Организация, занимавшаяся продажей мобильных телефонов, заключила договор с киностудией, согласно которому один из персонажей в одном из эпизодов фильма использует мобильный телефон данной организации для разговора, имеющего важную роль для сюжета (Product placement). Уменьшают ли связанные с этим расходы организации налоговую базу по налогу на прибыль?
Возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на расходы, связанные с product placement, заинтересованному лицу придется доказывать в суде.
В силу ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу абзаца первого п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети).
Согласно ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В налоговом законодательстве определение понятия "реклама" отсутствует.
В силу ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
После утраты Законом N 108-ФЗ силы с 1 июля 2006 г. был принят Федеральный закон от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 19.05.10). Согласно ст. 2 Закона N 38-ФЗ, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Определение рекламного характера информации отсутствует как в Законе N 108-ФЗ, так и в Законе N 38-ФЗ. Однако в Законе N 38-ФЗ присутствуют отсылки к материалам рекламного характера. Соответственно рекламный характер материалов можно толковать как наличие в материалах информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 9 части 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ, действие данного Закона не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
В связи с этим использование мобильного телефона в эпизоде фильма не может быть отнесено к скрытой рекламе, которая, на основании п. 5 ст. 9 Закона N 38-ФЗ, оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание и использование которой не допускается.
Из изложенного следует вывод, что использование product placement не является рекламой, следовательно, расходы на него не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Однако судебная практика в основном придерживается мнения, что расходы организации, связанные с использованием product placement, снижают налоговую базу по налогу на прибыль (постановления ФАС Московского округа от 23.09.08 N КА-А40/8513-08-2 и от 21.02.08 N КА-А40/410-08-П).
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 октября 2010 г.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22