Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 мая 2008 г. N КА-А40/4579-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 г.
ИФНС России N 3 по г. Москве (далее - налоговый орган) была проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Автоцентр-Сити" (далее - заявитель, общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, кроме ЕСН и НДФЛ, за 2004-2005 гг.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 20.07.2007 N 14с/52-134-181-107-160 и с учетом возражений вынесено решение от 31.08.2007 N 05-14с/52-134-181-101-160-281 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 001 254 руб., заявителю доначислен НДС в размере 10 006 277 руб., начислены пени за неуплату НДС в размере 3 166 186 руб.
Считая решение налогового органа незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя, ООО "Автоцентр-Сити" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 3 по г. Москве о признании недействительным решения от 31.08.2007 N 05-14с/52-134-181-101-160-281 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008, требование заявителя удовлетворено.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку заявитель доказал, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене и отказать в удовлетворении требования в связи с неправильным применением судами пп. 7 п. 1 ст. 31, ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ, поскольку, по мнению налогового органа, в нормах налогового законодательства при применении расчетного метода, не предусмотрена обязанность налогового органа, учитывать переплату по налогу и засчитывать ее в счет предстоящих платежей.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы. Представители заявителя возражали против ее удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив обжалуемые решение и постановление о применении судами первой и апелляционной инстанций нормы права к установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств (л.д. 31-79, 105-141 т.1; л.д. 1-138 т.2; л.д. 10-12, 20-31, 35-66 т.3) в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм пп. 5 п. 1 ст. 23, пп. 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 93, п. 1 ст. 122, ст. 176 НК РФ, ст. 17 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Так, судебными инстанциями установлено, что налоговый орган, применяя расчетную методику в связи с непредставлением обществом во исполнение требования налогового органа документов в течение более двух месяцев, необходимых для расчета налогов, не учел переплату в виде разницы между суммами к уплате, полученными при применении расчетной методики, и суммами, фактически уплаченными заявителем в бюджет по платежным поручениям; расчет налогового органа является односторонним и не отражает реальные суммы НДС.
В связи с чем, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у заявителя сумм налога, подлежащих к уплате в проверяемый период, и, соответственно, об отсутствии у налогового органа оснований для начисления налога к уплате, пени и штрафа.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами, оценку ими доказательств, так как противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Кроме того, налоговым органом не учтено, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе не исчислять к уплате, а определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющихся у них информации о налогоплательщики, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
В связи с чем, налоговым органом в данном случае был неправильно применен пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, то есть была неправильно применена расчетная методика.
Довод кассационной жалобы о том, что в нормах налогового законодательства при применении расчетного метода, не предусмотрена обязанность налогового органа, учитывать переплату по налогу и засчитывать ее в счет предстоящих платежей, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку суд обоснованно сослался на положения ст. 176 НК РФ и указал на то, что данная обязанность вытекает из общеправового принципа справедливости.
Налоговым органом также не учтено, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в ст. 122 НК РФ деяний.
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом.
Ссылка налогового органа в данном случае на неприменение судом норм ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ отклоняется судом кассационной инстанции как несостоятельная, поскольку суды признали правомерным применение налоговым органом расчетного метода определения налога, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, размер налогов, учтя при этом подтвержденную заявителем сумму переплаты по НДС в проверяемый период по основаниям, указанным выше.
Иная оценка налоговым органом установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленного требования и незаконности оспариваемого решения налогового органа.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Поскольку налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы согласно определению суда от 30.04.2008, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 декабря 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2008 года по делу N А40-57083/07-109-230 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 3 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 3 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 7 п. 3 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов.
По мнению налогового органа, НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа учитывать переплату по налогу в счет предстоящих платежей при применении расчетного метода.
По мнению суда, позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.
Так, суд указал, что у налогоплательщика имелась переплата в виде разницы между суммами к уплате, полученными при применении расчетной методики, и суммами, фактически уплаченными заявителем в бюджет по платежным поручениям. Вместе с тем налоговый орган указанную переплату при определении суммы налога к уплате в бюджет не учел, что свидетельствует о том, что расчет является односторонним и не отражает реальные суммы налога к уплате в бюджет.
В связи с тем, что сумма переплаты в бюджет превышает сумму налога, определенного расчетным путем, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика сумм налога, подлежащих к уплате в проверяемый период, и, соответственно, об отсутствии у налогового органа оснований для начисления налога к уплате, пени и штрафа.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2008 г. N КА-А40/4579-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании