Проверяем соблюдение правил хранения лекарственных средств
Большинство видов лекарственных средств требует особых условий их хранения, которые должны соблюдаться аптечными и лечебно-профилактическими учреждениями.
В частности, многие лекарства нужно хранить в прохладном месте, и даже те, которые должны храниться при комнатной температуре, могут испортиться, если из-за летней жары температура в комнате зашкаливает за 30 градусов. Ведь, например, в соответствии с XII Государственной фармакопеей (часть 1) (введена в действие 1 сентября 2007 года приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 73) комнатной является температура хранения от +15 до +25°С. А в отношении лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, в Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (утв. приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377) под комнатной вообще понимается только температура, не превышающая +20°С.
Значит, в летнее время нужно уделять особое внимание соблюдению температурного режима в помещениях, где хранятся лекарства, даже в отношении тех лекарств, что обычно хранят без использования холодильного оборудования.
Вопрос о соблюдении правил хранения лекарственных средств особенно актуален нынешним летом ввиду аномальной жары - актуален настолько, что в июле 2010 года Росздравнадзор посчитал необходимым дать особые разъяснения по данному вопросу.
Росздравнадзор о соблюдении правил хранения лекарственных средств
Итак, Росздравнадзор, реагируя на летний зной, посчитал необходимым выпустить специальное письмо от 23.07.2010 N 04И-722/10, посвященное вопросам контроля за условиями хранения лекарственных средств.
Прежде всего, специалисты Росздравнадзора обратились к хозяйствующим субъектам, осуществляющим оборот лекарственных средств, и призвали их в летний период уделять особое внимание правилам хранения термолабильных препаратов и лекарственных средств при комнатной температуре. Тем более что в соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416) несоблюдение условий хранения лекарственных средств, в том числе требующих особых условий хранения, относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Всем, кто связан с оборотом лекарственных средств, необходимо неукоснительно исполнять действующее законодательство в части соблюдения правил хранения лекарственных средств. Прежде всего, имеются в виду:
Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (утв. приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377);
Отраслевой стандарт "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения. ОСТ 91500.05.0005-2002" (утв. приказом Минздрава России от 15.03.2002 N 80) и другие нормативные документы.
В частности, в соответствии с указанным Отраслевым стандартом аптечные организации для хранения лекарственных средств могут использовать фармацевтические холодильные шкафы, а организации оптовой торговли - холодильные камеры.
Кроме того, в том же июльском письме Росздравнадзор напомнил, что в соответствии с пунктом 5.8 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, в том числе за соблюдением условий хранения лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и температурным режимом, осуществляется Росздравнадзором и Управлениями Росздравнадзора по субъектам РФ.
Учитывая все вышеизложенное, Росздравнадзор предлагает:
руководителям организаций, осуществляющим фармацевтическую деятельность, обеспечить процесс хранения лекарственных средств с использованием специального холодильного оборудования;
а лицензирующим органам субъектов РФ при проведении плановых и внеплановых контрольных мероприятий особое внимание обращать на соблюдение температурного режима в помещениях основного хранения лекарственных средств и, конечно же, при выявлении фактов нарушений условий хранения лекарственных средств при комнатной температуре принимать меры административного реагирования в соответствии с КоАП РФ.
Сложности соблюдения требований и проведения контрольных мероприятий в аптеках учреждений здравоохранения
Росздравнадзор и его управления проводят плановые и внеплановые контрольные мероприятия, в ходе которых в том числе проверяется и соблюдение условий хранения лекарственных средств. При этом они должны придерживаться определенного порядка.
Так, при проверке аптек лечебно-профилактических учреждений должны учитываться требования Методических рекомендаций "Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений" (утв. Руководителем Росздравнадзора 01.08.2008, далее - Методические рекомендации).
Проблема контроля за деятельностью аптек ЛПУ заключается в том, что аптеки учреждений здравоохранения не осуществляют ни оптовую, ни розничную торговлю и не являются самостоятельным юридическим лицом, а представляют собой структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения. Тем не менее специалисты Росздравнадзора считают, что к деятельности аптек учреждений здравоохранения в полной мере применимо понятие "применение лекарственных средств", что помимо прочих видов деятельности входит в понятие "обращение лекарственных средств", а значит, деятельность аптек ЛПУ тоже можно подвести к фармацевтической деятельности, подлежащей лицензированию. Также на деятельность аптек ЛПУ и межбольничных аптек не распространяется действие Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организациях. Основные положения" (утв. приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80). Поэтому, к сожалению, отсутствие четкого нормативно-правового регулирования в деятельности аптек учреждений здравоохранения приводит к отсутствию со стороны руководителей учреждений здравоохранения должного внимания и контроля за их деятельностью.
В частности, в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Росздравнадзором, были выявлены следующие основные проблемы аптек учреждений здравоохранения:
1) использование для организации аптеки малоприспособленных помещений ЛПУ;
2) слабая материально-техническая база аптечного учреждения, устаревшее оборудование, не позволяющее обеспечить необходимое качество изготовленных в аптечных условиях лекарственных препаратов, отсутствие холодильного оборудования для хранения термолабильных препаратов;
3) неукомплектованность аптек учреждений здравоохранения специалистами с фармацевтическим образованием (особенно это относится к специалистам с высшим фармацевтическим образованием) в связи с низкой оплатой труда и недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов;
4) отсутствие и слабое внедрение автоматизации в работе аптек учреждений здравоохранения: либо полное отсутствие доступа специалистов аптек, ЛПУ к информационным ресурсам, либо при наличии такого доступа отсутствие интереса со стороны руководителей аптечных учреждений к ним, а также неумение и нежелание работать с информационными базами;
5) слабое знание действующего законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, что приводит к нарушению правил хранения, учета лекарственных препаратов, в том числе подлежащих предметно-количественному учету;
6) отсутствие должного внутреннего контроля за деятельностью аптечных учреждений как со стороны администрации юридического лица, включая контроль за сроками и условиями хранения лекарственных препаратов в отделениях, следствием чего является низкое качество лекарственной помощи в стационаре;
7) недооценка роли аптек учреждений здравоохранения в организации рациональной фармакотерапии и снижения ресурсоемкости учреждений здравоохранения.
В результате возникает много вопросов по лицензированию, а также по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеках учреждений здравоохранения, невозможности применения в полной мере Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. Поэтому одной из задач Росздравнадзора стала организация единого подхода к методам контроля и надзора с целью помочь в решении проблемы доступности и качества оказания медицинской, в том числе и лекарственной, помощи населению при лечении в стационарных условиях.
В соответствии с Методическими рекомендациями в процессе проведения мероприятий контролю должны подвергаться:
помещения, в которых осуществляется фармацевтическая деятельность, соответствие их установленным лицензионным требованиям;
лекарственные средства, соответствие их установленным требованиям и нормативам качества;
техническая документация, включая товарно-сопроводительную документацию на лекарственные средства, в том числе документация о соответствии обязательным требованиям в области обязательного подтверждения соответствия;
оборудование, технические средства и приборы, необходимые для осуществления фармацевтической деятельности;
соответствие образования и квалификации специалистов лицензионным требованиям.
Далее в том же документе Росздравнадзора приводятся систематизированные в табличном виде Методические рекомендации по порядку проверки осуществления деятельности аптеками учреждений здравоохранения. В них уточняется, что помимо прочего в ходе проверки должны проверяться и протоколироваться следующие вопросы:
N п/п | Что проверяют | На что обращают внимание |
1 | Соответствие помещений аптечного учреждения установленным требованиям | - обеспечена ли защита поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков при проведении погрузочно-разгрузочных работ; - имеются ли в наличии помещения основного назначения (указываются помещения согласно плану БТИ, сопоставляются фактически используемые помещения с оригинальным планом БТИ); - наличествуют ли системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления |
2 | Наличие оборудования: - шкафов для хранения отдельных групп лекарственных средств и документации; - стеллажей; - кондиционеров; - холодильного оборудования; - приборов для регистрации параметров воздуха, проверенных органами метрологического контроля в установленном порядке; - измерительных приборов и оборудования (наличие и обеспечение их исправности, точности и регулярности проверки) | - имеется ли в наличии все необходимое оборудование; - имеются ли документы, подтверждающие законное использование оборудования; - особое внимание обращается на размещение приборов для регистрации параметров воздуха и их наличие во всех помещениях хранения лекарственных средств; - обязательно запрашиваются документы, подтверждающие проверку и калибровку приборов |
3 | Организация ежедневного учета показателей температуры и влажности | - устанавливается, каким образом организован такой учет (с учетом требований Инструкции N 377) |
4 | Температура и влажность на момент проверки в каждой комнате, температура в холодильниках | - фиксируются параметры температуры и влажности; - считается недопустимым использовать для хранения термолабильных препаратов бытовые холодильники |
5 | Наличие заключений государственной санитарно-эмидемиологической службы и государственной противопожарной службы | - фиксируются реквизиты заключений (при этом отсутствие заключения противопожарной службы не влечет административной ответственности) |
6 | Санитарное состояние помещений и оборудования | - имеется ли необходимость в капитальном или косметическом ремонте; обеспечена ли возможность проведения влажной уборки помещений и оборудования; - имеются ли промаркированный уборочный инвентарь, моющие и дезинфицирующие средства, выделено ли место для их хранения; - имеется ли в наличии спецодежда и шкафы для раздельного хранения спецодежды и верхней одежды, особое внимание уделяется наличию изолированной гардеробной и тому, что количество шкафов для хранения одежды должно соответствовать количеству сотрудников учреждения |
7 | Организация охраны аптечного учреждения | - наличие договора охраны либо соответствующего пункта об охране силами арендодателя в договоре аренды (но отсутствие таких документов не влечет административной ответственности) |
8 | Соблюдение и возможность выполнения условий хранения: - лекарственных средств, требующих защиты от света; - термолабильных лекарственных средств; - пахучих и красящих лекарственных средств; - лекарственного растительного сырья; - легковоспламеняющихся веществ; - сильнодействующих и ядовитых веществ (с обеспечением их сохранности); - других. Наличие журнала учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету. Сверка книжного и фактического остатков учетных лекарственных препаратов | - в случае если установлен факт нарушения условий хранения лекарственных средств, которое может повлечь ухудшение качества лекарственных средств, в материалах проверки отражаются наименование, дозировка, серия, производитель и количество лекарственных средств (перечень оформляется приложением к акту проверки); - в отношении обеспечения сохранности сильнодействующих и ядовитых веществ указываются данные документа, подтверждающего соответствие помещения для их хранения установленным требованиям, а в случае выявления нарушений требований указываются все нарушения; - обязательно отражаются результаты сверки остатков лекарственных препаратов: фиксируются и фактические, и книжные остатки, а также факт соответствия или несоответствия книжного и фактического остатков |
9 | Соблюдение систематизации хранения лекарственных средств: - по фармакологическим группам; - по способу применения; - по компьютерной технологии или в алфавитном порядке | - проверяется наличие приказа по учреждению здравоохранения или по аптечному учреждению, регламентирующего порядок хранения |
10 | Соблюдение правил отпуска лекарственных средств | - проверяется правильность оформления требований из отделений учреждения здравоохранения, особенно в части требований для получения сильнодействующих и ядовитых веществ |
11 | Организация контроля качества лекарственных средств, изготовленных в производственных аптеках | - проверяется исполнение требований приказа Минздрава России от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)" |
12 | Наличие сертификатов соответствия на лекарственные средства | - в ходе проверки отбираются образцы лекарственных средств (не менее 10), проверяется наличие документов, подтверждающих их качество |
13 | Организация контроля за соблюдением сроков годности | - устанавливается, каким образом организован учет, в том числе и на бумажном носителе |
14 | Соблюдение требований о запрещении продажи и уничтожении лекарственных средств: - пришедших в негодность; - с истекшим сроком годности; - фальсифицированных; - являющихся незаконными копиями зарегистрированных лекарственных средств | - выясняются: - организация получения информации о запрещении продажи лекарственных средств; - наличие и организация хранения лекарств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарств и лекарств, являющихся незаконными копиями; - наличие актов по списанию лекарственных средств; наличие договоров на уничтожение лекарственных средств; - особое внимание обращается на выделение карантинной зоны и соблюдение условий хранения; - проверяется работа по отслеживанию и изъятию пришедших в негодность лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарств и лекарств, являющихся незаконными копиями |
15 | Организация внутренних проверок | - проверяется наличие протоколов; - в акте проверки отражается, каким образом организовано проведение внутренних проверок, имеются ли в наличии протоколы, периодичность проведения внутренних проверок (согласно приказу, плану) |
Анализ этой информации поможет руководителю лечебно-профилактического учреждения, имеющего в своем составе аптеку, правильно организовать ее работу, чтобы можно было не бояться никаких проверок - ни плановых, ни внезапных.
Напомним общие правила хранения лекарств
Как мы уже отмечали выше, Инструкция N 377 является главным документом, регламентирующим порядок хранения лекарственных средств.
В Инструкции прежде всего подчеркивается, что устройство, эксплуатация и оборудование помещений хранения лекарственных средств должны обеспечивать сохранность лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В частности, в помещениях должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки которых должна осуществляться не реже одного раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами складские помещения необходимо обеспечить термометрами и гигрометрами, которые закрепляются на внутренних стенах хранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. В каждом отделе должна быть заведена карта учета температуры и относительной влажности.
Аптеки и их склады должны быть оборудованы приборами центрального отопления. Не допускается обогревание помещений газовыми приборами с открытым пламенем или электронагревательными приборами с открытой электроспиралью. На складах и в аптеках, расположенных в климатической зоне с большими отклонениями от допустимых норм температуры и относительной влажности воздуха, помещения хранения должны быть оборудованы кондиционерами.
Помещения хранения должны быть обеспечены необходимым количеством стеллажей, шкафов, поддонов, подтоварников и т.п. Установка стеллажей осуществляется таким образом, чтобы они находились на расстоянии 0,6-0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка и не менее 0,25 м от пола. Стеллажи по отношению к окнам должны быть расположены так, чтобы проходы были освещены, а расстояние между стеллажами составляло не менее 0,75 м, обеспечивающее свободный доступ к товару.
В процессе хранения следует осуществлять сплошной визуальный осмотр за состоянием тары, внешними изменениями лекарственных средств и изделий медицинского назначения не реже одного раза в месяц.
В помещениях хранения лекарственные средства размещают отдельно:
в строгом соответствии с токсикологическими группами;
ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства должны храниться в соответствии с действующими требованиями;
в соответствии с фармакологическими группами;
в зависимости от способа применения (внутреннее, наружное);
лекарственные вещества "ангро" в соответствии с агрегатным состоянием (жидкие отдельно от сыпучих, газообразных и т.п.);
в соответствии с физико-химическими свойствами лекарственных средств и влиянием различных факторов внешней среды;
с учетом установленных сроков хранения для лекарственных препаратов с ограниченными сроками годности;
с учетом характера различных лекарственных форм.
В частности, в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды все лекарственные средства делят на требующие защиты:
от света;
воздействия влаги;
улетучивания и высыхания;
воздействия повышенной температуры;
пониженной температуры;
воздействия газов, содержащихся в окружающей среде,
а также на пахучие, красящие средства и отдельную группу лекарственных средств - дезинфицирующие средства.
Соответственно, в Инструкции N 377 четко прописываются особенности хранения каждой из этих групп лекарственных средств.
Например, особенности хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, прописаны в пункте 4.5 Инструкции N 377. К их числу относятся:
вся группа лекарственных веществ, требующих защиты от улетучивания и высыхания (спиртовые настойки, эфирные масла, этиловый спирт, перекись водорода и целый ряд других веществ, им посвящен раздел 4.3 Инструкции);
легкоплавкие вещества;
иммунобиологические препараты;
антибиотики (они одновременно требуют и защиты от света, см. раздел 4.1 Инструкции);
органопрепараты;
гормональные препараты;
витамины и витаминные препараты;
препараты, содержащие гликозиды;
медицинские жиры и масла;
мази на жировой основе и другие вещества.
Лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18-20°) прохладной (или холодной) (12-15°) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для "АТФ" 3-5°), что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата. Так, антибиотики обычно хранят при комнатной температуре, а органопрепараты - в защищенном от света, прохладном и сухом месте при температуре от 0 до +15°С.
Об административной ответственности
Мы не будем в нашей статье подробно рассматривать все нюансы, изложенные в Инструкции N 377, тем более что по правилам и у администрации, и у лиц, несущих ответственность за ее выполнение при хранении лекарственных средств, должен быть свой экземпляр этой Инструкции.
Однако нужно помнить, что любое ее нарушение - это нарушение лицензионных условий, а значит, организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Например, перекись водорода должна храниться при температуре не выше 20°С. Поэтому в случае, если будет установлено, что фактически она хранилась пусть даже при температуре 21°С, это будет основанием для привлечения организации к административной ответственности. Такую позицию поддерживают и судьи - например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2009 N А05-54/2009, ФАС Дальневосточного округа от 17.08.2009 N Ф03-3866/2009 и ФАС Северо-Кавказского округа от 11.11.2009 N А32-18777/2009-66/452-251А.
Собственно говоря, даже отсутствие термометров или технических паспортов на применяемые приборы для измерения параметров температуры воздуха и влажности или даже тот факт, что организация не фиксировала письменно температуру в помещениях, где хранятся лекарственные средства (в том числе и в торговом помещении аптеки, ведь в нем тоже осуществляется хранение лекарственных средств), сами по себе дают повод для привлечения организации к административной ответственности. На это тоже указывает арбитражная практика - например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.2008 N А11-8751/2007-К2-19/465 и от 05.10.2009 N А11-1939/2009, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 N А42-2538/2007.
Кстати, нарушением лицензионных требований может быть признано и отсутствие в аптеке лекарственных средств, составляющих минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, установленный Минздравсоцразвития России. Требование о минимальном ассортименте лекарственных средств содержалось и в п. 8 ст. 32 "старого" Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", и в п. 6 ст. 55 "нового", действующего с 1 сентября 2010 года, Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". И судебная практика в большинстве случаев встает на сторону контролирующих органов и исходит из того, что организация обязана иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 N 17АП-1658/2010-АК, Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А11-15660/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А62-617/2010).
Впрочем, если количество отсутствующих лекарственных средств из минимального ассортимента было незначительным или если в аптеке имелись их заменители (аналоги), это может являться основанием для квалификации данного правонарушения как малозначительного и, следовательно, к освобождению от административной ответственности - такой подход был применен в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А62-573/2010.
Наказать могут и за то, что лекарства с истекшим сроком годности хранят вместе с остальными лекарствами. На то есть целый ряд оснований:
согласно статье 31 Закона N 86-ФЗ и главе 11 (ст. 59) Закона N 61-ФЗ негодные (недоброкачественные) лекарственные средства нужно изымать из гражданского оборота и уничтожать;
согласно пунктам 2 и 4 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств (утв. приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382) лекарственные средства, пришедшие в негодность, и лекарственные средства с истекшим сроком годности подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме, причем изъять их из обращения должен сам собственник (владелец);
согласно абз. 2 п. 4.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003" (утв. приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80) на лекарственные средства с истекшим сроком годности составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.
И в этом отношении тоже есть примеры из арбитражной практики - например, постановления ФАС Центрального округа от 13.11.2008 по делу N А14-4377/2008/33/22, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2008 по делу N А03-16/2008-17.
Если установлен факт несоблюдения условий хранения
Итак, в случае, если контролирующие органы установят факт несоблюдения условий хранения, организация, в том числе и бюджетное учреждение здравоохранения, может быть привлечена к административной ответственности.
Кроме того, нарушение условий хранения может привести к порче лекарственных средств и медицинских товаров.
В случае если условия хранения были грубо нарушены и лекарственные средства однозначно испортились, решение об их уничтожении может быть принято и без проведения экспертизы их годности. Однако обычно имеет смысл - особенно в случае, если нарушение условий хранения было не столь существенным и, возможно, лекарственные средства не пострадали - направить образцы данных лекарственных препаратов в специализированную лабораторию для оценки их годности и принятия решения о возможности дальнейшей реализации (использования) таких лекарств. Тем более что наличие заключения о порче лекарственных средств (и их непригодности к реализации или использованию) послужит дополнительным доказательством экономической обоснованности расходов на списание и уничтожение таких лекарств для целей налогового учета.
Впрочем, если руководитель аптеки абсолютно уверен в том, что незначительные отклонения (например, небольшое превышение температуры хранения) не повлияли на качество (фармакологические свойства, эффективность, безопасность) препарата (а особенно в случае, если нарушение условий хранения было установлено не в ходе внешнего контроля, а при самоконтроле), он может принять решение продавать или использовать данные лекарственные средства без проведения экспертизы. Но при таком варианте в случае, если все-таки препарат был испорчен и его действие причинит вред, подобные решения руководства аптеки будут рассматриваться как отягчающие обстоятельства в уголовном деле.
Испорченные лекарства могут быть выявлены и в ходе проведения плановой или внеплановой инвентаризации лекарственных средств. В этом случае списание порчи производится в обычном порядке в ходе отражения результатов инвентаризации. Причем учреждения и аптечные организации могут воспользоваться Нормами естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 N 2), а также Нормами естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (утв. приказом Минздрава России от 20.07.2001 N 284).
О том, как правильно списать и уничтожить испорченные и просроченные лекарства, а также о порядке отражения таких операций в бюджетном и в налоговом учете мы расскажем в следующем номере журнала.
Р.П. Ничук,
консультант-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 6, август-сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859