20/017118 отказала в зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на отсутствие у него соответствующих полномочий.
Общество оспорило в судебном порядке действия инспекции по отказу в проведении зачета (возврата) ошибочно уплаченных не на тот КБК страховых взносов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В силу п. 14 названной нормы Кодекса правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета излишне уплаченных страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о незаконности отказа инспекции произвести зачет ошибочно уплаченных не на тот КБК 2345471 руб. страховых взносов.
Ссылка в жалобе на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, не являются составной частью ЕСН и налоговые органы не вправе осуществлять их зачет (возврат), отклоняется как неосновательная.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В п. 1 ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно п.п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о зачете (возврате).
В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Пунктом 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 этого Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
С учетом вышеизложенного вывод судов двух инстанций о наличии у инспекции полномочий на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
Иное толкование приведенных выше норм не соответствует их содержанию и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 NN 2776/06 и 4240/06.
Доводы кассационной жалобы в этой части свидетельствуют о неправильном толковании законодательства, в связи с чем отклоняются.
Что касается взыскания с инспекции госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, то в этой части вывод судов двух инстанций является правильным.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образовании.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
Поэтому, признав недействительными оспариваемые по делу действия налогового органа, суды правомерно по правилам ст. 110 АПК РФ отнесли на инспекцию расходы по госпошлине за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Ссылка в жалобе на то, что Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 не является обязательным для исполнения актом, не принимается во внимание. Данное письмо не устанавливает новых требований и правил, а дает толкование налогового законодательства, касающееся вопросов оплаты госпошлиной подаваемых в суд заявлений и жалоб.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
На основании ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2007 по делу N А40-31601/07-75-172, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 N 09АП-16880/2007-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 45 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 45 по г. Москве в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2008 г. N КА-А40/2472-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании