Поправки в НК РФ вступили в силу
2 сентября с.г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ). Рассмотрим наиболее существенные поправки, которые изменят взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Представление документов в электронном виде
Закон N 229-ФЗ внес значительные изменения, касающиеся электронного обмена документами между налоговыми органами, налогоплательщиками, банками и другими субъектами налоговых правоотношений.
Пункт 2 ст. 23 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, предусматривал, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, установленных п. 1 данной статьи, должны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
- об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Такое сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
- о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Приказом ФНС России от 21.04.2009 г. N ММ-7-6/252@ утверждены формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пп. 2, 3 ст. 23 НК РФ:
- форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)";
- форма N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях";
- форма N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации";
- форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации".
Согласно подпункту "б" п. 4 ст. 1 Закона N 229-ФЗ в абзаце 1 п. 2 ст. 23 НК РФ исключено слово "письменно".
Пункт 7 ст. 23 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой сообщения, предусмотренные пп. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанные сообщения переданы в электронном виде, они должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок их заполнения и представления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ названные поправки вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона ("Российская газета" от 02.08.2010 г.).
Однако для того чтобы представлять указанные сообщения в электронном виде, ФНС России должна утвердить форматы таких сообщений (на момент написания комментария такие форматы не были установлены).
Что касается направления сообщений на бумажном носителе, то до отмены рассмотренного выше Приказа ФНС России от 21.04.2009 г. применяются установленные данным Приказом формы.
В ст. 31 НК РФ, устанавливающую права налогового органа, также внесены изменения: введение электронного обмена информацией между налоговыми органами и другими участниками налоговых отношений.
В соответствии с изменениями, внесенными в п. 2 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе направить поручение на списание и перечисление в бюджетную систему РФ суммы задолженности перед бюджетом на бумажном носителе или в электронном виде.
При этом п. 2 дополнен абзацем, согласно которому порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронном виде устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные изменения вступили в силу с 2 августа с.г. (п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Статья 60 НК РФ дополнена п. 4.2, в силу которого требование о перечислении налога в бюджетную систему РФ должно быть направлено в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога и составления налоговым органом соответствующего документа.
Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.
Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ налоговый орган обязан направлять требование о перечислении налога в банк в электронном виде.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок.
Согласно подпункту "а" п. 23 ст. 1 Закона N 229-ФЗ из указанного положения исключено слово "письменное".
Соответственно п. 6 ст. 69 НК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления такого требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанное изменение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ.
Следовательно, с 2 сентября 2010 г., но не ранее принятия ФНС России формата и порядка направления требования об уплате налога в электронном виде, налогоплательщики смогут получать такой документ по телекоммуникационным каналам связи.
Пункт 5 ст. 76 НК РФ изложен в новой редакции, устанавливающей, что банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Абзац 3 п. 9 ст. 76 НК РФ дополнен предложением, согласно которому сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.
Таким образом, с момента вступления в силу указанных изменений (2 сентября 2010 г.), но не ранее утверждения ЦБ РФ форматов сообщения об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке и их согласования с ФНС России, банки обязаны направлять такие сведения только в электронном виде.
Согласно изменениям, внесенным в п. 3 ст. 93.1 НК РФ, налоговый орган может направлять поручение об истребовании документов не только в письменном виде, но и в электронном.
Уведомление об обособленных подразделениях
В соответствии с Законом N 229-ФЗ подпункт 3 п. 2 ст. 23 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 данной статьи, обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях:
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.
До вступления в силу Закона N 229-ФЗ этот подпункт предусматривал ограничения: организация должна была сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии любого обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Следовательно, НК РФ относит к обособленным подразделениям юридического лица не только филиалы и представительства, но и иные подразделения, созданные организацией.
В силу п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
На основании п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы также должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В связи с этим организации необходимо вносить необходимые изменения в такие документы и подавать в налоговый орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Такой вывод также следует из Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ организация не должна по месту своего учета сообщать в налоговые органы об открытии на территории РФ филиалов и представительств.
Пункты 3 и 4 ст. 83 НК РФ изложены в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
В силу п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Минфином России.
В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.
На основании Закона N 229-ФЗ п. 2 ст. 23 НК РФ дополнен подпунктом 3.1, согласно которому налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации:
- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).
Статья 24 НК РФ дополнена п. 3.1, в соответствии с которым налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.
Так, налоговые агенты обязаны:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
- письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет по НДФЛ при получении от налогоплательщика подтверждения права на такой вычет, выданного налоговым органом.
На основании п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Совместная сверка расчетов
Изменения коснулись и проведения совместной сверки расчетов. Разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 г. N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент), установлен порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - сверка расчетов налогоплательщика) и особенности его применения, информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам.
Согласно Регламенту сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
При этом должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акты сверки расчетов налогоплательщика по формам 23 (полная) и 23-а (краткая), справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по формам N 39-1 и 39-1ф в соответствии с методическими указаниями по их заполнению согласно приложениям 1, 2, 4, 6 и 7 Приказа ФНС России от 04.04.2005 г. N САЭ-3-01/138.
Приказом ФНС России от 20.08.2007 г. N ММ-3-25/494@ утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
В силу п. 3.1.2 Регламента срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.
Согласно п. 3.1.7 Регламента первый экземпляр акта сверки расчетов по форме 23-а (краткая) с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю). Если акт сверки расчетов по форме 23-а (краткая) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).
На основании п. 3.1.8 Регламента в случае отправки акта сверки расчетов по форме 23-а (краткая) по почте оба экземпляра акта и Уведомление (приложение 4) передаются в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте.
Пунктом 3.1.3 Регламента установлено, что в случае отсутствия в форме 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта сверки по форме 23-а (краткая) в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Если акт сверки расчетов налогоплательщика по форме 23-а (краткая) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).
Таким образом, НК РФ не пересматривает срок направления налогоплательщику акта сверки расчетов. Такой срок установлен Регламентом как три рабочих дня.
В соответствии с Законом N 229-ФЗ подпункт 11 п. 1 ст. 32 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой налоговый орган обязан осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ в отношении направления налоговым органом налогоплательщику акта совместной сверки будут следующие нововведения:
- акт сверки расчетов может быть направлен в электронном виде,
- акт сверки расчетов должен быть направлен налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления акта.
Согласно абзацу 5 п. 7 ст. 45 НК РФ на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Пункт 7 ст. 45 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому о принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия решения.
До вступления в силу Закона N 229-ФЗ сроки уведомления налоговым органом налогоплательщика об уточнении платежа не были установлены.
В силу п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ рассмотренные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ.
Утверждение форм расчетов и деклараций
Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
На основании п. 7 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ. Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Минфином России.
При этом Минфин не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:
- вида документа: первичный (корректирующий);
- наименования налогового органа;
- места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
- фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
- номера контактного телефона налогоплательщика.
Законом N 229-ФЗ из п. 1 ст. 34.2 исключено положение, что Минфин России должен утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Одновременно абзац 1 п. 7 ст. 80 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином.
Абзац 1 п. 7 ст. 80 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) практически дублирует положения абзаца 2 данного пункта (в редакции, до вступления в силу Закона N 229-ФЗ), поэтому абзац 2 признан утратившим силу.
Поскольку функции по утверждению форм деклараций переданы от Минфина к ФНС России, в абзац 3 п. 7 ст. 80 НК РФ внесены соответствующие поправки, согласно которым ФНС России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета) сведения, не связанные с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов.
Рассмотренные изменения согласно п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ вступили в силу с 2 сентября 2010 г.
Поправки в порядок исчисления налога
В соответствии с Законом N 229-ФЗ ст. 52 НК РФ, устанавливающая порядок исчисления налога, изложена в новой редакции и разбита на пункты.
Как и до вступления в силу данного Закона, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. А в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В нем должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Нововведением стало то, что в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. До вступления в силу Закона N 229-ФЗ были предусмотрены различные формы налоговых уведомлений:
- на уплату налога на имущество физических лиц;
- на уплату земельного налога физическими лицами;
- на уплату транспортного налога физическими лицами.
Эти формы утверждены Приказом ФНС России от 31.10.2005 г. N САЭ-3-21/551@.
Еще одно нововведение - возможность направления налогового уведомления не только лично под расписку или по почте заказным письмом, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Как и до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанное изменение вступит в силу с момента установления ФНС России форматов и порядка направления уведомления.
Признание задолженности перед бюджетом безнадежной
Статья 59 НК РФ, касающаяся списания безнадежных долгов по налогам и сбора, в соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 229-ФЗ изложена в новой редакции.
Изменения коснулись названия статьи. Она устанавливает порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.
В силу п. 1 ст. 59 НК РФ, изложенного в новой редакции, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
В этом пункте также приведен перечень случаев, при которых указанную задолженность перед бюджетом следует считать безнадежной:
- ликвидация организации в соответствии с законодательством РФ - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.
Обратите внимание: законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам (п. 3 ст. 59 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ).
Новая редакция ст. 59 НК РФ дает ссылку, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) (п. 5 ст. 59 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 59 НК РФ (в новой редакции) органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
- налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 2 ст. 59 НК РФ) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 п. 1 ст. 59 НК РФ;
- налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 п. 2 ст. 59 НК РФ) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 п. 1 ст. 59 НК РФ;
- таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Согласно п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с данной статьей, в случае если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Положения п. 4 применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему РФ до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 229-ФЗ признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Пунктом 2 ст. 8 Закона N 229-ФЗ установлено, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (таможенным органом, перед которым имеются (учитываются) недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 229-ФЗ перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в настоящей статье недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядок списания утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
Изменение срока уплаты
В силу п. 1 ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
В соответствии с п. 3 данной статьи изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
При этом положения главы 9 НК РФ касаются изменения сроков уплаты налогов и сборов. Отсрочка и рассрочка по уплате пени и штрафа предоставляется в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, когда решение о рассрочке или отсрочке принимает Минфин России.
Напомним, что до 1 января 2007 г. налогоплательщики имели право получить отсрочку (рассрочку) в отношении пени. Это предусматривалось п. 6 ст. 61 НК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"; далее - Закон N 137-ФЗ).
На основании Закона N 137-ФЗ из п. 6 ст. 61 НК РФ было исключено слово "пени".
Законом N 229-ФЗ этот пункт дополнен предложением, согласно которому положения главы 9 НК РФ применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа. То есть после вступления в силу Закона N 229-ФЗ налогоплательщики смогут получать рассрочку, отсрочку в отношении пени и штрафа.
Соответствующие изменения, касающиеся сроков уплаты пени и штрафа, внесены также в название главы 9 НК РФ и ст. 61 НК РФ.
Статья 61 НК РФ дополнена п. 3.1, устанавливающим, что лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу предусмотренные главой 9 НК РФ иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.
Изменения в главу 9 НК РФ устраняют спорный вопрос о том, вправе ли налоговые агенты воспользоваться правом изменения срока уплаты налога (сбора).
Дело в том, что налоговые агенты не упоминаются в этой главе. Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 03.11.2009 г. N 03-02-07/1-490, главой 9 НК РФ не предусмотрено предоставление отсрочки по перечислению налогов налоговому агенту, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Статья 61 НК РФ дополнена также п. 9, согласно которому действие главы 9 НК РФ не распространяется на налоговых агентов.
С момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ расширен перечень оснований, при наличии которых срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен.
Пункт 1 ст. 62 НК РФ дополнен подпунктом 4, которым устанавливается, что изменение срока уплаты налога (сбора) невозможно, если в отношении заинтересованного лица в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.
Пункт 1 ст. 63 НК РФ дополнен подпунктами 6 и 7, которые предусматривают, что органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
- по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований;
- по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ.
Указанными поправками законодатель разделил отдельные функции уполномоченных органов по принятию решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налога
Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ (в редакции, до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
На основании Закона N 229-ФЗ п. 2 ст. 64 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (подпункт 1 п. 2 ст. 64 НК РФ);
непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (подпункт 2 п. 2 ст. 64 НК РФ);
угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 п. 2 ст. 64 НК РФ);
имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога (подпункт 4 п. 2 ст. 64 НК РФ);
производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер (подпункт 5 п. 2 ст. 64 НК РФ);
при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных таможенным законодательством РФ (подпункт 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).
Заинтересованные в изменении срока уплаты налога, сбора лица должны документально подтвердить свое право на получение отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Однако нормами НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) не предусматривался конкретный перечень документов, которые должно представить заинтересованное лицо.
Перечень таких документов представлен в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденном Приказом ФНС России от 21.11.2006 г. N САЭ-3-19/798@ (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы:
заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита;
справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
в случаях, предусмотренных п. 2.3 вышеуказанного Приказа ФНС России, заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, определенном ст. 74 НК РФ, либо копию договора залога, заключенного в порядке предусмотренном ст. 73 НК РФ;
в случаях, указанных в п. 2.4 Приказа ФНС России, заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ, либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем;
документы, подтверждающие наличие оснований, определенных п. 2 ст. 64 или п. 1 ст. 67 НК РФ.
Названные документы должны представить все налогоплательщики (плательщики сборов), желающие реализовать право на изменение срока уплаты налогов (сборов), независимо от того, по какому основанию, указанному в п. 2 ст. 64 НК РФ, они вправе получить отсрочку (рассрочку, инвестиционный налоговый кредит).
Новая редакция п. 5 ст. 64 НК РФ предусматривает, что заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
справка налогового органа по месту учета заинтересованного лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых ему счетов в банках;
справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам указанного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в картотеке;
справки банков об остатках денежных средств на всех счетах данного лица в банках;
перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, предусмотренные п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
Как видим, некоторых из названных документов нет в перечне, представленном в вышеуказанном Порядке. Учитывая, что акты законодательства о налогах и сборах не должны противоречить положениям НК РФ, с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ (2 сентября 2010 г.) следует руководствоваться перечнем документов, установленных п. 5, 5.1 НК РФ.
Изменения коснулись и суммы налогов, сборов, штрафов, пени, в отношении которой налогоплательщики могут рассчитывать на получение рассрочки (отсрочки) в отдельных случаях.
Так, согласно Закону N 229-ФЗ ст. 64 НК РФ дополнена п. 2.1, который устанавливает, что при наличии оснований, определенных подпунктами 1, 3-6 п. 2 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимости ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимости его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
Указанные изменения коснулись лиц, которые желают получить отсрочку или рассрочку в связи с причинением заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Ранее эти лица могли рассчитывать на отсрочку или рассрочку, равную оценке полученного ущерба, а с момента вступления Закона N 229-ФЗ в силу - только на сумму, не превышающую стоимости чистых активов.
Стоимость чистых активов акционерных обществ (АО) рассчитывается в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России N 10н и ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 г. (далее - Приказ N 10н).
В соответствии с п. 1 Приказа N 10н под стоимостью чистых активов АО понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов АО, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. При этом согласно п. 3 Приказа N 10н в состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций АО у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
В силу п. 4 Приказа N 10н в состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
кредиторская задолженность;
задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
резервы предстоящих расходов;
прочие краткосрочные обязательства.
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 07.12.2009 г. N 03-03-06/1/791, общества с ограниченной ответственностью (ООО) также могут руководствоваться Приказом N 10н.
Арбитражные суды поддерживают данный подход (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.04.2009 г. N А72-7170/07, Определение ВАС РФ от 23.06.2009 г. N ВАС-7595/09 и др.).
Согласно Закону N 229-ФЗ ст. 64 НК РФ дополнена также пп. 5.1, 5.2, 5.3.
Пункт 5.1 ст. 64 НК РФ устанавливает, какие документы должно представить заинтересованное лицо для подтверждения своего права на рассрочку или отсрочку по уплате налога в соответствии с п. 2 данной статьи.
Так, к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 п. 2 ст. 64 НК РФ, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Наличие основания, указанного в подпункте 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию подпункта 4 п. 2 ст. 64 НК РФ прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию подпункта 5 п. 2 ст. 64 НК РФ прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50%.
Следует отметить, что Правительством РФ от 06.04.99 г. N 382 утверждено Постановление "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" (далее - Перечень сезонных отраслей и видов деятельности).
В отношении получения рассрочки (отсрочки) по уплате налогов по основанию сезонной деятельности необходимо отметить следующее.
До вступления в силу Закона N 229-ФЗ ни в ст. 64 НК РФ, ни в главе 9 НК РФ не был предусмотрен объем доходов от сезонной деятельности в общем объеме доходов.
В соответствии с новой редакцией главы 9 НК РФ доля дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, составляет не менее 50%.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ организации, у которых только часть дохода (не менее 50%) приходится на сезонные виды деятельности, смогут претендовать на рассрочку или отсрочку по уплате налогов.
Согласно новому п. 5.2 ст. 64 НК РФ в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с главой 9 НК РФ.
Как указано в п. 4 ст. 64 НК РФ, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 п. 2 данной статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 2 ст. 64, на сумму задолженности проценты не начисляются.
Пунктом 5.3 ст. 64 НК РФ установлено, что по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
Согласно поправкам, внесенным в п. 6 ст. 64 НК РФ, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
В силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Таким образом, с 2 сентября с.г. срок для принятия решения уполномоченным органом о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогам увеличился.
Пункт 6 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем, в соответствии с которым решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем 1 этого пункта, по согласованию с финансовыми органами согласно ст. 63 НК РФ.
Пункт 7 ст. 64 НК РФ устанавливал, что при отсутствии обстоятельств, определенных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Поскольку с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ ограничение по сумме предоставляемой отсрочки (рассрочки) установлено п. 2.1 ст. 64 НК РФ, п. 7 признан утратившим силу.
Также признаны утратившими силу абзац 4 п. 8 и абзац 2 п. 9 ст. 64 НК РФ.
Инвестиционный налоговый кредит
Основания для предоставления изменения срока уплаты налога, сбора, пени, штрафа в виде инвестиционного налогового кредита перечислены в п. 1 ст. 67 НК РФ.
Согласно подпунктам 1 и 5 п. 1 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, если она проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; либо если осуществляет инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Указанные выше организации согласно изменениям, внесенным в подпункт 1 п. 2 ст. 67 НК РФ, вправе рассчитывать на получение инвестиционного налогового кредита на сумму, составляющую 100% (ранее - 30%) стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных в подпунктах 1 и 5 п. 1 данной статьей целей.
В силу п. 4 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией.
Абзац 1 п. 4 ст. 67 НК РФ дополнен предложением, согласно которому в указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с главой 9 НК РФ.
Пункт 4 ст. 67 НК РФ дополнен новым абзацем: организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.
Напомню, что в ст. 61 введен п. 3.1, в силу которого организация вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Таким образом, после вступления в силу указанных изменений, главой 9 НК РФ прямо предусмотрена возможность получения заинтересованным лицом инвестиционного налогового кредита и отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пени и штрафов.
Надо сказать, что редакция главы 9 НК РФ и до вступления в силу изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ, не запрещала одновременно получать инвестиционный налоговый кредит и отсрочку (рассрочку).
Как и в случае с предоставлением заинтересованному лицу рассрочки или отсрочки по налогам, увеличился срок для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Так, в п. 5 ст. 67 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) было указано, что решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления.
Согласно новой редакции п. 5 ст. 67 НК РФ, с учетом положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ, решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается в течение 30 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления.
Также необходимо учесть, что абзац 1 п. 6 ст. 67 НК РФ дополнен предложением, что если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ.
Статьей 68 НК РФ установлены особенности прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.
Абзац 1 п. 4 ст. 68 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) устанавливал, что при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения такого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 68 НК РФ) или при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки (п. 3 ст. 68 НК РФ).
В абзац 1 п. 4 ст. 68 Нк РФ внесено изменение, устанавливающее, что указанное положение распространяется только на досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном п. 3 ст. 68.
Статья 68 НК РФ дополнена п. 10, согласно которому проценты, предусмотренные главой 9 НК РФ и подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты взыскиваются в порядке, аналогичном порядку взыскания процентов, установленному ст. 176.1 НК РФ.
На основании п. 17 ст. 176.1 НК РФ на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Проценты начисляются либо со дня фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в заявительном порядке, либо со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению; в заявительном порядке - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.
Проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 НК РФ, взыскиваются на основании требования налогового органа о возврате (п. 18 ст. 176.1 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банках
Статьей 76 НК РФ установлены особенности приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банках.
Как следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, приостановление операций по счетам в банке применяется:
- для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа;
- в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока (п. 3 ст. 76 НК РФ).
В соответствии с Законом N 229-ФЗ указанное положение дополнено ссылкой на подпункт 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, который предусматривает, что приостановление операций по счетам в банке может применяться в качестве обеспечительных мер для исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Еще одним нововведением, внесенным в ст. 76 НК РФ, стало дополнение п. 7 абзацем, устанавливающим, что в случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
Уточнены и положения подпункта 9.1 ст. 76 НК РФ, согласно которым приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пп. 3, 7-9 данной статьи в п. 10 ст. 101 НК РФ, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
Новый п. 9.1 ст. 76 НК РФ предусматривает, что в случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
Эти изменения вступили в силу с 2 сентября с.г.
Пункт 9.2 ст. 76 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате, указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Данное нововведение вступает в силу с 1 января 2011 г.
Пункт 12 ст. 76 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 данной статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.
Как следует из п. 11 ст. 76 НК РФ, правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), - налогоплательщиков, налоговых агентов.
Обязанности банков
В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно абзацу 2 данного пункта банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 86 НК РФ форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законом N 229-ФЗ из абзаца 2 п. 1 ст. 86 НК РФ исключено указание на то, что банк обязан сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе.
Следовательно, банк обязан будет направлять указанные сведения только в электронном виде. Однако это положение вступает в силу только с 1 января 2012 г.
В ст. 86 НК РФ также внесены поправки, касающиеся электронного сообщения банком необходимых сведений налоговому органу. В частности, установлено, что форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Проверки налогоплательщиков
В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
На основании п. 4 ст. 89 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона N 229-ФЗ) предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В данный пункт внесено дополнение, согласно которому в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Это положение вступило в силу с 2 сентября 2010 г.
При этом налогоплательщикам необходимо обратить внимание на то, что согласно Закону N 229-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу данного Закона, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления его в силу. Оформление результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно Закону N 229-ФЗ пп. 1 и 2 ст. 93 НК РФ изложены в новой редакции.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пункт 2 ст. 93 НК РФ предусматривает, что истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно новой редакции п. 2 ст. 93 НК РФ порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
На основании п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт проверки.
Статья 100 НК РФ дополнена п. 3.1, в силу которого к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Абзац 2 п. 2 ст. 101 НК РФ дополнен фразой: лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 данной статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Пунктом 7 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (абзац 1 п. 9 ст. 101 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ).
Согласно изменениям, внесенным в абзац 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных п. 10 и п. 11 ст. 101 НК РФ. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Пункт 12 ст. 101 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) предусматривает, что при предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, действующей банковской гарантии банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене предусмотренных обеспечительных мер.
Перечень указанных банков составляется Минфином на основании сведений, полученных от ЦБ РФ, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина.
Для включения в названный перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной ЦБ РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей;
3) наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей;
4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
5) отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.99 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В силу п. 13 ст. 101 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Пункт 13 ст. 101 НК РФ также дополнен абзацем, устанавливающим, что в случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно новой редакции п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Поправка, внесенная в п. 8 ст. 101.4 НК РФ, предусматривает, что по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, установленный п. 6 данной статьи.
Как следует из п. 6 ст. 101.4 НК РФ, по истечении срока, указанного в п. 5 этой статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Пункт 10 ст. 101.4 НК РФ дополнен положением, согласно которому требование об уплате пеней и штрафа направляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, определенные п. 2 ст. 70 НК РФ.
Следует отметить, что ст. 69 НК РФ установлены особенности направления налогоплательщику требования об уплате налога и сбора, а п. 2 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Рассмотренные поправки вступили в силу с 2 сентября 2010 г.
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Аудит и налогообложение", N 10, 11, 12, октябрь, ноябрь, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720