Таможенные платежи: исчисление, принудительное взыскание, возврат
Компаниям, чей бизнес связан с импортом или экспортом, приходится вносить таможенные платежи. Рассмотрим, каким образом они отражаются в учете, и выясним, как производится их исчисление, принудительное взыскание и возврат.
При перемещении товаров через таможенную границу России обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает как при ввозе товаров (с момента пересечения таможенной границы), так и при вывозе товаров (с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории нашей страны).
В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) к таможенным платежам относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины; НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию России; таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Объектом обложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой - их таможенная стоимость и (или) количество.
Перечень документов, которые следует представить таможенному органу для подтверждения сведений таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров, регламентирован приказом ФТС РФ от 25.04.07 N 536.
Таможенные пошлины
Виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:
Сумма таможенной пошлины = Таможенная стоимость товара (руб.) х Ставка таможенной пошлины (в процентах к таможенной стоимости) : 100%.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:
Сумма таможенной пошлины = Количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении х Ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара х Курс евро, установленный ЦБ РФ.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке сначала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, затем - сумма пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм или общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.
Налогоплательщик может внести авансовый платеж на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей (в том числе НДС), которые впоследствии будут списываться в соответствующем размере в счет уплаты таможенных платежей.
По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие требованию, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная сверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой сверки оформляются актом.
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при:
- ввозе - не позднее дня подачи таможенной декларации;
- предварительном декларировании ввозимых товаров - не позднее дня выпуска таких товаров;
- подаче периодической таможенной декларации - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
- выпуске товаров до подачи таможенной декларации - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита;
- вывозе товаров - не позднее дня подачи таможенной декларации;
- изменении таможенного режима - не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима;
- использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней - первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами;
- нарушении требований и условий таможенных процедур - день совершения такого нарушения.
Учет сумм ввозных таможенных пошлин. Если ввозимые товары предполагается использовать как МПЗ, то расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать их стоимость как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Если ввозимые товары предполагается использовать как основные средства (в том числе оборудование, сооружения, требующие монтажа), то расходы на уплату таможенных пошлин и сборов будут формировать первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском учете.
В целях налогового учета подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ установлена общая норма, позволяющая учитывать таможенные пошлины в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль. Однако, основываясь на п. 1 ст. 257 НК РФ, который устанавливает, что первоначальная стоимость амортизируемого имущества определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, можно утверждать, что таможенные пошлины, сборы необходимо включать в первоначальную стоимость оборудования (письма Минфина России от 19.06.09 N 03-03-06/1/417, 22.04.08 N 03-03-06/1/286 и др.).
Учет сумм экспортных таможенных пошлин. В бухгалтерском учете суммы таможенных пошлин и сборов по экспортным операциям отражаются по дебету счета 90 "Продажи" на соответствующем субсчете. В налоговом учете суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные при вывозе товара (экспорт), отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Суммы вывозных таможенных пошлин, начисленные и отраженные во временной таможенной декларации, учитываются в составе прочих расходов при налогообложении прибыли по дате составления временной таможенной декларации (письмо Минфина России от 07.02.07 N 03-03-06/1/68).
Если при заполнении полной таможенной декларации требуется корректировка пошлины в меньшую сторону (например, при возврате излишне уплаченных сумм), организации следует внести изменения в декларацию по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период, в котором дополнительно исчисленные суммы таможенных пошлин были учтены (письмо Минфина России от 07.10.09 N 03-03-06/1/650).
Акцизы
Ввоз ряда товаров является объектом обложения акцизами. Декларант (таможенный брокер) исчисляет и уплачивает акциз в порядке, предусмотренном налоговым и таможенным законодательством. Особенности обложения акцизом при ввозе и вывозе подакцизных товаров в зависимости от выбранного таможенного режима установлены ст. 185, 186 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию России определен в ст. 191 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров. Общая сумма акциза при ввозе нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = Таможенная стоимость ввозимого товара + Сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины х Ставка акциза в процентах : 100%.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = Объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении х Ставка акциза в рублях, копейках за единицу измерения.
Объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении рассчитывается как произведение количества подакцизного товара декларируемой партии, отнесенного к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС, на коэффициент, учитывающий особенности единицы измерения.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = (Объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении х Размер специфической ставки акциза за единицу измерения) + (Таможенная стоимость декларируемой партии подакцизного товара, отнесенного к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС + Сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины) х Размер адвалорной ставки акциза.
Ставки акциза установлены ст. 193 НК РФ, а по подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, с 01.01.10 применяются ставки акцизов согласно приложению к приказу ФТС России от 04.02.10 N 201.
Вычеты производятся на основании ГТД или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.
Налог на добавленную стоимость
Порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию нашей страны регулируется одновременно Налоговым и Таможенным кодексами РФ.
Вопросы взимания таможенных платежей, включая НДС, при ввозе товаров на территорию России, в том числе контроль за исчислением в случае их корректировки, в частности, в связи с корректировкой таможенной стоимости, относятся к компетенции таможенных органов.
НДС исчисляется в зависимости от вида ввозимого товара по ставке 10 или 18% и не уплачивается при ввозе товаров, поименованных в ст. 150 НК РФ. Нужно обратить внимание на то, что товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. В ином случае, если в ходе таможенных проверок будет установлено иное, то, как следствие, возникнет необходимость уплатить НДС по ставкам, действующим на момент принятия таможенной декларации, и соответствующие суммы пени.
Сумма налога, которую необходимо уплатить на таможне, определяется по формуле:
НДС = (ТС + ТП + А) х С,
где (ТС + ТП + А) - налоговая база, в том числе: ТС - таможенная стоимость ввозимого товара; ТП - сумма ввозной таможенной пошлины; А - сумма акциза; С - ставка НДС в процентах (10 или 18%).
Основой для исчисления НДС является в данном случае таможенная стоимость, при изменении (корректировке) которой будет изменяться сумма НДС к уплате в бюджет при ввозе товаров. Исчислить НДС нужно по каждой группе ввозимого товара одного наименования, вида и марки. Общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких групп товаров.
Если ввозимый товар освобождается от уплаты таможенной пошлины или не является подакцизным, то при расчете суммы НДС эти показатели принимаются равными нулю.
НДС при ввозе товаров уплачивается на счета Федерального казначейства. Однако в случаях, когда товар ввозится из страны, с которой Россия заключила договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления, взимание НДС осуществляют налоговые органы.
Порядок уплаты НДС при ввозе (вывозе) товаров с таможенной территории Российской Федерации зависит от таможенного режима, под который помещаются товары. При одних режимах НДС уплачивается (полностью или частично), при других - не уплачивается (см. табл.).
Уплаченный при ввозе товаров НДС принимается к вычету или учитывается в стоимости товара в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.
Принять к вычету НДС могут лишь плательщики этого налога. Плательщики, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ и применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД), хоть и признаются плательщиками НДС при ввозе товара на территорию нашей страны, но к вычету принять уплаченный налог не имеют права.
Принять к вычету сумму НДС по ввезенному товару можно в том налоговом периоде, когда единовременно соблюдены следующие условия:
- товар приобретен для операций, облагаемых НДС;
- товар оприходован на соответствующих счетах бухгалтерского учета (балансовых и забалансовых);
- наличие ГТД на ввозимые товары, зарегистрированной в книге покупок и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату таможенному органу НДС. Указанные документы, а также их копии, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), должны храниться у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур.
Налоговый кодекс РФ не уточняет, какими именно документами должна быть подтверждена уплата, как правило, факт уплаты подтверждается таможенной декларацией и платежным документом. В письме от 29.01.10 N 03-07-08/20 Минфин России указал, что документами, подтверждающими ввоз оборудования на таможенную территорию нашей страны и фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету, являются таможенная декларация и соответствующее подтверждение, выданное таможенным органом в установленном порядке.
Вместе с тем, получение подтверждения об уплате таможенных платежей является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Подтверждением уплаты НДС и таможенных платежей будет являться платежное поручение с отметкой банка о списании денежных средств со счета плательщика. Косвенно факт уплаты подтверждается наличием на ГТД отметки таможенного органа "Выпуск разрешен", так как согласно подп. 4 п. 1 ст. 149 ТК РФ одним из необходимых оснований для выпуска товаров таможенными органами является уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ. Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой, в частности постановлениями ФАС МО от 02.12.09 N КА-А40/12838-09, ФАС СЗО от 22.12.09 по делу N А56-30132/2009 и др.
Факт уплаты НДС в составе авансовых платежей подтверждается платежными поручениями с отметками таможенного органа о принятии сумм авансовых платежей в оплату налога, банковскими выписками, актом сверки с таможенным органом, отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, которые организация вправе потребовать у таможенного органа. Данная позиция отражена в письме Минфина России от 30.06.08 N 03-07-08/159. Однако судебные инстанции считают, что отсутствие отчета о расходовании денежных средств не может служить причиной отказа в вычете НДС при других доказательствах факта уплаты (постановление ФАС МО от 13.10.09 N КА-А41/10783-09).
Таможенный режим | Налогообложение НДС |
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации | |
Выпуск для свободного обращения, переработки для внутреннего потребления | Налог уплачивается в полном объеме |
Уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом | |
Режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов | Налог не уплачивается |
Налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории России в определенный срок | |
Режим временного ввоза, режим переработки вне таможенной территории | Полное или частичное освобождение от уплаты налога |
При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации | |
Экспорт, режим перемещения припасов, режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны | Налог не уплачивается |
Уплаченные при ввозе на таможенную территорию России суммы налога возвращаются налогоплательщику | |
Другие таможенные режимы вывоза товара с территории России | Освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится |
В случае уплаты НДС при ввозе товаров комиссионером налог принимается к вычету у комитента после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога комиссионером за комитента, а также таможенной декларации на ввозимые товары (письмо Минфина России от 17.02.10 N 03-07-08/40).
Сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров, следует учесть в стоимости товаров в следующих случаях:
- товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
- товары приобретены для использования в операциях, которые не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
- товары приобретены для использования в операциях, местом реализации которых не признается территория России;
- налогоплательщик освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ или применяет специальные налоговые режимы в виде УСН (с объектом налогообложения "доходы"), ЕНВД.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" и ЕСХН, сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров, в налоговом учете учитывают в составе расходов.
В том случае, если налогоплательщик ошибочно уплатил НДС при ввозе, к примеру, не облагаемого налогом товара по ст. 150 НК РФ, то НДС можно заявить к вычету при соблюдении общих условий для получения вычетов (постановление Президиума ВАС РФ от 03.03.09 N 13436/08).
Таможенные сборы
Перечень таможенных платежей содержит такой вид платежей, как таможенные сборы. Порядок их исчисления и уплаты определен в гл. 33.1 ТК РФ. Существуют три вида сборов: за таможенное оформление товаров (основной вид); таможенное сопровождение; хранение.
Плательщиками таможенных сборов являются декларанты, таможенные брокеры, которые самостоятельно исчисляют сумму таможенных сборов.
Для целей исчисления сумм таможенных сборов применяются следующие ставки: за таможенное оформление - ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом; за таможенное сопровождение - ставки на день принятия транзитной декларации таможенным органом; за хранение - ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены постановлением Правительства РФ от 28.12.04 N 863. Размер таможенного сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб.
За таможенное сопровождение таможенные сборы уплачиваются в следующих размерах:
- за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: до 50 км - 2 000 руб.; от 51 до 100 км - 3 000 руб.; от 101 до 200 км - 4 000 руб.; свыше 200 км - 1 000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6 000 руб.;
- за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна - 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения.
За хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа таможенные сборы уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.
Таможенные сборы должны быть уплачены в следующие сроки: за таможенное оформление - до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации; таможенное сопровождение - до начала фактического осуществления таможенного сопровождения; хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.
Перечень товаров, освобожденных от таможенных сборов, приведен в ст. 357.9 ТК РФ.
Таможенные сборы, как и пошлины, не относятся к налоговым платежам, поэтому их можно учитывать на соответствующем субсчете счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Пример
Организация ввозит на территорию России трамбовочную машину контрактной стоимостью 85 000 евро на условиях 100% предоплаты. Расходы на доставку российскими перевозчиками основного средства до склада составили 230 000 руб., в том числе расходы на перевозку по территории России до склада 80 000 руб. Расходы на погрузку-разгрузку - 30 000 руб.
По условиям контракта право собственности на ввозимое основное средство переходит в момент оформления ГТД. Товар помещен под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.
Курс евро на дату перечисления предоплаты (21 января) - 42,1478 руб./евро, на дату оформления ГТД (15 февраля) - 41,1737 руб./евро.
1. Определим таможенную стоимость ввозимого основного средства на основе основного метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
Таможенная стоимость = Стоимость сделки + Дополнительные начисления - Вычеты из стоимости сделки.
Таможенная стоимость на дату оформления ГТД составит 3 649 764,50 руб. ((85 000 евро х 41,1737 руб./евро) + 230 000 руб. - 80 000 руб.).
2. Ввозная таможенная пошлина составила 547 464,68 руб. (3 649 764,50 руб. х 15%). Так как код по ТН ВЭД для трамбовочной машины - 8429 40 900 0, ставка ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости.
3. Указанное основное средство не освобождается от обложения от обложения НДС по ст. 150 НК РФ.
Сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию России - 755 501,25 руб. (3 649 764,50 + 547 464,68 + 0 (акциз)) 18%. Ввезенный товар не является подакцизным, поэтому при определении НДС показатель акциза принимаем равным нулю.
4. Таможенный сбор за таможенное оформление уплачивается при декларировании товаров до подачи ГТД или одновременно с подачей ГТД. Размер таможенного сбора в данном случае составит 7 500 руб.
Произведены следующие учетные записи:
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
К-т сч. 52 "Валютные счета"
3 582 563 руб. (85 000 х 42,1478)
перечислена предоплата в счет предстоящей поставки импортного товара;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
547 464,68 руб.
перечислена таможенная пошлина;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
7 500 руб.
перечислен сбор за таможенное оформление;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам",
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
755 501,25 руб.
уплачен НДС при ввозе;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
755 501,25 руб.
отражен уплаченный НДС, подлежащий вычету;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
3 582 563 руб.
оприходована трамбовочная машина;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
547 464,68 руб.
расходы по таможенной пошлине отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
7 500 руб.
расходы по сбору за таможенное оформление отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
260 000 руб. (230 000 + 30 000)
отнесены расходы по доставке и разгрузке;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам",
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
755 501,25 руб.
принят к вычету "входной" НДС;
Д-т сч. 01 "Основные средства",
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
4 397 527,68 руб.
объект принят к учету в состав основных средств.
Принудительное взыскание таможенных платежей
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы первоначально выставляют требование об их уплате (за исключением отдельных случаев: при обеспечении денежным залогом; неустановлении места нахождения лица, ответственного за уплату, или если ответственным лицом является иностранное лицо; обращении взыскания на товары; при авансовых платежах).
При выставлении требования исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Требование должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении. Обнаружение факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа.
В частности, требование об уплате таможенных платежей может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
Срок исполнения требования составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня его получения.
В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов лицо, ответственное за уплату, обязано выплатить соответствующую сумму пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки. Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускается.
Уплата пени производится одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
При неисполнении требования в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования. Соответственно в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании средств направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание со счетов необходимых средств и перечисление их на счет Федерального казначейства.
Таможенный орган может произвести следующие принудительные действия: обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей; приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке; арест имущества; взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены; взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика; признание безнадежной к взысканию и списание задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов.
Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если:
- требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги;
- размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.
С 1 января 2010 г. в случае нарушения таможенным органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику таможенных пошлин, налогов за каждый календарный день нарушения указанных сроков.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей
Под излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов подразумевается сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.
Не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных пошлин, налогов денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, денежный залог, внесенный в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и иных обязательств плательщика в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а также суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату в случаях, установленных п. 1 ст. 356 ТК РФ.
При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Возврат по желанию плательщика (правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.
Вместе с тем, плательщик (его правопреемник) может самостоятельно выявить переплату.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, форма заявления утверждены приказом ГТК России от 25.05.04 N 607.
Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов.
В случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму, пересчитанную по курсу ЦБ РФ в российские рубли на день, когда произошла их излишняя уплата или излишнее взыскание.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности (в данном случае может быть произведен зачет); если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм по истечении установленных сроков.
Судебная практика
Споры, связанные с уплатой таможенных сборов. Существенное количество судебных споров связано с отказом таможенных органов в возврате плательщикам излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании.
Так, после подачи временной таможенной декларации и последующего вывоза товаров декларант подает полную таможенную декларацию и сталкивается с ситуацией, в которой при экспорте одной товарной партии сборы должны уплачиваться дважды - при подаче временной и полной таможенных деклараций. При этом таможенная служба делает ссылку на письмо ФТС России от 08.10.08 N 01-11/41807, в котором указано, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников ВЭД.
Таможенное законодательство не дает однозначного ответа по данной ситуации, поэтому при рассмотрении споров судебные инстанции учитывают правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 07.11.08 N 631-О-О, и ВАС РФ, изложенную в постановлениях Пленума от 08.07.08 N 4574/08, 08.12.09 N 10548/09. Суды признали необоснованным отказ таможенных органов в возврате излишне уплаченных таможенных сборов при периодическом временном декларировании. Указывая при этом, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими таможенными операциями составляет единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Однако позднее в постановлении Правительства РФ от 10.03.09 N 220 вновь было указано, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
ФТС России считает, что подача временной и полной таможенной декларации является двумя самостоятельными фактами декларирования товара и таможенным органом дважды совершаются действия по его оформлению, следовательно, и сборы за таможенное оформление должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенных деклараций.
