Проверка расчетов с персоналом по оплате труда
Расчеты с персоналом по оплате труда представляют особый интерес для контролирующих органов, поскольку являются одним из направлений финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. В данной статье рассмотрены вопросы проверки оплаты труда в бюджетных учреждениях с учетом требований и изменений российского законодательства.
Нарушения при исчислении и перечислении удержаний из заработной платы
Трудовым законодательством предусмотрен перечень оснований удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем. Удержания производятся:
- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда;
- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
При проверке выявляется нарушение в исчислении удержаний из заработной платы: излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) заработная плата взыскивается с него в полном объеме. Обратите внимание, что заработная плата может быть взыскана с работника только в случаях:
- счетной ошибки;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда;
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом (ст. 137 ТК РФ).
Кроме того, ст. 248 ТК РФ предусмотрена возможность взыскания по распоряжению работодателя суммы причиненного его имуществу ущерба, если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка работника.
Наряду с этим из заработной платы работника могут производиться удержания в силу закона (налоги) или по исполнительным документам.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику.
В ходе проверки следует установить также, как производятся удержания по нескольким исполнительным листам, если такие факты имеют место быть в учреждении. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработной платы.
Обратите внимание, что данные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.
Нарушения срока выдачи заработной платы
Обязательным вопросом проверки расчетов с персоналом по оплате труда является своевременность выдачи заработной платы. Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выдается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выдача заработной платы производится накануне этого дня. Учреждения допускают нарушение ст. 136 ТК РФ в случае несвоевременной оплаты отпуска (позднее чем за три дня до его начала). Обратите внимание, что требования выплаты отпускных сумм не менее чем за три дня до начала отпуска распространяются на выплаты как через кассу учреждения, так и путем перечисления денежных средств на банковские карты и счета работников, открытые в банках и кредитных организациях.
Задержка заработной платы и/или выплата ее в один раз в месяц в нарушение ст. 236 ТК РФ влечет обязанность учреждения выплатить причитающиеся суммы с процентами за несвоевременную выплату в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа с учетом требований Письма Роструда от 07.12.2006 N 2042-6-1, содержащего рекомендации по расчету компенсации. Данная компенсация должна выплачиваться независимо от того, виновен или нет работодатель в задержке указанных выплат. Несвоевременное получение бюджетных средств не освобождает учреждение от выплаты сумм компенсаций.
Кроме того, следует учитывать требования коллективного и/или трудового договора, предусматривающего в таких случаях размеры выплат, которые должны быть не менее 1/300 ставки рефинансирования, при этом максимальный размер компенсации законодательством не ограничивается.
Обратите внимание, что оплата компенсации производится по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Допускается еще одно нарушение ст. 136 ТК РФ, а именно выплата заработной платы один раз в месяц. Учитывайте при проверке разъяснения, данные в Письме Роструда от 01.03.2007 N 472-6-0, согласно которым даже наличие заявления работников о согласии получать заработную плату раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности, то есть от выплаты всем работникам учреждения денежной компенсации за нарушение сроков выдачи заработной платы.
Пример 1
Согласно трудовому договору выплата заработной платы в учреждении производится два раза в месяц - 1-го и 15-го числа. Работнику учреждения за июнь 2010 г. начислена заработная плата в размере 13 000 руб. Кроме того, ему предоставлен с 1 июля 2010 г. основной ежегодный отпуск на 28 календарных дней и начислены отпускные в размере 15 000 руб. Сумма налога на доходы физических лиц за месяц составила 3 640 руб. Данный вид расходов осуществляется за счет бюджетных средств учреждения.
Согласно установленным срокам выдачи заработной платы и отпускных в учреждении сотруднику должны быть произведены выплаты:
- аванса в размере 6 500 руб. - 15 июня 2010 г.;
- отпускных в сумме 13 050 руб. - не позднее 27 июня 2010 г.;
- оставшейся части причитающейся зарплаты в размере 4 810 руб. - 1 июля 2010 г.
Выплаты сотруднику произведены 11 июля 2010 г.
Поскольку в соответствии с ТК РФ все организации и учреждения независимо от форм собственности за нарушение сроков выдачи заработной платы и других выплат в пользу работников обязаны выплатить причитающиеся им суммы с учетом процентов за задержку в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки и данная компенсация должна выплачиваться независимо от того, виновен или нет работодатель в задержке указанных выплат, поэтому учреждению следует выплатить работнику компенсацию за задержку заработной платы и отпускных сумм.
Обратите внимание на то, что несвоевременное бюджетное финансирование не освобождает бюджетное учреждение от выплаты сумм компенсаций.
Следует отметить, что это минимальный размер денежной компенсации. Максимальная ее сумма не ограничена и должна быть указана в коллективном или трудовом договоре.
В Письме Роструда от 07.12.2006 N 2042-6-1 даны рекомендации по расчету денежной компенсации. Проценты рассчитываются начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета с работником включительно.
В трудовом договоре учреждения предусмотрена ответственность работодателя за задержку заработной платы - выплата компенсации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 01.06.2010 размер ставки рефинансирования равен 7,75% (Указание ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2436-У "О размере ставки рефинансирования Банка России")).
Таким образом, рассчитаем сумму денежной компенсации за нарушение сроков выдачи заработной платы и отпускных. Просрочка выплаты аванса будет составлять 28 дней (15.06.2010-11.07.2010), заработной платы - 11 дней (01.07.2010-11.07.2010) соответственно. Отпускные должны быть выплачены работодателем не позднее чем за три дня до начала отпуска, то есть 27 июня 2010 года. Количество дней просрочки выплаты отпускных - 15 (27.06.2010-11.07.2010).
Суммы денежной компенсации составят:
- по авансу - 47,02 руб. (6 500 руб. x 7,75% / 300 x 28 дн.);
- по заработной плате - 13,69 руб. (4 810 руб. x 7,75% / 300 x 11 дн.);
- по отпускным - 50,57 руб. (13 050 руб. x 7,75% / 300 x 15 дн.).
Общая сумма денежной компенсации равна 111,28 руб.
Денежную компенсацию работникам за нарушение сроков выдачи заработной платы и других выплат следует производить по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.
В бюджетном учете учреждения бухгалтерские записи по выплате денежных компенсаций работникам за нарушение сроков выдачи заработной платы отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена заработная плата и отпускные работнику | 1 401 01 211 | 1 302 01 730 | 28 000 |
Удержан НДФЛ с оплаты труда | 1 302 01 830 | 1 303 01 730 | 3 640 |
Начислена сумма денежной компенсации за задержку выплат | 1 401 01 290 | 1 302 18 730 | 111,28 |
Перечислен НДФЛ в бюджет | 1 303 01 830 | 1 304 05 211 | 3 640 |
Получены денежные средства в кассу на выдачу заработной платы | 1 201 04 510 | 1 304 05 211 | 24 360 |
Получены денежные средства в кассу на выплату денежной компенсации | 1 201 04 510 | 1 304 05 290 | 111,28 |
Выдана из кассы сумма заработной платы и отпускных | 1 302 01 830 | 1 201 04 610 | 24 360 |
Выдана из кассы сумма денежной компенсации | 1 302 18 830 | 1 201 04 610 | 111,28 |
Желательно, чтобы в период проверки нарушение было устранено, то есть компенсации за выявленную в ходе проверки задержку оплаты труда и прочих выплат были выплачены.
Нарушения в оформлении документов по учету кадров и оплаты труда
В соответствии с требованиями ст. 9, 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бюджетные учреждения должны оформлять операции по учету расчетов с персоналом по оплате труда первичными учетными документами, на основании которых составляются бухгалтерские регистры.
Расчеты с персоналом по оплате труда оформляются следующими первичными документами (приложение 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н):
- расчетно-платежными (ф. 0504401) и платежными ведомостями (ф. 0504403);
- табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421);
- карточкой-справкой (ф. 0504417);
- запиской-расчетом об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425).
Перечислим первичные документы по учету кадров (п. 1.1 Постановления Госкомстата РФ от 04.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"):
- N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу";
- N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу";
- N Т-2 "Личная карточка работника";
- N Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего";
- N Т-3 "Штатное расписание";
- N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника";
- N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу";
- N Т-5а "Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу";
- N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";
- N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам";
- N Т-7 "График отпусков";
- N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)";
- N Т-8а "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)";
- N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку";
- N Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку";
- N Т-10 "Командировочное удостоверение";
- N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении";
- N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника";
- N Т-11a "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".
К регистрам бюджетного учета (Приказ Минфина РФ от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении регистров бюджетного учета") относится Журнал операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) и др.
При проверке следует уделить особое внимание правильности и полноте заполнения всех предусмотренных унифицированной формой реквизитов.
Пример 2
Проверкой правильности и полноты оформления первичных учетных документов по оплате труда в бюджетном учреждении установлено: в нарушение приложения 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, за период с 01.01.2010 по 01.07.2010 не все реквизиты, предусмотренные формой Табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421), были заполнены.
Особенности классификации выплат по оплате труда в бюджетных учреждениях
В бюджетном секторе выплаты по оплате труда классифицируются положениями нормативных правовых актов с учетом требований Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации, а также источника финансирования расходов.
Напомним, что с 1 декабря 2008 года условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются соответствующими приказами Минздравсоцразвития.
Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822).
К выплатам компенсационного характера согласно Приказу N 822 относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 утверждены Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, согласно которому к выплатам стимулирующего характера относятся:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Понятие компенсации определено ст. 164 ТК РФ: это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлены случаи предоставления компенсаций. Работникам предоставляются гарантии и компенсации:
- при направлении в служебные командировки;
- при переезде на работу в другую местность;
- при исполнении государственных или общественных обязанностей;
- при совмещении работы с обучением;
- при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- в некоторых случаях прекращения трудового договора;
- в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
- в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Компенсация может быть в виде:
- возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 168 ТК РФ);
- возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера (ст. 168.1 ТК РФ);
- возмещения расходов при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК РФ);
- компенсации, выплачиваемой государственными органами или общественными объединениями работникам за время привлечения ими физических лиц к исполнению государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ);
- компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173-177 ТК РФ);
- выходных пособий (ст. 178 ТК РФ);
- среднего месячного заработка за время трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (ст. 178 ТК РФ);
- дополнительной компенсации, выплачиваемой работнику при ликвидации организации, сокращении численности или штата в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 168 ТК РФ);
- компенсации за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику (ст. 188 ТК РФ);
- надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемой взамен суточных (ст. 302 ТК РФ);
- компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325 ТК РФ);
- компенсации расходов, связанных с переездом на работу в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326 ТК РФ).
В статье 191 ТК РФ определены случаи и виды поощрения работников за труд.
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Пример 3
По результатам проверки образовательного бюджетного учреждения, проведенной за период с 01.01.2010 по 30.06.2010, выявлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам, научным сотрудникам в нарушение п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", разд. V Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации производилась несвоевременно и не в полном объеме по коду 211 "Заработная плата" КОСГУ на общую сумму 6 800 руб.
В бюджетном учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи по начислению и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена ежемесячная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам образовательного учреждения | 1 401 01 211 | 1 302 01 730 | 6 800 |
Выдана из кассы денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам | 1 302 01 830 | 1 201 04 610 | 6 800 |
В случае если нарушение выявлено в текущем финансовом периоде (в данном случае - за 2010 год), бюджетное учреждение может внести исправления в бюджетный учет и письмом в казначейство или финансовый орган осуществить восстановление операций, произведенных с нарушением Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации.
В целях исправления бухгалтеру учреждения нужно сделать следующие записи по начислению и выплате ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам образовательного учреждения:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена ежемесячная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам образовательного учреждения | 1 401 01 212 | 1 302 02 730 | 6 800 |
Выдана из кассы денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам | 1 302 02 830 | 1 201 04 610 | 6 800 |
В случае если нарушение выявлено за предыдущий финансовый период, например за 2009 год, произведенные в нарушение бюджетной классификации расходы трактуются контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств.
Согласно ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином.
В силу п. 3 и 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н, составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
Таким образом, если бюджетное учреждение совершает расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенные утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то данное нарушение будет классифицировано проверяющими как нецелевое их использование (ст. 289 БК РФ).
В ходе проверки сделан следующий вывод: в нарушение разд. V Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации бюджетным учреждением произведена выплата ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции в сумме 6 800 руб. по коду 211 "Заработная плата" КОСГУ, а следовало произвести выплату по коду 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Это в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, в нарушение п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) с учетом указаний, доведенных до образовательных учреждений Письмом Минобразования РФ от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений", денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий выплачивалась педагогическим работникам образовательного учреждения не ежемесячно.
Уточним, что каких-либо ограничений в Законе N 3266-1 не установлено, то есть не указано, кому и в какие периоды эта денежная компенсация не выплачивается. Таким образом, денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности).
Однако при проверке следует учитывать разъяснения Минобразования, приведенные в Письме от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений", согласно которым компенсация выплачивается только по одному месту работы. То есть если работник получает ее по основному месту работы, то в случае работы по совместительству в другом образовательном учреждении такая выплата не производится. Сотрудникам, работающим на условиях совместительства, компенсация за книгоиздательскую продукцию выплачивается в полном объеме, так как ограничений по ее выплате не установлено. Работникам, выполняющим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты без занятия штатной должности, компенсация не выплачивается.
Кроме описанных выше нарушений при проведении проверок выявляются случаи излишней выплаты заработной платы по следующим причинам: отсутствие необходимого объема работ, арифметические ошибки, выполнение функциональных обязанностей по одной должности, а оплата по другой, несоответствие тарифно-квалификационным требованиям, расхождения между табелями учета рабочего времени и карточками лицевых счетов и др.
Пример 4
Выборочной проверкой карточек лицевых счетов за август 2010 г. установлен факт излишней оплаты труда работнику образовательного бюджетного учреждения. Так, на основании изданных в установленном порядке приказов по образовательному учреждению преподаватель имел нагрузку в размере одной ставки заведующего кафедрой и семи часов преподавательской работы. В соответствии со штатным расписанием на 1 мая 2010 г. оклад по должности заведующего кафедрой составляет 15 168,98 руб., по тарификационному списку оклад преподавателя - 18 779,99 руб. Согласно табелю учета рабочего времени за август 2010 г. отработано четыре дня. Таким образом, оплата по окладу должна составить 2 889,33 руб. (15 168,98 руб. / 21 дн. x 4 дн.) вместо начисленных бухгалтером и выплаченных работнику 3 611,67 руб., доплата за совмещение должна составить 3 577,14 руб. (18 779,99 руб. / 21 дн. x 4 дн.) вместо выплаченных 3 611,54 руб.
В нарушение ст. 8, 15, 57 ТК РФ работнику бюджетного учреждения выплачена заработная плата в сумме 7 223,21 руб., а следовало выплатить заработную плату в размере 6 466,47 руб. Таким образом, излишняя выплата заработной платы работнику образовательного учреждения составляет 756,74 руб.
В бюджетном учете учреждения сделаны бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена заработная плата работнику образовательного учреждения | 1 401 01 211 | 1 302 01 730 | 7 223,21 |
Выдана из кассы заработная плата работнику образовательного учреждения | 1 302 01 830 | 1 201 04 610 | 7 223,21 |
В ходе ревизии излишне выплаченная сумма заработной платы 756,74 руб. (3 611,67 руб. - 2 889,33 руб. + 3 611,54 руб. - 3 577,14 руб.) удержана из заработной платы текущего месяца (сентябрь 2010 года) и перечислена в доход федерального бюджета.
В бюджетном учете учреждения сделаны следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена заработная плата работнику образовательного учреждения | 1 401 01 211 | 1 302 01 730 | 6 466,47 |
Удержана из заработной платы работника излишне выплаченная заработная плата | 1 302 01 830 | 1 304 03 730 | 756,74 |
Излишне выплаченная заработная плата, удержанная у работника, перечислена в доход бюджета | 1 304 03 830 | 1 304 05 211 | 756,74 |
Напомним, что в соответствии со ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем (для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок), не позднее одного месяца со дня окончания срока неправильно исчисленных выплат и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
В заключение отметим, что за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в виде штрафа в размерах:
- от 1 000 до 5 000 руб. - для должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц.
Кроме того, деятельность учреждения может быть приостановлена на срок до 90 суток. А за повторное аналогичное правонарушение руководитель учреждения может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет.
М.А. Волчкова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"