Система управления охраной труда: некоторые вопросы организации
Под системой управления охраной труда понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов. система управления охраной труда направлена на обеспечение безопасности труда работников, поэтому ее следует ориентировать на персонал организации и подрядчиков, работающих под управлением организации.
Законодательство возлагает на работодателя ответственность за обеспечение охраны труда в организации. Он организует работу и своими действиями вовлекает сотрудников предприятия в эту работу.
Служба охраны труда в организации
Согласно ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно Национальному стандарту ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" служба охраны труда в организации предназначена:
- для организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий и охраны труда;
- организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроля соблюдения работниками требований охраны труда, содержащихся в законах, и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов;
- информирования и консультирования работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда;
- изучения и распространения передового опыта по охране труда, пропаганде перспективных направлений обеспечения охраны труда.
Участие работников в охране труда
Работники всех уровней реализуют все производственные процессы, и поэтому их активное участие является необходимым условием обеспечения охраны труда. Работодателю следует привлекать работников, а также их представителей по охране труда к управлению охраной труда, включая управление аварийными мероприятиями. Соответствующие рекомендации имеются и в ГОСТ Р 12.0.007-2009.
Вовлечение всего коллектива организации в деятельность по обеспечению охраны труда (в том числе профилактическую) дает возможность ему выполнять осознанные действия по осуществлению их трудовых функций, использовать способности каждого с максимальной эффективностью.
Управление охраной труда является коллективной деятельностью, требующей совместных усилий. Поэтому сотрудникам, занимающимся планированием, исследованием, проектированием, постановкой продукции на производство, работникам, непосредственно занятым в производстве, а также сотрудникам экономических служб, отделов сбыта и кадров следует участвовать в деятельности по управлению охраной труда. Это достигается определением во всех службах и на всех организационных уровнях обязанностей и полномочий в отношении безопасности всех видов работ, их объема и технологии (методы, правила). В должностных инструкциях следует определять степень свободы действий членов персонала в рамках их должностной компетенции, обеспечивающей творчество и активное участие работников в управлении охраной труда.
Участие работников в управлении охраной труда обеспечивает:
- повышение ответственности каждого за результаты своей деятельности;
- рост заинтересованности каждого в успехах организации и своей причастности к решению общих задач;
- переход от разобщенных действий к солидарным и осознанным, работе в коллективе, сотрудничеству и социальному партнерству;
- мотивацию всех и каждого в отдельности к участию в постоянном улучшении деятельности организации.
Активное участие работников в управлении охраной труда обеспечивается:
- привлечением работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия по ликвидации возможных аварий;
- выделением времени и возможностей для активного участия работников, а также их представителей в процессах организационного характера, планирования и реализации действий по совершенствованию системы управления охраной труда, оценке ее эффективности;
- созданием, формированием и эффективным функционированием комитета (комиссии) по охране труда, признанием и повышением авторитета представителей работников по охране труда;
- определением требований к необходимой компетентности работников в области охраны труда.
Комитеты (комиссии) по охране труда
Комитет (комиссия) является составной частью системы управления охраной труда в организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.
Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Задачами комитета (комиссии) являются:
- разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей сторон) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комитета (комиссии) утверждают приказом (распоряжением) работодателя.
Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета (комиссии), как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей председателя - представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.
Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.
Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации.
Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза
Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) осуществляет профсоюзный контроль соблюдения требований охраны труда в организациях, в которых работают члены профсоюзов.
Задачами уполномоченного являются:
- содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда;
- осуществление в организации (структурном подразделении) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- подготовка предложений работодателю (руководящему должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
- представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
- информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.
Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда. Уполномоченный осуществляет свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), со службой охраны труда, с технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими проведение надзора и контроля. Руководство деятельностью уполномоченного осуществляет выборный орган первичной профсоюзной организации.
Уполномоченного избирают открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации или ее структурном подразделении.
Оказание услуг в области охраны труда
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:
- работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Соответствующие перечень и правила аккредитации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (далее - приказ N 205н). Этим приказом установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в утвержденный перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу приказа N 205н до 1 октября 2010 г. С 1 октября 2010 г. оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, включает:
1) осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;
2) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
Порядок аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
Утвержденные приказом N 205н Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - Правила), устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания услуг в области охраны труда.
Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:
- подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;
- подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;
- обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.
Аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке.
Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда (далее - заявитель), представляет в Минздравсоцразвития России заявление, которое заполняется на бланке организации, подписывается руководителем и заверяется печатью организации.
В заявлении указываются:
1) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма;
2) почтовый адрес места нахождения организации;
3) государственный регистрационный номер юридического лица;
4) сведения о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (дата, номер, кем выдан);
5) идентификационный номер налогоплательщика;
6) сведения о документе, подтверждающем факт постановки организации на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан);
7) вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;
8) сведения о наличии в уставе организации в качестве одного из видов деятельности "оказание услуг в области охраны труда";
9) сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда;
10) сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;
11) сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.
Организация, предполагающая осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, в дополнение к перечисленным выше сведениям указывает в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и стаже их практической работы в области охраны труда.
Организация, предполагающая осуществление функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестующая организация), в дополнение к перечисленным выше сведениям указывает в заявлении:
а) сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
б) сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы, предусмотренные действующим порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(1), включая инструментальную оценку физических, химических производственных факторов, оценку тяжести и напряженности трудового процесса, оснащенной аттестованным испытательным оборудованием и поверенными средствами измерений, включая оборудование и средства измерения, предназначенные для измерения физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, электромагнитные поля и излучения различной природы, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли), освещение, аэрационный состав воздуха) и химических факторов (химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/ или для контроля которых используют методы химического анализа);
в) сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, соответствующего требованиям действующего законодательства, а также о системе учета и хранения результатов работ, выполненных при аттестации рабочих мест по условиям труда.
Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация), в дополнение к приведенным выше сведениям, указывает в заявлении:
а) сведения о документах (номер, дата, кем выданы), подтверждающих право осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти;
б) сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения;
в) сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30% преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании;
г) сведения о технических средствах обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в процессе обучения;
д) сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
К заявлению прилагаются:
- копия выписки из ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
Все представленные копии документов должны быть заверены подписью руководителя заявителя и печатью заявителя.
Заявление вместе с копиями документов представляется заявителем в Минздравсоцразвития России непосредственно или направляется почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.
Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения соответствующих сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр), при этом заявитель уведомляется об этом в течение трех рабочих дней с момента внесения сведений в реестр.
В случае несоответствия поступивших документов установленным требованиям должностное лицо Минздравсоцразвития России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение трех рабочих дней возвращает их заявителю с мотивированным обоснованием возврата документов. Заявитель вправе после устранения нарушений, указанных в мотивированном отказе, повторно представить документы для рассмотрения.
Плата за проведение процедуры аккредитации с заявителя не взимается.
Аккредитованные организации, оказывающие услуги в области охраны труда, обязаны сообщить в письменной форме в Минздравсоцразвития России сведения:
а) об изменении места нахождения юридического лица;
б) о реорганизации юридического лица.
Сведения представляются организациями не позднее чем в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Изменения вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня поступления документов в Минздравсоцразвития России.
Аккредитация может быть прекращена досрочно по заявлению организации. При этом должностное лицо Минздравсоцразвития России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение трех рабочих дней рассматривает заявление и вносит сведения об исключении организации из реестра, а также размещает данную информацию на официальном сайте Минздравсоцразвития России в сети Интернет.
Расширение (сокращение) области аккредитации осуществляется по заявлению организации в установленном порядке.
При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения аккредитация правопреемника (правопреемников) проводится в установленном порядке.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Минздравсоцразвития России размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации заявления.
Контроль за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, критериев аккредитации, государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Нормативный материал:
1. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию: Национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.007-2009: утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст: введен в действие с 1 июля 2010 г. // М.: Стандартинформ, 2009.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2001: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2001: по состоянию на 25.11.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.; 2009. - N 48. - Ст. 5717.
3. Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда: приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н // Российская газета - 2010. - 7 июля (N 147).
Н. Бекасова,
эксперт-консультант ЭЖ "Жилищное право:
актуальные вопросы законодательства",
Н. Мишле,
гл. редактор журнала "Юрисконсульт в строительстве"
"Юрисконсульт в строительстве", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Система управления охраной труда: некоторые вопросы организации
Авторы
Н. Бекасова - эксперт-консультант ЭЖ "Жилищное право: актуальные вопросы законодательства",
Н. Мишле - гл. редактор журнала "Юрисконсульт в строительстве"
"Юрисконсульт в строительстве", 2010, N 9
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru