Новая "упаковка" для стимулирующей лотереи
Стимулирующая лотерея является одним из наиболее эффективных способов привлечения внимания потребителей к товару или услуге. Несмотря на то, что участие в ней для потенциального покупателя абсолютно бесплатно, "родство" подобных акций с азартным бизнесом, что называется налицо. В связи с этим чиновники даже подумывают запретить такие мероприятия. Благо, пока до этого дело не дошло, но...
Согласно подпункту 1 статьи 2 Закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если будет признана победителем. В общем случае в зависимости от территориальных масштабов лотереи на проведение таковой требуется получить разрешение муниципальных, региональных или федеральных властей. Однако это необходимо лишь тогда, когда розыгрыш призов служит источником заработка для хозяйствующего субъекта, то есть, по сути, является его профильной деятельностью.
Иначе обстоит дело, если речь идет о стимулирующей лотерее. В частности, отличительной чертой таковой является тот факт, что призовой фонд в ходе ее проведения формируется не за счет оплаты игроками своего участия, а исключительно силами организатора лотереи. Право на участие в игре зарабатывается путем выполнения определенных условий - при покупке товаров на заявленную сумму или в определенном объеме, при приобретении конкретной продукции в оговоренный срок и т.п. Потому-то подобная лотерея столь эффективна в качестве маркетингового инструмента - возможность выиграть приз, просто совершив покупку, устраняет изрядную долю сомнений потребителя в ее необходимости именно здесь и сейчас.
Однако при всем том, что стимулирующая лотерея является для организации ничем иным, как способом "подстегнуть" спрос на продукцию и укрепить свой товарный знак, в связи с чем разрешения на ее проведение не требуется, без присмотра со стороны государства в данном случае все равно не обойтись. При этом сразу следует оговориться, что индивидуальным предпринимателям проведение стимулирующей лотереи и вовсе недоступно. Так, среди лиц, которые могут выступать организаторами лотереи, ИП не поименованы (п. 6 ст. 2 Закона N 138-ФЗ).
Извольте уведомить
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает только при условии направления соответствующего уведомления в уполномоченное властями ведомство. На федеральном уровне таковым является ФНС (п. 2 постановления правительства от 5 мая 2004 г. N 338). Именно сюда необходимо адресовать уведомление и прилагающиеся к нему документы, если запланированная лотерея носит всероссийский характер. В том случае, когда игра не выходит за рамки того или иного субъекта Российской Федерации, обращаться следует в ведомство, назначенное региональными властями. И наконец, если "лотерейные амбиции" ограничиваются муниципальным округом, то уведомить необходимо орган, уполномоченный местными властями. Аналогичные нормы закреплены и в Правилах проведения стимулирующих лотерей, утвержденных приказом Минфина от 9 августа 2004 г. N 66н (далее - Правила). При этом границы проведения стимулирующей лотереи определяются территорией, на которой реализуются соответствующие товары или услуги (п. 5 ст. 7 Закона N 138-ФЗ).
В Законе N 138-ФЗ, так и в Правилах не обозначены ни способы, которыми это можно сделать, ни условия, при которых данная обязанность признается исполненной. Все достаточно просто, если уведомление вручается лично: дата направления документа одной стороной и получения его второй в данном случае совпадают. Ну а что случится, если хозяйствующий субъект воспользуется услугами почты? Впрочем исходя из формулировки пункта 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ ориентироваться в подобной ситуации необходимо на факт направления уведомления организатором лотереи, а не получения его чиновниками. Иными словами, если отправление заказного письма с описью вложения приходится на дату не позднее чем за 20 дней до начала лотереи, то нарушения вроде бы не происходит. Вместе с тем необходимо учитывать нижеследующее.
Конечно, в рассматриваемой ситуации не стоит вопрос о получении разрешения на проведение лотереи. Иными словами, при прочих равных ждать от чиновников какого-либо документа, подтверждающего право на организацию розыгрыша призов, не следует. Вместе с тем в ряде случаев власти вправе запретить проведение стимулирующей лотереи. В частности, основанием для "табу" могут послужить:
- представление вместе с уведомлением неполного комплекта документов;
- направление бумаг, не соответствующих требованиям Закона N 138-ФЗ;
- указание недостоверных сведений;
- наличие у компании задолженности по уплате налогов и сборов.
На анализ же комплекта документов, цель которого - изучить, есть ли повод для запрета проведения лотереи, чиновникам отводится 15 дней с момента его получения. В итоге получается, что отправляя уведомления по почте впритык к крайнему сроку, организация рискует узнать о том, что не вправе проводить лотерею уже после ее начала. Так что с оформлением такового и сопутствующих ему бумаг лучше не затягивать.
Примерный образец оформления уведомления о проведении стимулирующей лотереи
Уведомление Департамента экономической политики и развития города Москвы о проведении тиражной стимулирующей лотереи продукции ООО "Класс" под товарным знаком "Класс" - "Школьные годы чудесные"
Общество с ограниченной ответственностью "Класс" в соответствии с требованием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", пункта 1 постановления правительства Москвы N 430-ПП от 14 июня 2005 г. уведомляет Департамент экономической политики и развития города Москвы о проведении тиражной стимулирующей лотереи. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона сообщаем следующие сведения:
1. Срок проведения лотереи: составляет период с 1 августа 2010 года по 30 декабря 2010 года. Объявленный период заключения договоров с участниками лотереи (в которой потребитель продукции может стать участником лотереи и принять участие в розыгрыше): 1 августа 2010 года - 15 сентября 2010 года;
2. Способ проведения тиражной стимулирующей лотереи "Школьные годы чудесные": стимулирующая тиражная, без выпуска лотерейных билетов;
3. Территорией проведения тиражной стимулирующей лотереи "Школьные годы чудесные" является город Москва;
4. Организатором тиражной стимулирующей лотереи "Школьные годы чудесные" является Общество с ограниченной ответственностью "Класс";
5. Продукция ООО "Класс", с реализацией которой непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи "Школьные годы чудесные", включает в себя (далее - "Продукция"):
Тетради в клетку:
- "Фруктовая" серия (96 л.);
- "Серия знаменитостей" (96 л.);
- "В мире животных" (96 л.);
- "Класс С" (24 л.);
- "Класс В" (48 л.);
Тетради в линейку:
- "Фруктовая" серия (96 л.);
- "Серия знаменитостей" (96 л.);
- "В мире животных" (96 л.);
- "Класс С" (24 л.);
- "Класс В" (48 л.).
Отличительной особенностью продукции, участвующей в лотерее, является эмблема "Класс". В акции принимают участие любые упаковки с продукцией "Класс" как со стикером акции, так и без него. К настоящему Уведомлению прилагаются следующие документы на 10 листах:
1) Условия стимулирующей лотереи;
2) Описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения и ее условиях;
3) Описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) Описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) Описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) Засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи, включая Устав, свидетельство о присвоении ОГРН, свидетельство о присвоении ИНН, свидетельство о регистрации МРП или ГРП, информационное письмо о присвоении кодов статистики, выписка из протокола о назначении единоличного исполнительного органа юридического лица, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом;
7) Порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;
8) Справка от 1 июля 2010 г. N 05-27/8152, выданная ИФНС N 18 по г. Москве об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.
02.07.2010
Генеральный директор
ООО "Класс"____________Кузьмичев О.Г.
Примечание. Преступление и наказание
За проведение стимулирующей лотереи без отправки уведомления компании грозит внушительный штраф - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей (п. 1 ст. 14.27 КоАП). Хитрецам, обещавшим, но не выдавшим заслуженные победителями призы, для начала могут лишь объявить предупреждение. В случае если оно не подействует, санкции могут составить от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (п. 3 ст. 14.27 КоАП). Повлечь за собой административную ответственность может и продление фирмой срока проведения лотереи, тем более если при этом он окажется более 12 месяцев, поскольку в силу пункта 4 статьи 7 Закона N 138-ФЗ срок проведения лотереи не может превышать года. Несоблюдение этого ограничения вполне может быть расценено как срыв сроков выдачи призов (п. 3 ст. 14.27 КоАП), а кроме того, как нарушение законодательства о рекламе (п. 1 ст. 14.3 КоАП).
Пакет документов
Утвержденной формы уведомления о проведении стимулирующей лотереи не существует, поэтому составляется оно произвольно. Однако ряд требований к его содержанию все же выдвигается. Так, в документе должны быть указаны такие сведения, как сроки и способ организации лотереи, территория, которая отводится под ее проведение, данные об организаторе, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связан розыгрыш. Что касается документов, которые должны быть приложены к уведомлению, то к ним относятся:
- условия стимулирующей лотереи;
- описание способа информирования участников о сроках проведения лотереи и ее условиях;
- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимого розыгрыша;
- описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником (в данном случае под договором понимается предложение компании всем желающим поучаствовать в грядущей промоакции, которое может быть сделано в виде объявления на упаковке товара или публикации спецматериала в прессе);
- описание способа информирования участников о досрочном прекращении ее проведения;
- заверенные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения.
Кроме того, с 12 июля текущего года вступил в силу Закон от 29 июня 2010 г. N 130-ФЗ, которым приведенный перечень был дополнен справкой, выданной налоговыми органами, о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Стоит отметить, что добросовестное исполнение организатором своих обязательств перед бюджетом по перечислению налогов и сборов учитывалось чиновниками при рассмотрении уведомлений и ранее. Однако требовать от хозяйствующего субъекта представления соответствующей справки они не могли. В результате запрашивать необходимые сведения им приходилось самостоятельно (ч. 2 п. 1 Правил), что увеличивало сроки рассмотрения уведомления.
Обратите внимание, что прежде чем обращаться в налоговую инспекцию за справкой, целесообразно провести с ревизорами сверку расчетов по налогам и сборам. Ведь как бы компания ни была уверена в том, что задолженности перед бюджетом у нее нет, никто не застрахован от ошибок - ни налогоплательщик, ни ревизоры. И лучше уж сначала убедиться в отсутствии на лицевом счете недоимки или разобраться в причинах ее возникновения, а уж потом подавать заявление на выдачу справки. Это сэкономит компании немало времени, если задолженность на ее лицевом счете все-таки числится.
О. Привольнова,
налоговый консультант ТД "Лебедушка"
"Консультант", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.