Несвоевременное исполнение плательщиком земельного налога своих обязанностей в отношении уплаты авансовых платежей по земельному налогу послужило основанием для начисления пеней
Налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с учреждения 753 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату земельного налога за 9 месяцев 2008 г.
Решением суда первой инстанции от 9 декабря 2009 г. заявление налоговой инспекции было удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2010 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Учреждение подало кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, который в своем постановлении от 15.07.10 по делу N А56-45666/2009 определил следующее.
Учреждение в декабре 2008 г. представило в налоговую инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам поземельному налогу за 9 месяцев 2008 г., согласно которому к уплате в бюджет подлежало 209168 руб. авансовых платежей по данному налогу.
Налоговая инспекция, установив, что указанная сумма авансовых платежей по земельному налогу за 9 месяцев 2008 г. уплачена учреждением с нарушением установленного срока, направила налогоплательщику требования об уплате в срок до 11 января 2009 г. пеней в общей сумме 753 руб., начисленных за несвоевременную уплату земельного налога за 9 месяцев 2008 г.
Неисполнение требований послужило налоговой инспекции основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что учреждение, являясь плательщиком земельного налога в отношении ряда земельных участков, обязано было уплатить авансовые платежи по земельному налогу за III квартал 2008 г. до 31 октября 2008 г. Несвоевременное исполнение учреждением этой обязанности послужило налоговой инспекции основанием для начисления пеней. Суд отклонил как не соответствующую налоговому законодательству ссылку учреждения на отсутствие у него в соответствии с положениями ст. 398 НК РФ обязанности представлять расчеты по авансовым платежам по земельному налогу в связи с тем, что земельные участки не используются в предпринимательской деятельности. При этом суд также указал, что обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей предусмотрена п. 2 ст. 397 НК РФ и исполнение этой обязанности не ставится в зависимость от исполнения обязанности по представлению расчетов. При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявление налоговой инспекции.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции и оставил апелляционную жалобу учреждения без удовлетворения.
Согласно п. 1 и 2 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных нормами НК РФ. Статья 397 НК РФ предусматривает уплату земельного налога и авансовых платежей по налогу в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, по истечении которого налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 396 НК РФ. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, по окончании которых предусмотрено внесение авансовых платежей по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.
Решениями местных органов власти предусмотрено, что авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в течение 30 дней после окончания отчетного периода (не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, согласно п. 3 ст. 58 НК РФ, начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.
Таким образом, является правильным вывод судов двух инстанций о том, что применительно к рассматриваемым правоотношениям учреждение должно было уплатить авансовые платежи по земельному налогу за 9 месяцев 2008 г. до 30 октября 2008 г. Нарушение указанного срока уплаты авансовых платежей послужило налоговой инспекции основанием для начисления пеней и направления учреждению указанных требований, а после истечения срока их добровольного исполнения - для обращения в суд с заявлением. При этом суды двух инстанций установили, что задолженность по уплате авансовых платежей по земельному налогу за 9 месяцев 2008 г. учреждение уплатило 20 ноября 2008 г., т.е. с пропуском установленного срока. Суды также проверили правильность произведенного налоговой инспекцией расчета пеней и установили, что расчет соответствует требованиям ст. 75 НК РФ и не оспорен налогоплательщиком. В кассационной жалобе учреждение не опровергает указанные выводы судов. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование налоговой инспекции о взыскании с учреждения 753 руб. пеней.
Суд кассационной инстанции отклонил довод подателя жалобы о неправильном применении судами двух инстанций ст. 398 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 398 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено названной статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Из представленной нормы следует, что она регулирует порядок представления налоговой отчетности, а не уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу).
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их отмены или изменения.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22