О правомерности отказа во взыскании с крестьянского хозяйства штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
Территориальное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства 257 руб. 60 коп. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 4 марта 2010 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Управление подало кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, который в своем постановлении от 21.06.10 N Ф07-6112/2010 по делу N А56-2201/2010 определил следующее.
Управление провело проверку своевременности представления крестьянским хозяйством индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 г.
По результатам проверки был составлен акт, в котором было зафиксировано, что крестьянское хозяйство не представило в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2008 г., а также представило неполные (недостоверные) сведения.
Решением Управления крестьянское хозяйство было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составляет 257 руб. 60 коп.
Крестьянскому хозяйству было направлено требование с предложением в срок до 31 июля 2009 г. уплатить 257 руб. 60 коп. штрафа.
В установленный срок требование крестьянским хозяйством не было исполнено, что послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как указано в п. 4 ст. 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с п. 9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения, с указанием статей, предусматривающих ответственность за данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Ни в акте проверки, ни в решении о привлечении крестьянского хозяйства к ответственности не указано, в отношении каких лиц не представлены сведения, а также не отражено, какие документы и иные сведения подтверждают обстоятельства указанного правонарушения.
В силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Поскольку ни акт проверки, ни принятое Управлением решение не содержат необходимых сведений, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании п. 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 указанного Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом, согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ, понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с положениями ст. 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Пунктом 38 названной Инструкции для целей обязательного пенсионного страхования (в ред. постановления Правительства РФ от 14.07.03 N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Крестьянское хозяйство может быть отнесено к категории "страхователь" в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если оно осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В рассматриваемом случае наличие названных обстоятельств Управлением не доказано и материалами дела не подтверждено, поскольку ни акт проверки, ни принятое заявителем решение не содержат необходимых сведений.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании с крестьянского хозяйства 257 руб. 60 коп. штрафа.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22