Арбитражная практика по данному вопросу в настоящее время складывается в основном в пользу плательщиков (постановления ФАС МО от 15.01.10 N КА-А40/14747-09, 29.12.09 N КА-А40/14435-09, ФАС ВСО от 13.01.10 N А33-3774/2009, ФАС ЗСО от 18.08.09 N Ф04-4913/2009(12770-А27-27) и др.).
Таким образом, сборы за таможенное оформление товара, уплаченные при подаче полных таможенных деклараций, являются излишне уплаченными и подлежат возврату (зачету) декларанту.
Имеются решения судебных инстанций, вынесенные не в пользу плательщиков. Например, в постановлении ФАС ВСО от 21.07.09 N А74-2986/08 указано, что уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, и делается вывод, что за каждый факт декларирования товаров требуется уплата таможенных сборов как необходимого условия совершения в отношении декларанта должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий по таможенному оформлению. Определением ВАС РФ от 17.02.10 N ВАС -12145/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Споры, связанные с уплатой НДС. Фактически возврат излишне уплаченного НДС в составе таможенных платежей производится в соответствии со ст. 355 ТК РФ, оснований для применения вычета по излишне уплаченному НДС не имеется.
Судебные инстанции в таких случаях указывают, что ввезенные товары не подлежали обложению НДС, поэтому требование о возврате налога, как излишне уплаченного, является правомерным, а отказ таможни - необоснованным (постановления ФАС ВСО от 07.08.09 N А78-7260/08, ФАС МО от 01.03.10 N КА-А40/1288-10, ФАС УО от 07.10.09 N Ф09-7543/09-С2 и др.). Кроме того, суды в некоторых случаях отмечают, что неуказание декларантом в ГТД сведений о льготах и преференциях в отношении ввозимого товара не свидетельствует об отсутствии права на возврат излишне уплаченного НДС.
Отказ таможенных органов в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин может быть при неправильном присвоении декларантом кода классификации ввезенного товара по ТН ВЭД. Отметим, что имеются судебные решения как в пользу декларантов (постановления ФАС МО от 31.12.09 N А40/14351-09, ФАС ДО от 05.02.10 N Ф03-159/2010 и др.), так и в пользу ФТС России (постановления ФАС ВСО от 26.11.08 N А33-3741/08-Ф02-5919/08, ФАС ЗСО от 18.12.09 по делу N А46-10934/2009 и т.д.). Кроме того, отказ может последовать при неправильном исчислении декларантом таможенной стоимости товара, если таможенным органом применен другой метод расчета. Здесь также имеются судебные решения в пользу декларантов (постановления ФАС ДО от 09.02.10 N Ф03-81/2010, ФАС СЗО от 29.01.10 по делу N А56-37054/2009, ФАС СКО от 25.02.10 по делу N А53-10505/2009 и др.). Есть решения и в пользу ФТС России (постановления ФАС МО от 02.02.10 N КА-А41/15-10, ФАС СКО от 28.12.09 по делу N А63-2932/2009-С4-33 и т.д.).
Еще одна причина отказа - ошибочное применение декларантом поправочного коэффициента для расчета таможенных платежей. По этому вопросу имеется решение суда в пользу декларанта (постановления ФАС СЗО от 14.10.09 N А13-5544/2009, 25.11.09 по делу N А26-1215/2009).
Во исполнение ст. 45, 52 и 53 Конституции РФ гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти. За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
В п. 2 ст. 413 ТК РФ установлено, что таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Исходя из норм ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, п. 2 ст. 365, п. 2 ст. 413 ТК РФ требование о возмещении ущерба от незаконных действий может быть удовлетворено только в случае, когда налогоплательщиком одновременно доказано: неправомерность (незаконность) действий (бездействия) государственного органа (в данном случае таможенного органа); факт причинения вреда; размер вреда (убытка); причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) и возникшими негативными последствиями (вредом).
Кроме того, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, также должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Отметим, что вред, причиненный правомерными действиями, возмещению не подлежит.
Федеральными арбитражными судами по состоянию на 05.11.09 (включительно) рассмотрено 48 дел о возмещении убытков, из них 46% в пользу налогоплательщиков, 40% в пользу ФТС РФ, 8% возвращено в первую инстанцию суда на пересмотр, 6% удовлетворено частично в пользу ФТС РФ и налогоплательщиков.
Г.А. Солодянкина,
член Палаты налоговых консультантов
"Бухгалтерский учет", N 8, 9, август, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.