Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 апреля 2008 г. N КА-А41/3277-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Берингов пролив Дельта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Московской области (далее - инспекция) от 17.07.2007 N 13-17/11428 об отказе произвести возврат 704865руб. ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также просило обязать инспекцию произвести возврат указанных денежных средств.
Определением от 19.11.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 16 по г.Москве и Московской области (далее - ГУ УПФР N 16).
Решением названного арбитражного суда от 18.12.2007 заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный. При этом указала на то, что положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не применяются при зачете (возврате) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами. Также отметила, что налоговый орган не наделен полномочиями осуществлять возврат (зачет) денежных средств, перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отзыв на жалобу не поступил.
До начала судебного разбирательства по жалобе от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. Ходатайство обсуждено и признано подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалованное решение суда первой инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, платежными поручениями от 13.02.06 N 803, от 14.02.06 NN 292, 846, 847, от 15.02.06 N 872, от 16.02.06 N 894, от 17.02.06 NN 916, 918, от 20.02.06 N 942, от 22.02.06 NN 1030, 1031, от 26.02.06 N 1043, от 27.02.06 N 1075, от 25.04.06 N 2373, от 26.04.06 N 2420, от 05.05.06 N 2618, от 05.05.06 N 2617 общество перечислило 7048645руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии. При этом ошибочно указало код бюджетной классификации 18210202030061000160, на котором аккумулируются взносы, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии. Платежными поручениями от 29.11.06 NN 128,8123, от 21.02.07 N 324, от 22.02.07 N 372, от 26.02.07 N 379, от 27.02.07 N 490 общество перечислило 720000руб. страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии, указав правильный код бюджетной классификации.
Заявление общества от 26.06.07 N 42 о возврате ошибочно перечисленных 7048645 руб. страховых взносов инспекция письмом от 17.07.07 N 13-17/11428 оставила без рассмотрения, сославшись на письма ФНС России от 08.02.2006 N 19-4-03/000019@, согласно которому страховые взносы не являются составной частью единого социального налога, и Минфина России от 04.12.2006 N 03-02-07/1-337, в котором указан судебный порядок разрешения споров по вопросам зачета (возврата) страховых взносов, поскольку законодателем не определен орган, обязанный осуществлять их возврат (зачет).
Общество оспорило в судебном порядке решение налогового органа об отказе произвести возврат ошибочно перечисленных страховых вносов на неверный код бюджетной классификации.
Рассматривая заявленное по делу требование, суд первой инстанции признал оспариваемое по делу решение несоответствующими требованиям законодательства.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществить возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что лицом, обязанным произвести возврат излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, является налоговый орган.
Порядок проведения возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов, сборов установлен ст. 78 НК РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции признал доказанным факт ошибочного перечисления обществом спорной суммы страховых взносов на неверный код бюджетной классификации.
В связи с чем пришел к правильному выводу о незаконности отказа в возврате этих денежных средств.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют об ошибочном толковании законодательства, в связи с чем отклоняются.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.
На основании ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ, а также с учетом информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2007 по делу N А41-К2-19878/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Московской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2008 г. N КА-А41/3277-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании