В помощь регионам
Депутаты-единороссы совместно с правительством собираются оперативно отслеживать ход реализации в регионах закона о реформе бюджетной сети. Чтобы регионы понимали суть и особенности закона и могли правильно применять его на местах, принимаются необходимые нормативно-правовые акты, планируется специальный консультационный сайт и расширяются возможности уже существующей горячей линии Минфина.
Новые возможности по уточнению нюансов и помощи в реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) собираются предоставить регионам и ведомствам депутаты Госдумы - члены фракции "Единая Россия". Этой животрепещущей проблеме было посвящено заседание специально созданной рабочей группы депутатов с участием приглашенных чиновников, которое состоялось 23 сентября. В частности, речь шла о создании специализированного сайта, полностью посвященного закону, и открытии межведомственной горячей линии, в которой участвуют эксперты-представители правительства.
Закон предусматривает разделение всех бюджетных организаций на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Они будут различаться особенностями финансирования, правами заниматься приносящей доход деятельностью и распоряжением этим доходом, субсидиарной ответственностью государства по их обязательствам и т.п. Необходимая для реализации закона нормативно-правовая база правительством уже практически создана и утверждена, в настоящее время готовятся требуемые внутриведомственные акты. Об этом на заседании рабочей группы сообщил замдиректора департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ Алексей Старовойтов*(1).
Внимание рабочей группы к специфике понимания закона на местах было вызвано, в частности, тем, что местные управленцы и руководители конкретных бюджетных учреждений плохо понимают, что представляет собой закон и как будет проходить его реализация. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные единороссами в регионах, и обсуждения закона на интернет-форумах, в которых участвуют депутаты. Для того чтобы не было поводов для слухов, неверных толкований закона и разночтений, депутаты решили организовать межведомственную горячую линию, где можно задать любые вопросы касательно закона, его толкования и реализации. Возможно, эта горячая линия будет создана на основе уже существующей на сайте Минфина.
Примечание. Необходимая для реализации закона нормативно-правовая база правительством практически создана и утверждена, в настоящее время готовятся требуемые внутриведомственные акты.
Горячая линия консультаций по Федеральному закону N 83-ФЗ заработала на сайте Минфина с середины мая. Это тематический форум, где представлены следующие направления:
- создание, реорганизация, изменение типа и ликвидация государственных учреждений;
- публично-нормативные, публичные обязательства учреждений;
- часто задаваемые вопросы;
- финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
- имущество бюджетных, автономных учреждений;
- НПА по созданию государственных (муниципальных) учреждений;
- отраслевые особенности реализации Федерального закона N 83-ФЗ;
- основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ;
- высказывания, презентации, статьи;
- как принять участие в подготовке примерных НПА субъектов РФ, необходимых для реализации Федерального закона N 83-ФЗ;
- реализация Федерального закона от N 83-ФЗ. За и против.
К разъяснениям привлечены максимально компетентные эксперты. Так, отдельная ветка форума отдана под тему "Задайте вопрос Лаврову Алексею Михайловичу". Как следует из названия темы, здесь задают вопросы директору департамента бюджетной политики Минфина А.М. Лаврову. Так, в частности, посетители спрашивают:
- будут ли проводиться бесплатные семинары по реализации Федерального закона N 83-ФЗ с участием представителей Минфина для работников ФГУ и органов исполнительной власти;
- в каком порядке и по какой форме будут отчитываться бюджетные и автономные учреждения за оказание государственных услуг сверх государственного задания;
- о каких федеральных законах говорится в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, дополненной словами: "в случаях, установленных федеральными законами"; могут ли быть созданы автономные учреждения в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения, транспорта, строительства;
- подлежат ли включению в налогооблагаемую базу по НДС субсидии бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав (аналогично АУ) на оказание государственных услуг, содержание имущества, реализацию мероприятий;
- как можно ознакомиться с планом подготовки в 2010 году нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона N 83-ФЗ (план упомянут в обращении к участникам горячей линии)*(2).
В разделе, содержащем нормативно-правовую базу по созданию государственных и муниципальных учреждений, даны ссылки на следующие тексты законов и документов:
- Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2010 N 296-р;
- примерный перечень НПА для субъектов РФ и МО, необходимых для реализации Федерального закона N 83-ФЗ;
- базовые законы к Федеральному закону N 83-ФЗ в режиме чтения;
- проекты подзаконных НПА по реализации Федерального закона N 83-ФЗ (редакция от 21-22.06.2010);
- выписка из протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 11.06.2010;
- образец заполнения формы перечня публичных обязательств;
- текст Федерального закона N 83-ФЗ.
Вопросы, связанные с законом, можно задавать и по телефону горячей линии 8-800-200-2072.
Примечание. На заседании рабочей группы было решено организовать межведомственную горячую линию, где можно задавать любые вопросы касательно закона, его толкования и реализации.
Напомним, что Федеральный закон N 83-ФЗ был принят в конце апреля этого года исключительно голосами депутатов-единороссов. 23 апреля 315 депутатов Госдумы проголосовали за принятие в третьем чтении законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"*(3). Оппозиционные фракции КПРФ и "Справедливая Россия" выступили против нового документа.
Сразу после вступления закона в силу единороссы обеспокоились тем, как будет воспринят документ в регионах. По этому поводу в Госдуме состоялось майское заседание фракции "Единая Россия" с участием представителей правительства. На тот момент самыми актуальными вопросами были названы методики формирования государственных или муниципальных заданий на оказание услуг и координация работы субъектов РФ. Неслучайно на заседание фракции были приглашены представители Минфина, Счетной палаты, Минздравсоцразвития, Минкультуры и нескольких субъектов РФ (Татарстана, Чувашии и Тюменской области).
Примечание. Пошаговый план реализации Федерального закона N 83-ФЗ, подготовленный депутатской рабочей группой, состоит из нескольких блоков. Это организационные мероприятия, вопросы совершенствования межбюджетных отношений, пакеты документов, связанные с усилением контрольных задач; меры по урегулированию имущественных отношений, которые также востребованы на местах.
То, что реализация подписанного Президентом РФ закона нуждается в особом контроле и пристальном внимании, было понятно парламентариям уже давно. Как только в Госдуме началась работа над документом, его начали бурно обсуждать в обществе. Каждое последующее принятие законопроекта (в первом, втором и третьем чтении) вызывало всплеск комментариев разного толка. И многие комментарии искажали смысл закона, основываясь на собственных целях обсуждавших, но никак не на объективном содержании статей законопроекта. Такой широкой резонанс не сопровождал ни один из принятых Государственной Думой законов со времен монетизации льгот. Профессиональные сообщества были встревожены, и их опасения передались будущим потребителям бюджетных услуг. Особенно много слухов и споров возникло вокруг возможных последствий вступления закона в силу в сфере образования: родители были в ужасе от перспективы полностью коммерциализированных школ.
"Эту тему необходимо досконально обсудить для того, чтобы не повторилась ситуация с законом о монетизации льгот, тоже вызвавшим большой общественный резонанс. Поэтому надо до конца разобраться и дать ответы на все вопросы, которые звучат по поводу этого закона", - заявил во вступительной речи первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов, открывая майское заседание.
Оптимизация бюджетной сети - мера необходимая и неотвратимая. Цель ее - повышение качества предоставления государственных услуг, эффективности и рациональности использования бюджетных средств, тема же эффективности оказания бюджетных услуг и расходования бюджетных средств актуальна во всех странах. Программа повышения эффективности бюджетных расходов была принята Правительством РФ как одна из приоритетных, о чем напомнила собравшимся Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов. Речь шла о том, что всю деятельность Кабинета министров следует переориентировать на новые подходы. Их суть - программно-целевые принципы, следствием внедрения которых согласно ожиданиям правительства должны стать повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг для населения. "Какие цели ставятся Правительством в конкретной сфере деятельности, какие ресурсы используются для этого в здравоохранении, образовании - все это должно публично обсуждаться в парламенте. В том числе в процессе внесения бюджета, в котором уже будут отражены все направления деятельности исполнительной власти в той или иной сфере", - добавила Татьяна Нестеренко.
"Готовясь к совещанию, мы провели опрос регионов, - сообщила Галина Изотова, первый зампред Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, - попросив их обозначить проблемы и высказать свои предложения по поводу реализации данного закона. Практически все регионы откликнулись и выразили заинтересованность в ускорении реализации новых правовых норм. Согласно данным опроса более 50% регионов выражают обеспокоенность сложностями при реализации данного закона. 30% говорят, что необходимо ввести дополнительные механизмы контроля, в том числе и на уровне законодательства.
Мы уже частично начали разъяснительную работу и готовы предложить пошаговый план реализации данного закона в каждом регионе. Он состоит из нескольких блоков. Это и организационные мероприятия, и вопросы совершенствования межбюджетных отношений, это и пакеты документов, связанные с усилением контрольных задач, это и меры по урегулированию имущественных отношений, которые также востребованы регионами"*(4).
Для последующего мониторинга ситуации в регионах (как происходит подготовка и реализация Федерального закона N 83-ФЗ) и была создана рабочая группа. Следующее ее заседание состоится через месяц.
Что касается Федерального закона N 83-ФЗ, он вступает в силу с 1 января 2011 года, однако переходный период для большинства бюджетных учреждений продлится до 1 июля 2011 года.
Т.Я. Артемьева,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.er-duma.ru/news/43390.
*(2) План и текст Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2010 N 296-р, которым утвержден план мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в настоящее время размещены на форуме.
*(3) См. статьи С.Л. Кукиной "Бюджетная сфера реформируется", "На бюджетный-казенный рассчитайсь!" (N 2, 2010), "Бюджетникам меняют статус" (N 3, 2010), "Закон о реформировании бюджетной сети троекратно принят Госдумой" (N 5, 2010), "Мифотворчество вокруг закона" (N 7, 2010) и Д.В. Жигалова "Перспективы модернизации бюджетной сети" (N 3, 2010), "Кого послать в "автономное плавание"? (N 5, 2010), "Сортировка бюджетной сети" (N 6, 2010).
*(4) http://www.galinaizotova.ru/smi_full.php?id=64.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"