Представление в отчетности информации о знаниях
Информация о ресурсах предприятия, представляемая в настоящее время организациями, отражает имущество, которым она обладает на правах собственности. Однако для осуществления производственной деятельности и создания продукта требуется кроме материальной составляющей интеллектуальный капитал, который включает такой ресурс, как "знание". Необходимость формирования отчетной информации о знаниях обусловлена требованиями современных тенденций развития экономических процессов.
Цели формирования бухгалтерской отчетности
Одним из важнейших факторов успешной реализации программы модернизации экономики является наличие релевантной информации. В этой связи на уровне каждой отдельной организации следует говорить не только и не столько о показателях, отражающих достигнутые ею результаты, сколько о наличии ресурсов, позволяющих выполнять намеченные планы, в частности о материальном и интеллектуальном капитале.
Целью финансовой отчетности, независимо от того, по каким стандартам она формируется: отдельной страны или Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО), - является предоставление заинтересованным пользователям полной и достоверной информации о деятельности предприятия. В соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 01/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, организация должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. МСФО рассматривают полноту как необходимое условие надежности информации с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск информации или ее неполное включение в бухгалтерскую отчетность "может сделать информацию ложной или дезориентирующей, а следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения ее уместности" [2]. Иными словами, требование полноты предполагает формирование учетной информации в объеме, необходимом для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними пользователями.
Бухгалтерская отчетность отражает состояние материальных ресурсов предприятия: основного и оборотного капитала. Следовательно, внешние пользователи могут получать информацию только об имеющихся в организации активах, посредством которых создается продукт. Данные о творческом потенциале коллектива сотрудников не представляются внешним пользователям.
В отличие от внешних пользователей менеджеры организации для принятия управленческих решений имеют возможность воспользоваться внутренней информацией, которая не всегда отражается в бухгалтерской отчетности. Л.И. Хоружий отмечает, что "в настоящее время за рамками бухгалтерского учета находится такой мощный фактор модернизации экономики, как "человеческий капитал", что не позволяет увидеть в финансовой отчетности экономического субъекта один из самых важных активов организации - интеллектуальные способности трудового коллектива" [9].
Интеллектуальный капитал как фактор производства
Факторами производства в концепции А. Смита выступают труд, земля, капитал. Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный фактор производства и вещественный фактор. При этом личный фактор представляет собой рабочую силу как совокупность физических и духовных способностей человека к труду [1]. "Труд - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта" [7]. Труд как фактор производства представляет собой физическую или умственную деятельность человека, которая основана на его знаниях, представляющих собой ресурсы предприятия.
Т. Стоуньер в качестве наиболее важной основы современных производительных систем видит знание [4]. Та же идея прослеживается в трудах многих отечественных исследователей. Л.Н. Оголева и В.М. Радиковский отмечают, что "информация и научные знания, будучи важным производственным фактором, представляют собой новые формы интеллектуального и информационного капитала. Имея невещественную форму, знания формируют "незримые" активы фирмы и воплощаются в производственных процессах. В экономике ХХI в. научные знания и информационные продукты фактически становятся первичными по значимости среди факторов производства" [6].
Если основываться на основных положениях трудовой теории стоимости А. Смита и взглядах Маркса о зарплате, можно сделать вывод, что основным условием успешной деятельности организаций в условиях современной экономики является человеческий ресурс, в частности ресурс "знание". Однако наличие данного ресурса не может быть оценено установленным уровнем заработной платы. Следовательно, существует потребность введения в учет самостоятельного объекта учета "знания".
Проблемы, возникающие при отсутствии информации о знаниях в бухгалтерской отчетности
В настоящее время отчетность российских и зарубежных компаний не является полной, так как в ней отсутствует важная информация об одном из самых главных факторов производства - ресурсе "знания". Как отмечает Р.Г. Каспина, "неполная и ненадежная информация может отразиться не только на деятельности отдельной корпорации, но и на всем рынке ценных бумаг и на всей экономике" [5].
В качестве негативных последствий отсутствия системы учета интеллектуальных активов Л.А. Чайковская отмечает усугубление проблемы инсайдерской торговли, то есть увеличение числа незаконных операций с ценными бумагами [9]. Наличие же в отчетности информации об имеющихся активах "знания" повысят инвестиционную привлекательность этих организаций. По мнению Л.А. Чайковской, в компаниях, где конкурентоспособность зависит от известных лишь некоторым сотрудникам компании интеллектуальных активах и продуктах использования данного ресурса, сторонним инвесторам становится сложнее получать информацию об истинной стоимости интеллектуальной собственности, поэтому предприятия находятся в неравных условиях и более высокую прибыль получают только немногие обладатели внутренней информации [9].
Р.Г. Каспина также отмечает возможное повышение инвестиционной привлекательности компаний при отражении в финансовой отчетности информации о ресурсе "знания". Она акцентирует внимание на том, что под влиянием глобализации корпорации одной отрасли все больше вступают в конкурентные отношения. Инвестору, решившему вложить средства в определенную отрасль, необходимо выбрать компанию в этой отрасли, а для этого нужны сопоставимые данные деятельности компаний в отрасли, в том числе о неосязаемых активах, и в первую очередь об интеллектуальных активах. Привлечение долгосрочных инвесторов способствует стабильности корпорации. Следовательно, для долгосрочных инвесторов недостаточно информации о прибыли за квартал или год, им необходимы данные о деятельности корпорации, в том числе прогнозные. Долгосрочные инвесторы, выбирая корпорацию для инвестирования, безусловно, отдадут предпочтение той из них, которая предоставит более прозрачную и полную информацию, поскольку риски для инвесторов в таком случае уменьшатся [5].
Одной из проблем, возникающей в связи с отсутствием в отчетности информации об интеллектуальных активах, является проблема сопоставимости стоимости капитала различных компаний. В компаниях, у которых в балансе большую долю занимают неосязаемые активы, сложнее определить реальную стоимость своего капитала, чем более "материальным" компаниям. Сложности могут возникнуть, во-первых, в связи с завышенной оценкой нематериальных активов, а во-вторых, в связи с отсутствием системы оценки неявных знаний, а следовательно, занижением стоимости капитала.
Н.В. Бекетов отмечает, что финансовая отчетность должна предоставлять информацию, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов и кредиторов, других заинтересованных пользователей при принятии рациональных решений [3].
Баланс знаний - форма отчетности об интеллектуальном капитале
С целью информирования внутренних и внешних пользователей о ресурсе "знания" предприятия начинают дополнять свою финансовую отчетность "отчетами об интеллектуальном капитале". С момента опубликования такого первого в мире отчета шведской страховой компанией "Скандия" более 15 лет назад (в 1994 году) стали появляться в разных странах многочисленные положения, касающиеся публикации так называемых балансов знаний.
Составление баланса знаний преследует две основные цели. Первая предполагает улучшение взаимодействия между организациями-партнерами. Вторая цель направлена на систематический менеджмент интеллектуального капитала организации.
Баланс знаний концентрирует внимание пользователей отчетности на стратегическом ресурсе организации "знания". Если менеджмент знаний управляет данным ресурсом на оперативном уровне, баланс знаний раскрывает стратегическое значение знания для создания стоимости и будущей деятельности организации. Обе концепции баланса знаний оптимально дополняют друг друга: стратегическое направление реализуется посредством разработки и выполнения мероприятий по различным проектам менеджмента знаний. Баланс знаний представляет собой достигнутые изменения состава знаний и достигнутые результаты деятельности.
В рамках развития балансов знаний был предусмотрен целый ряд классификаций для идентификации различных элементов интеллектуального капитала. В немецкоязычных странах широко распространена классификация, подразделяющая интеллектуальный капитал на человеческий, структурный и отношенческий, которая была развита европейской исследовательской программой MERITUM.
В разделе "Человеческий капитал" баланса знаний представляется информация о знаниях и способностях сотрудников, которые используются в деятельности организации.
В разделе "Структурный капитал" приводятся сведения об организационной, коммуникативной и технической инфраструктурах, например процессах, осуществляемых в организации.
В разделе "Отношенческий капитал" отражаются связи как с контрагентами - резидентами страны, в которой зарегистрирована организация, так и зарубежными странами.
Балансы знаний не регламентируются ни государственными органами, ни профессиональными объединениями, поэтому руководство организации имеет практически неограниченные возможности при формировании информации, представленной в них. Но это определяет и обусловливает также большие возможные интерпретации этих данных. Из этого следует, что, с одной стороны, лучше удовлетворяются потребности в информации определенных групп пользователей, а с другой стороны, существует опасность злоупотребления балансом знаний как рыночного инструмента.
Основная роль в создании и сохранении конкурентных преимуществ предприятия принадлежит не материальной составляющей его капитала, а творческому и созидательному потенциалу квалифицированного персонала, знаниям и способностям сотрудников. Интеллектуальные активы, являясь ключевым элементом генерирования денежных потоков в результате создания востребованного продукта и, как следствие, рыночной стоимости организации, обусловливают необходимость представления в финансовой отчетности информации о нем инвесторам, как существующим, так и потенциальным.
Библиография
1. Маркс К., Энгельс Ф., соч. 2-изд-е. Т. 24. С. 43.
2. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Аскери, 1999.
3. Бекетов Н.В. Формирование системы аудита интеллектуальных активов предприятия // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2008. - N 5.
4. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. Учебное пособие. - С.-Петербург: изд-во СПб. УЭиФ, 1996.
5. Каспина Р.Г. Корпоративная отчетность, составленная в соответствии с МСФО: тенденции развития [текст] / Каспина Р.Г. // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 4.
6. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. Модели возникновения, освоения и материализации научных знаний // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - N 8.
7. Седов В.В. Экономическая теория: Ч. 1 Введение в экономическую теорию: Учебное пособие / Челябинск: Челябинский государственный университет, 2002, 115 с.
8. Хоружий Л.И. Задачи бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики России // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2010. - N 8.
9. Чайковская Л.А. Оценка ноу-хау как часть интеллектуального капитала [текст] / Чайковская Л.А. // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2009. - N 10.
10. Koch G, Leitner KH, Bornemann M (2000) Measuring and Reporting Intangible Assets and Results in a European Contract Research Organization. Berlin (Joint German-OECD Conference, Benchmarking Industry-Science Relationships, October 16-17, 2000, Berlin).
11. Nohr, Holger; Kaps, Gabriele: Erfolgsmessung im Wissensmanagement mit Balanced Scorecards. In: Information - Wissenschaft und Praxis 52 (2001) 2, S. 89-97 (Teil 1) und 52 (2001) 3, S. 151-158 (Teil 2).
Н.Н. Карзаева,
д-р экон. наук, профессор,
зав. кафедрой экономического анализа и аудита,
Российский государственный аграрный университет - МСХА
имени К.А. Тимирязева
Н.С. Тонкошкурова,
бухгалтер-аудитор ООО "АльТа"
"Бухучет в сельском хозяйстве", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru