Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 мая 2008 г. N КА-А40/3779-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.08.2007 г. N 09-58-175 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2007 г. требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и заявителю отказать в удовлетворении его требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил приобщить письменные пояснения на кассационную жалобу Инспекции к материалам дела. Суд, учитывая мнение представителя Инспекции, руководствуясь ст.ст. 181, 184, 185 АПК РФ определил: удовлетворить ходатайство представителя Общества, приобщить письменные пояснения на кассационную жалобу к материалам дела.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 20.03.2007 г. Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за февраль 2007 г.
Одновременно с декларацией Общество представило в Инспекцию документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
В ходе камеральной налоговой проверки представленной декларации (а именно ее раздела 5, по которому сумма налога была исчислена к уменьшению из бюджета) Обществу выставлено требование о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов в части операций, облагаемых по ставке 0%, от 16.05.2007 г. N 09-53/24691/02/14570, которое получено представителем Общества 16.05.2007 г. требование исполнено: сопроводительным письмом от 25.05.2007 N 002 истребованные документы представлены в налоговый орган, претензий в отношении представленных документов налоговым органом не заявлено.
По результатам камеральной проверки, налоговым органом вынесено решение от 14.08.2007 N 09-58-175, которым отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности, Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 5 679 209 руб., уплатить пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд, с учетом всех обстоятельств дела, правомерно исходил из того, что представленные Обществом документы, соответствуют требованиям налогового законодательства.
Довод жалобы о том, что представленные к проверке инвойсы по всем контрактам выставлены позже произведенных отгрузок (оформления временных ГТД и принятия грузов к перевозке), правомерно отклонен судом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что часть инвойсов действительно выставлена позже произведенных отгрузок, поскольку они являются финальными и составляются в соответствии с итоговыми приложениями к договорам. Данные инвойсы выполняют функцию счета-фактуры и платежи по ним не производятся. Другая часть инвойсов также выставлена позже произведенных отгрузок, так как они являются счетами на оплату вознаграждения и выставляются по окончании месяца перевозок на основании приложений к договорам.
Некоторые инвойсы выставлены в соответствии с приложениями к договорам за услуги по обеспечению подвижным составом. Эти инвойсы также выставляются по окончании месяца перевозок в соответствии с представленными договорами.
Доводы налогового органа о том, что из представленных выписок банка не представляется возможным установить плательщика, назначение платежа, а также о том, что в платежных документах в назначении платежа отсутствуют реквизиты документов (договоров, приложений, инвойсов), в оплату которых поступили денежные средства, правомерно судами признаны необоснованными.
Так, ко всем выпискам банка для проверки в Инспекцию представлялись электронно-платежные документы: даты их выставления и суммы, указанные в них, совпадают с суммами, указанными в банковских выписках. Одновременно во всех электронно-платежных документах в качестве получателя указано Общество, а в качестве плательщика - "Inter-rail transport limited" и "KORT ENTERPRISES". В связи с чем, суд правомерно исходил из того, что имевшаяся в распоряжении налогового органа информация была достаточной для идентификации платежных документов и остальных документов комплекта.
Ссылка в жалобе на то, что в платежных документах в назначении платежа отсутствуют реквизиты документов (договоров, приложений, инвойсов), в оплату которых поступили денежные средства, суд полагает необходимым отметить, что каких-либо требований в нормативных актах к составлению телексов или платежных заявлений, и, в частности, требования о необходимости указывать в них приложения к договору, по которому производятся платежи, не предусмотрено.
В жалобе налоговый орган указывает на то, что в графе "назначение платежа" п/п N 216 от 02.11.2006 г. указана оплата по инвойсам N SM-09.06/II, TM-09.06/II, которые к проверке не представлены и сумма платежа, приходящаяся на каждый инвойс, в указанном платежном поручении отсутствует.
Однако, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно п. 12 описи документов к налоговой декларации за февраль 2007 г. по ставке 0% было представлено письмо "Inter-rail transport limited" N 3124 от 04.12.2006 с уточнением графы "назначения платежа" в указанном платежном поручении с разбивкой сумм по инвойсам. Также суд установил, что инвойсы N SM-09.O6/S, UM-09.06/S. TM-09.06/S, указанные в этом платежном поручении к проверке представлялись, что следует из п. 8-10 описи документов, представленных к налоговой декларации за февраль 2007 г. по ставке 0%. Инвойсы N SM-09.06/II, TM-09.06/II выставлены за другой месяц отгрузки и не должны были представляться в пакете документов за данный период.
В отношении доводов жалобы о том, что в графе "назначение платежа" электронно-платежного документа от 31.10.06 г. указано: оплата по инвойсу N РМ-11.06/1 и указанный инвойс не был выставлен в рамках приложения N 9А-М от 30.09.06 г., судом правильно установлено, что в соответствии с п. 11 описи документов к налоговой декларации за февраль 2007 г. по ставке 0% представлено письмо "Inter-rail transport limited" N 151127 от 10.11.2006 с уточнением графы "назначения платежа" в указанном ЭПД с разбивкой сумм по инвойсам. Также судом установлено, что инвойсы N SM-09.06/S, UM-09.06/S, TM-09.06/S, указанные в ЭПД от 31.10.06 г. к проверке были представлены, что следует из п. 8-10 описи документов, представленных к налоговой декларации за февраль 2007 г. по ставке 0%. Инвойс N РМ-11.06/1 выставлен за другой месяц отгрузки и в рамках другого приложения к договору и соответственно не подлежал представлению в пакете документов за данный период.
Довод налогового органа о том, что к проверке не представлено платежное поручение N 169 от 13.03.06 г., которое указано в графе "назначение платежа" мемориального ордера N 843 от 13.03.06 г., также правомерно отклонен судом.
Мемориальный ордер является дополнительным документом к банковской выписке, а платежное поручение N 169 от 13.03.06 налоговым органом не запрошено, его представление не предусмотрено ст. 165 НК РФ, в связи с наличием замечаний Инспекции оно было представлено дополнительно в качестве приложения к возражениям на акт проверки, что подтверждается описью.
В отношении замечания Инспекции о том, что в графе "назначение платежа" платежного поручения N 123 от 21.04.06 г. отсутствует ссылка на реквизиты договора, инвойса и др., судом правомерно указано, что в графе "назначение платежа" п/п 123 от 21.04.06 г. указано: транспортировка март 2006 г., что и идентифицирует данный платеж.
По доводу Инспекции о том, что в графе "назначение платежа" платежного поручения N 98 от 28.O3.06 r. указано: оплата по инвойсам N PC 03/1-UT, PM 04/1-UT, которые в проверяемом периоде выставлялись в рамках приложений N ЗА-С от 30.04.06 г., N 4А-С от 30.04.06 г. к проверке не представлены, в ходе рассмотрения дела установлено, что в платежном поручении N 98 от 28.03.06 г. ошибочно указан инвойс N PM 04/1-UT, верно было бы читать как PC 04/1-UT.
В отношении ссылки налогового органа на то, что в графе "назначение платежа" платежного поручения N 138 от 29.05.06 г. указано: оплата по инвойсу N SM 04/1-UT, который в проверяемой периоде не выставлялся в рамках приложений N ЗА-С от 30,04.06 г., N 4А-С от 30.04.06 и к проверке не представлен, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с п. 82 описи документов налоговой декларации за февраль 2007 г. по ставке 0% было представлено письмо "Enter-гаil transport limited" N 0529 IR or 29.05.2006 с уточнением графы "назначения платежа", в указанном платежном поручении с разбивкой сумм по инвойсам. Также суд установил, что инвойсы N SC 04/6- UT, SC 04/1-UT, указанные в платежном поручении N 138 от 29.05.06 г. в налоговый орган для проверки представлены, что следует из п. 62, 60 описи документов к налоговой декларации за февраль 2007 г. Остальные инвойсы, указанные в письме, выставлены за другой месяц отгрузки и не должны представляться в пакете документов за данный период.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что доводы Инспекции о том, что указанные инвойсы не являются счетами на оплату транспортно-экспедициоиных услуг, оказанных в соответствии с представленными к проверке договорами, приложениями к ним и таможенными документами, несостоятельны.
Довод жалобы о том, что Обществом к проверке не представлен ряд ВПД, судом кассационной инстанции не принимается.
Суд исходил из того, что согласно п. 2 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 г. N 915, основными листами ГТД являются бланки установленной формы "Грузовая таможенная декларация (ТД1)". Согласно ч. 3 названной Инструкции как временные ГТД, так и полные ГТД оформляются на бланке формы "ТД1". Из указанного следует, что одного из основных листов (а точнее ППД) с необходимой отметкой Балтийской таможни о вывозе товара и соответствующих товаросопроводительных документов - железнодорожных накладных в судовых документах достаточно для подтверждения факта вывоза. Кроме того, отметка о вывозе товара ставится на ППД, так как именно полная таможенная декларация свидетельствует о завершении процедуры таможенного оформления.
Довод жалобы об отсутствии в представленных к проверке копиях ВПД отметки пограничного таможенного органа через который товар был вывезен, правомерно отклонен судом.
В спорный период порядок оформления таможенными органами подтверждения фактического вывоза товара регулировался Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ, утвержденых Приказом ГТК России от 21.07.2003 г. N 806, подпункт "а" п. 12 которой устанавливает, что отметки, свидетельствующие о фактическом вывозе товара, проставляются на оборотной стороне основного листа таможенной декларации или ее копии. Согласно п. 2 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 г. N 915, основными листами ГТД являются бланки установленной формы "Грузовая таможенная декларация (ТД1)". Согласно ч. 3 названной Инструкции как временные ГТД, так и полные ГТД оформляются на бланке формы "ТД1". Отметка с датой стоит на оборотной стороне ППД, что соответствует указанной Инструкции.
В жалобе налоговый орган указывает на то, что в ГТД под номером 2 в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" указаны номера транспортных документов, в соответствии с которыми осуществлялась международная перевозка груза.
Однако, судом с учетом Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 г. N 915 установлено, что в данном случае в отношении декларируемых товаров ранее не осуществлялась международная перевозка и они не перевозились по процедуре внутреннего таможенного транзита, указание в данной графе реквизитов коносамента вышеназванной Инструкцией не предусмотрено.
Доводы налогового органа о том, что ряд товаросопроводительных документов, указаных в ГТД в графе 44 под номером 2 не представлены Обществом к проверке, также обоснованно отклонены судом.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 г. N 915, в указанной графе под номером 2 необходимо указывать "номер транспортного документа, по которому осуществлялась международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением процедуры ВТТ, если в отношении декларируемых товаров перед их помещением под заявляемый таможенный режим или завершением действия ранее (заявленного таможенного режима осуществлялась международная перевозка или товары перевозились по процедуре ВТТ". В данном случае в отношении декларируемых товаров ранее не осуществлялась международная перевозка и они не перевозились по процедуре внутреннего таможенного транзита, на что (указывает страна происхождения товара - РФ. Указанные ГТД и все железнодорожные накладные к проверке представлены с необходимыми отметками о вывозе, как предусмотрено ст. 165 НК РФ.
По доводам Инспекции о том, что представленные к проверке копии: железнодорожных накладных к ряду ГТД не содержат отметки пограничного таможенного органа через который товар был вывезен, судом установлено, что на перечисленных в оспариваемом решении ГТД и товаросопроводительных документах к ним имеются все необходимые отметки.
Доводы Инспекции о том, что ряд представленных к проверке копий поручений на отгрузку экспортного товара удостоверены ЗАО "Лодстар" и не содержат наименования перевозчика и места его нахождения, документы, подтверждающие право ЗАО "Лодстар" заверять поручение на отгрузку, отсутствуют; ЗАО "Лодстар" невозможно идентифицировать как перевозчика или капитана (или агента, действующего по поручению перевозчика или капитана), не состоятельны. Судом установлено, что ЗАО "Лодстар" выполняет услуги по оформлению перевозочных документов в Портах Дальнего Востока (Владивосток, Находка), копия договора N 12/06 от 01.01.2006 г. на эти услуги представлена в налоговый орган с возражениями на акт. Что касается наименования перевозчика, то во всех указанных поручениях на отгрузку в графе "судно" прописано название судна и в правом нижнем углу стоит дата и отметка капитана корабля о принятии груза на борт.
Доводы налогового органа о том, что в представленных к проверке ГТД даты штампа "товар вывезен" не соответствуют датам отметки о вывозе товара, указанным в представленных железнодорожных накладных, правомерно отклонены судом со ссылкой на Инструкцию о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ, утвержденной Приказом ГТК России о 21.07.2003 г. N 806.
Ссылки в жалобе на то, что некоторые представленные к проверке копии поручений на отгрузку экспортного товара не содержат наименования перевозчика и его местонахождения; расписка администрации судна о принятии груза на борт отсутствует и на коносаментах, представленных к проверке, отсутствует дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; документы, подтверждающие полномочия ООО "Искра Лоджистикс" на заверение поручений на отгрузку отсутствуют, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, судом установлено, что в графе "Отправитель" каждого коносамента значится ООО "Мечел-Транс", в графе "Получатель" - Мечел Трейдинг и в графе наименование судна - название судна. ООО "Искра Лоджистик" является экспедитором в порту, что и указано в поручениях на погрузку. Расписка администрации судна о принятии груза на борт присутствует на последнем листе каждого коносамента, там же указана и дата приема груза перевозчиком, которая стоит и на первом листе коносаментов.
В жалобе Инспекция указывает на то, что на представленных железнодорожных накладных отсутствует календарный штемпель станции назначения.
Однако, налоговым законодательством, в частности ст. 165 НК РФ наличие в качестве обязательного реквизита календарного штемпеля станции назначения не предусмотрено.
Ссылка в жалобе на то, что компания "Inter-rail transport limited" как контрагент по договору в ГТД и соответствующих товаросопроводительных документах не упоминается, также отклоняется судом кассационной инстанции.
Судом, с учетом всех обстоятельств дела, обоснованно указано, что представленный Обществом в налоговый орган пакет документов позволял установить их связь с данным лицом.
Доводы жалобы о том, что Обществом не представлены первичные учетные документы (товарные накладные, акты выполненных работ и договора по хозяйственной деятельности), обосновывающие налоговые вычеты, также не принимаются во внимание судом кассационной инстанции, поскольку представление данных документов не является обязанностью налогоплательщика, предусмотренной ст. 165 НК РФ, а следует только из требования налогового органа. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что требование налогового органа Обществом исполнено.
Судом первой инстанции также сделаны правильные выводы в отношении правомерности применения Обществом права на налоговые вычеты.
В соответствии со статьей 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов.
Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Учитывая положения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 23.5 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2007 г. по делу N А40-59060/07-75-357 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 28 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 28 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2008 г. N КА-А40/3779-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании