Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2008 г. N КА-А40/4012-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2008 г.
ООО "Систематика" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ФАС России, выразившегося в неуведомлении заявителя о содержании, времени, месте и результатах рассмотрения жалобы ООО "Лета Программное Обеспечение" с обоснованием принятого решения при производстве по делу N К-152/07, признании недействительными решения ФАС России по делу N К-152/07 о нарушении законодательства о размещении заказов по делу N К-152/07 от 11 мая 2007 года и предложения ФАС России по делу N К-152/07 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 11 мая 2007 года.
В качестве третьего лица по делу привлечено ООО "Лета Программное Обеспечение".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 ноября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Систематика" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель утверждает, что ФАС России в нарушение закона не уведомила всех участников размещения заказа о содержании жалобы ООО "Лета Программное Обеспечение", а также не сообщила о месте и времени рассмотрения данной жалобы, чем нарушила права заявителя, предусмотренные пунктом 2 статьи 60 Закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
По мнению ООО "Систематика", оспариваемые решение и предложение ФАС России об устранении нарушений законодательства являются незаконными. Требование конкурсной документации о предоставлении участниками размещения заказов копий сертификатов уполномоченного органа не является нарушением закона. В соответствии с требованиями законодательства для защиты конфиденциальной информации, обрабатываемой в государственных информационных ресурсах, могут использоваться только сертифицированные ФСБ России и ФСТЭК России программные средства защиты информации с уровнем контроля не ниже четвертого. Программное средство защиты информации NOD 32, представленное на конкурс ООО "Лета Программное Обеспечение", не имеет сертификатов ФСБ России и ФСТЭК России, достаточных для защиты информационных ресурсов ФНС России.
Заявитель также указывает на то, что судами применена редакция пункта 1 статьи 60 Закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 24 июля 2007 года, в то время как оспариваемые акты ФАС России изданы в мая 2007 года, поэтому применению подлежала редакция от 20 апреля 2007 года.
В судебном заседании представитель ООО "Систематика" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ФАС России и ООО "Лета Программное Обеспечение" возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно принятые судебные акты без изменения.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 6 мая 2008 года до 14 мая 2008 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене, в связи с нарушением судами норм процессуального права.
В соответствии со статьей 71, 170, 271 АПК РФ арбитражные суды вправе вынести судебные акты (решение, постановление) на основании всестороннего, полного и объективного исследования в судебном заседании находящихся в деле доказательств и доводов и требований лиц, участвующих в деле.
При этом при рассмотрении требований о признании незаконными действий (бездействия), решения и ненормативных актов органов, суды должны проверить соответствуют ли оно закону или иному нормативному правому акту и не нарушает ли права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела, арбитражные суды установили, что ООО "Систематика" подана заявка на участие в открытом конкурсе, проводимом ФНС России, на право заключения государственного контракта на приобретение прав пользования программными средствами (лицензий) антивирусной защиты рабочих станций и серверов и интегрированной антиспам - антивирусной защиты почтовых серверов по лоту N 1 "Приобретение прав пользования программными средствами (лицензий) антивирусной защиты рабочих станций и серверов".
По результатам рассмотрения заявок был оформлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 27 апреля 2007 года N 26.
На основании статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" ООО "Лета Программное Обеспечение" отказано в допуске к участию в конкурсе. Причиной отказа явилось отсутствие подтверждения в представленной ООО "Лета Программное Обеспечение" заявке совместимости с Lotus Domino.
ООО "Лета Программное Обеспечение" обратилось в ФАС России с жалобой на данные действия Конкурсной комиссии ФНС России при проведении данного открытого конкурса на приобретение прав пользования программными средствами (лицензий) антивирусной защиты рабочих станций, серверов и интегрированной антиспам - антивирусной защиты почтовых серверов.
По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России вынесено решение по делу N К-152/07 о признании в действиях ФНС России нарушения части 2 статьи 12, части 4 статьи 25, части 10 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Кроме того, в адрес ФНС России 11 мая 2007 года внесено предложение об устранении нарушений законодательства по делу N К-152/07, которым ФНС России предписано отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 26 от 27 апреля 2007 года и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 32 от 4 мая 2007 года; в срок до 11 июня 2007 года осуществить рассмотрение заявок на участие в конкурсе и оценку сопоставления заявок на участие в конкурсе признать победителем конкурса участника, предложившего лучшие условия исполнения государственного контракта; не допускать при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг нарушения законодательства о размещении заказов, выявленные в результате рассмотрения жалобы ООО "Лета Программное Обеспечение", в том числе не устанавливать в конкурсной документации требование представления нотариально заверенной копии сертификатов уполномоченного органа, требование представления участниками справок, датированных не ранее даты опубликования объявления о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании, противоречащие Закону о размещении законов, указать в протоколе оценки и сопоставления заявок порядок оценки и сопоставления указанных заявок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий и решений ФАС России, которые не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом, отклоняя довод заявителя о том, что ФАС России неправомерно не уведомила всех участников размещения заказа о содержании жалобы ООО "Лета Программное Обеспечение", а также не сообщила о месте и времени рассмотрения данной жалобы, чем нарушила права заявителя, предусмотренные пунктом 2 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", суды указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (в редакции от 24 июля 2007 года) после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Однако как видно из материалов дела и установлено судами ФАС России направила письмо от 8 мая 2007 года N АЦ/7050 с уведомлением о принятии жалобы ООО "Лета Программное Обеспечение" только в адрес ФНС России с указанием содержанием жалобы, места и времени рассмотрения жалобы. При этом, как следует из содержания указанного уведомления, в нем содержится просьба уведомить всех остальных участников заказа о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения.
Однако оспариваемые действия и решения были приняты ФАС России в мае 2007 года, то есть в данный период действовала редакция пункта 1 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 20 апреля 2007 года, согласно которой после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о содержании жалобы, а также сообщают участникам размещения заказа, заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая настоящее дело, проверяя законность оспоренных действий и принятых решений, неправильно применили редакцию пункта 1 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", в связи с чем не проверили соблюдение ФАС России порядка, установленного пунктом 1 статьи 60 данного Закона.
Согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе направить в органы, указанные в части 1 настоящей статьи, возражение на жалобу и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 1 статьи 58 настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в орган, указанный в части 1 настоящей статьи, не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
Суды не указали, повлекла ли невозможность заявителя воспользоваться теми правами, которые предусмотрены данным пунктом, к принятию ФАС России незаконных оспариваемых ненормативных актов.
Кроме этого, суды, отметив, что заявитель мог участвовать в конкурсе, не указали, на основании каких доказательств они пришли к выводу о том, что в результате допущенного ответчиком нарушения, выразившего в неуведомлении всех участников размещения заказа о содержании жалобы ООО "Лета Программное Обеспечение", права заявителя на информацию о рассмотрении указанной жалобы, а также права при вынесении оспоренных решений ФАС России, не нарушались.
При таких обстоятельствах судами нарушены нормы процессуального права, а именно положения статьи 71, 170, 271 АПК РФ, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть вышеизложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и все доводы лиц, участвующих в деле, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 ноября 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2008 года по делу N А40-40017/07-122-256 отменить, а дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2008 г. N КА-А40/4012-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании