Налоговые комиссии, или хлопоты в казенном доме
В последние годы налоговые комиссии стали для налогоплательщиков явлением достаточно привычным, ведь их работа ведется с 2006 года. На сегодняшний день такие комиссии могут быть признаны одним из наиболее эффективных методов воздействия на налогоплательщиков.
Нормативное регулирование
Действуют вышеуказанные комиссии обычно на основании распоряжения местных властей. Так, в Москве это приказ УФНС по г. Москве от 22.02.2008 г. N 96 "Об утверждении новой редакции приказа УФНС России по г. Москве от 18.04.2006 г. N 240 "О создании комиссии УФНС России по г. Москве по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда, обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности организаций" и распоряжение Правительства Москвы от 24.05.2006 г. N 867-РП "О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, Федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов".
При этом законодательство не содержит понятия "налоговая комиссия" и не регламентирует ее деятельность. То есть порядок деятельности комиссий не закреплен. И тогда у налогоплательщика возникает вопрос: может, и ходить туда не нужно? Безусловно, нужно, и на это есть несколько причин.
Автор рекомендует руководителю держать руку на пульсе "налоговой истории" организации, то есть быть в курсе всех событий и действий в этом направлении с тем, чтобы контролировать соблюдение требований налогового законодательства, своевременную подачу налоговой отчетности, уплату налогов, уведомление налогового органа о каких-либо изменениях и т.п. Также руководителю иногда полезно лично познакомиться с инспектором. Все эти действия позволят быть "на хорошем счету" в своей налоговой и избежать многих организационных проблем. Т.е. если руководитель не явится на налоговую комиссию, компания подвергается риску дальнейшей проверки, только уже камеральной, а возможно, и внеочередной выездной.
Вызов на комиссию
Несмотря на отсутствие в законе регламентации деятельности налоговых комиссий, закон все же обязывает налогоплательщика являться в налоговые органы. Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от одной до двух тысяч рублей.
Следует отметить, что и суды в данном случае встают на сторону налоговиков. Данный вывод подтверждает постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2007 г. N Ф03-А51/07-2/4597.
На территории Москвы действует письмо УФНС по г. Москве от 07.06.2008 г. N 09-14/054957. В нем налоговики также ссылаются на ст. 31 НК РФ, говоря о правомерности вызова налогоплательщика в налоговую инспекцию для дачи пояснения. При этом есть ссылка и на документ, используемый для этих целей, а именно - на приказ ФНС России от 31.05.2007 г. N ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Данным приказом утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Хотелось бы обратить внимание на п. 10 вышеуказанного приказа УФНС по г. Москве от 22.02.2008 г. N 96, согласно которому налоговикам предписано по налогоплательщикам, должностные лица которых не явились на заседания рабочих групп Комиссии в инспекциях без объяснения причин, при том, что данные отчетности не отражают улучшения их финансового состояния, проводить мероприятия, рекомендуемые Основными положениями, а именно - первоочередной выездной налоговый контроль, информирование собственников о неудовлетворительном финансовом состоянии организации, предъявление в суд требования о ликвидации организации, инициирование процедуры банкротства и направление материалов в правоохранительные органы.
Так как процедура вызова на комиссию законодательно не прописана, руководитель имеет право пригласить с собой компетентных сотрудников, как то главного бухгалтера, финансового директора, юриста и т.п., т.е. тех людей, которые в случае необходимости смогут быстро и профессионально дать необходимые пояснения.
Естественно, руководитель, получая приглашение на налоговую комиссию, понимает, какова причина такого вызова. Поэтому нелишним будет подготовиться к этой встрече, взять с собой необходимые документы, расчеты, финансовые планы, статистику и прочее, т.е. все, что может помочь дать разъяснения по возникшим вопросам.
Виды комиссий
На сегодняшний момент наиболее популярными стали зарплатные, убыточные и НДС-ные комиссии. А это значит, что все шансы быть приглашенными на подобные комиссии есть у следующих организаций:
- имеющих при исчислении налога на прибыль налоговые убытки за последний календарный год и сохранившие эту тенденцию в отчетных периодах текущего года при наличии в бухгалтерском учете в указанных периодах прибыли;
- имеющих финансовые убытки за последний календарный год и сохранивших эту тенденцию в отчетных периодах текущего года (независимо от результата в целях налогообложения);
- убыточных с большой долей вычетов по НДС от суммы начисленного налога с налоговой базы;
- выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД с учетом данных о "низкозарплатных" организациях. Отметим, что в некоторых регионах уже есть ИФНС, где тщательно контролируют налогоплательщиков с низкой рентабельностью, но это довольно новый вид комиссий.
Зарплатные комиссии
А что грозит руководителю, если он откажется поднимать заработную плату до среднеотраслевого уровня, и откуда берется показатель такого уровня?
Среднеотраслевой уровень заработной платы может быть определен по данным, предоставляемым Росстатом, но ни НК РФ, ни ТК РФ такого понятия не содержат.
Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Соглашением от 22.12.2009 г. "О минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" размер минимальной заработной платы в Москве с 1 января 2010 года составлял 9500 рублей, а с 1 мая 2010 года составляет 10 100 рублей.
За выплату зарплаты ниже МРОТ работодатель может быть привлечен к ответственности согласно ст. 5.27 КОАП РФ. Согласно данной норме нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Не стоит забывать, что любое явление - "палка о двух концах". Повышая заработную плату и решая вопрос с зарплатной комиссией, вы рискуете оказаться претендентом на визит в комиссию убыточную. Поэтому не стоит приукрашивать реальную картину.
В письме от 08.08.2007 г. N 15-08/075418 УФНС по г. Москве акцентирует внимание на том, что функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при уплате взносов в ПФР, ФСС и ФОМС, а также НДФЛ, то претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом не важно, как оформлены трудовые отношения - как полная занятость штатных работников или как работа по совместительству.
В заключение следует отметить, что в последнее время распространились слухи о том, что на "зарплатные" комиссии будут вызываться не только руководители, но и работники.
В совместном письме Минфина РФ и ФНС от 02.12.2009 г. N 3-5-04/1774 налоговые органы сообщили, что пока вызывать работников "проблемных" организаций на заседания упомянутых комиссий ФНС России не планирует. В то же время было отмечено, что работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно произвести уплату налога. В противном случае он несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа.
Кроме того, ст. 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Однако следует иметь в виду, что налоговый орган, выявивший в результате налоговой проверки факт совершения налогового преступления, обязан предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме*(1).
Убыточные комиссии
При работе с убытками налоговики оперируют к ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, по их мнению, предприятие, регулярно показывающее убытки, скорее всего, является недобросовестным налогоплательщиком.
Вместе с тем существует постановление Пленума ВАС РФ от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ", где сказано, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
Таким образом, убыток на протяжении некоторого времени может быть объективным и ожидаемым. В данном случае, отправляясь на комиссию, необходимо иметь при себе документы, обосновывающие объективность этих убытков и планы на получение прибыли от вложений. Скорее всего, вопросы о добросовестности будут сняты.
С. Тищенко,
руководитель аудиторско-правового департамента АКГ
"Градиент Альфа" (г. Москва)
"Налоговый учет для бухгалтера", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru