Секретные методы контроля ПФР
С окончанием 2010 года завершится и первый расчетный период по страховым взносам во внебюджетные фонды. А значит, в гости с выездной проверкой можно будет ждать не только налоговиков, но и инспекторов ПФР или ФСС. Встречать их, безусловно, лучше во всеоружии. В частности, не лишним будет изучить методичку, разработанную Пенсионным фондом для своих сотрудников по процедуре проведения выездной проверки.
Для того чтобы инспекторы во взаимоотношениях со страхователями действовали единообразно в рамках своих новых, а вернее - хорошо забытых старых полномочий, ПФР разработал "Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов" (далее - Временные рекомендации). Документ утвержден распоряжением правления фонда от 11 мая 2010 г. N 127р.
В общем и целом представители ПФР не вышли за рамки тех правил проведения выездной проверки по страховым взносам, которые прописаны непосредственно в Законе от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ). Скорее Временные рекомендации их просто во многих случаях детализировали.
Планы, планы, планы...
Во-первых, отдельный раздел эксперты от Пенсионного фонда посвятили порядку формирования плана-графика проведения выездных проверок. В частности, таковой должен быть утвержден не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год. Причем оговаривается, что это дата установлена в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФР с Фондом социального страхования по осуществлению совместных ревизий.
Впрочем, в течение года в план-график могут вноситься изменения: как по исключению из него кого-либо из страхователей, так и по включению в него плательщика страховых взносов, изначально не попавшего "под прицел". Кроме того, могут быть перенесены и сроки проведения контрольного мероприятия. Иными словами, даже если хозяйствующему субъекту удастся ознакомиться с планом-графиком, окончательные выводы, посетят ли его ревизоры (и когда конкретно это будет), сделать все-таки нельзя. Хотя, собственно, никаких указаний по поводу того, что документ будет доступен страхователям для ознакомления, Временные рекомендации не содержат. Также не проливают они свет и на то, по какому принципу плательщики страховых взносов будут отбираться для включения в план выездных проверок. С уверенностью можно утверждать лишь то, что поводом для визита контролеров послужит непредставление в фонд расчета РСВ ПФР-1 за какой-либо период. Такой вывод можно сделать из пункта 2.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением правления ПФР от 5 мая 2010 г. N 120р. В нем сказано, что привлечение к ответственности по статье 46 Закона N 212-ФЗ в случае, если отчетность страхователем не просто запоздала, а вовсе не была сдана, возможно лишь по результатам выездной проверки.
Полномочия ревизоров
Если уж на пороге у хозяйствующего субъекта оказались ревизоры, необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Решение о проведении проверки принимается, а соответственно и подписывается, только руководителем отделения фонда или его замом и никем иным (п. 3.1 Временных рекомендаций). Оформлен документ должен быть по форме 9-ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 7 декабря 2009 г. N 957н (далее - приказ N 957н). Данным бланком, в частности, предусмотрены для заполнения такие данные, как:
- полное и сокращенное наименования плательщика страховых взносов;
- предмет проверки;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности и Ф.И.О. лиц, которым поручается проведение проверки, с указанием руководителя проверяющей группы (п. 4 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Тем самым у плательщика страховых взносов есть возможность удостовериться, те ли контролеры "зашли на огонек". Так, согласно пункту 4.2 Временных рекомендаций, доступ инспекторов на территорию плательщика страховых взносов осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя (его зама) о проведении выездной проверки в отношении данного страхователя.
При этом в решении о проведении проверки обособленного подразделения представители ПФР рекомендуют указывать реквизиты головной организации. А в решении о назначении ревизии одновременно основного офиса и "обособленцев" помимо данных головной организации - наименования, адреса мест нахождения и иные реквизиты подразделений, подлежащих проверке.
В любом случае решение выносится в двух экземплярах, один из которых вручается страхователю или его уполномоченному представителю, а второй приобщается к материалам проверки.
Препятствовать доступу контролеров на свою территорию не стоит. В этом случае они просто составят акт по форме 13 к приказу N 957н, в котором отражается данный факт с указанием времени, даты, места, состава участников и описанием фиксируемого события. Конечно, страхователь может отказаться подписать его, о чем в нем также будет сделана соответствующая запись. Однако, итогом всех этих маневров для организации, скорее всего, станет лишь тот факт, что полнота исполнения плательщиком страховых взносов своих обязанностей по пополнению бюджетов ПФР и ФОМС будет определена расчетным путем (пп. 4 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание! Решение о приостановлении ревизии должно быть оформлено по форме 10 к приказу N 957н и подписано либо руководителем территориального отделения фонда, либо его замом. Для решения о возобновлении проверки предусмотрена форма 11 к приказу N 957н, которая подписывается аналогичным образом.
Срок проверки
Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что в рамках выездной ревизии по страховым взносам может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении контрольного мероприятия (п. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Временные рекомендации уточняют, что данный временной отрезок следует рассчитывать исходя из целого числа расчетных периодов. При этом назначать выездную проверку ПФР предписывает не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.
Что касается сроков проведения ревизии, то здесь Временные рекомендации к положениям Закона N 212-ФЗ ничего не прибавили.
В общем случае срок выездной проверки составляет два месяца. Если проводится ревизия обособленного подразделения - месяц. В любом случае исчисляется он со дня вынесения решения о назначении контрольного мероприятия и до дня составления справки о проведенной проверке по форме 12-ПФР к приказу N 957н.
При этом в случаях, определенных п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, ход ревизии может быть приостановлен на срок до шести месяцев:
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Причем проверка может приостанавливаться в каждом случае, когда ревизорам необходимо истребовать документы, но не более одного раза по каждому лицу, у которого они находятся. Если же в отведенные сроки ПФР так и не смог получить информацию, запрашиваемую за рубежом, то срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Правила гостеприимства
При проведении проверки представители ПФР рекомендуют своим инспекторам обратить внимание на следующие документы, относящие к проверяемому периоду:
- учредительные документы;
- приказы об утверждении учетной политики;
- лицензии;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование;
- книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
- регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;
- трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физ. лицами;
- банковские и кассовые документы;
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности.
В общем-то, судя по списку, представить ревизорам придется все, что имеется.
При изучении документов инспекторов прежде всего будут интересовать три момента. Во-первых, если это уже не первая ревизия страхователя, особое внимание контролерам предписано уделять тому, насколько полно им устранены нарушения, выявленные в прошлый раз, а также наличию аналогичных "проступков" в проверяемом периоде. Во всех остальных случаях главным объектом изучения станет вопрос, соответствуют ли показатели, отраженные в расчетах по взносам на ОПС и ОМС, данным бухгалтерского учета. Кроме того, инспекторы проанализируют, а правильно ли в самом бухучете отражены операции, влияющие на формирование базы по страховым взносам.
В любом случае, чтобы ознакомиться с документами и изучить их, инспекторам сначала нужно их получить. Для этого им необходимо вручить страхователю требование о представлении бумаг по форме 14 к приказу N 957н. При этом ревизоры не вправе требовать нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать подлинники бумаг - ознакомиться с ними они могут лишь на территории страхователя. Исключением являются лишь случаи, когда плательщик страховых взносов не имеет возможности предоставить ревизорам помещение, и проверка проводится в отделении фонда. В любом случае все представленные хозяйствующим субъектом документы инспекторы должны принять по описи, которая заверяется с обеих сторон (п. 7.2 Временных рекомендаций).
Дана страхователю и возможность отсрочить последнюю дату представления запрошенных документов. В общем случае она наступает на десятый рабочий день с момента вручения плательщику страховых взносов соответствующего требования. Однако, в течение дня после получения такового он может письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием соответствующих причин, и о сроках, в течение которых требование может быть исполнено. В течение двух дней с момента получения такого уведомления ревизоры примут решение о продлении срока либо об отказе в таковом по форме 15 к приказу N 957н. При этом ни Закон N 212-ФЗ, ни Временные рекомендации не содержат перечень оснований для продления срока представления бумаг. Иными словами, решение в каждом случае контролеры будут принимать на свое усмотрение. В частности, именно так рассудил Минфин в отношении истребования документов налоговиками (письмо Минфина от 5 августа 2008 г N 03-02-07/1-336). И скорее всего, ту же позицию займут и представители Минздравсоцразвития.
Кроме того, проводя аналогию с налоговыми ревизиями, можно предположить, что исполнять требование о представлении документов страхователям придется и в том случае, если оно направлено в последний день проведения проверки или буквально перед приостановлением таковой (письма Минфина от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-58, от 17 января 2008 г. N 03-02-07/1-19, от 3 июля 2008 г. N 03-02-07/1-246).
Оформление результатов
По окончании выездной проверки, в последний ее день, инспекторы должны составить справку о проведенной ревизии по форме 12-ПФР к приказу N 957н в двух экземплярах, один из которых вручается страхователю, а второй - приобщается к материалам контрольного мероприятия. В течение двух месяцев после этого ими подготавливается акт выездной проверки по форме 17-ПФР к приказу N 957н также в двух экземплярах. Требования к составлению данного документа приведены в Приложении N 28 к приказу N 957н. В случае отказа хозяйствующего субъекта его подписать в нем делается соответствующая запись. Один экземпляр должен быть под расписку вручен плательщику страховых взносов в течение пяти рабочих дней с момента подписания.
Впрочем, доставлен акт страхователю может быть и иным образом, свидетельствующим о дате его получения адресатом. В частности, если страхователь всячески уклоняется от вручения документа, то таковой будет выслан по почте заказным письмом с уведомлением. В этом случае он будет считаться полученным на шестой рабочий день с момента отправки. О том, что хозяйствующий субъект уклонялся от получения акта, в акте будет произведена соответствующая запись. Поэтому уклоняться не стоит, даже если вы не согласны с зафиксированными в документе нарушениями. Возможность представить свои возражения (письменно) и документы, подтверждающие их обоснованность, у плательщика страховых взносов есть и так.
Сделать это можно в течение пятнадцати дней с момента получения акта проверки (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). Вот здесь наблюдается некоторое несоответствие Временных рекомендаций Закону N 212-ФЗ. Дело в том, что из содержания пункта 9.2 данного документа вытекает, что непосредственно в течение десяти рабочих дней с момента окончания проверки ревизоры должны успеть принять возражения страхователя, рассмотреть их, а также изучить сам акт выездной проверки и иные материалы ревизии и вынести по ним решение. Однако налицо несостыковка: ведь только на подготовку самого акта инспекторам отводится два месяца. Возможно все дело в технической ошибке и неверной отсылке к пункту Временных рекомендаций, где установлен срок, считающийся отправной точкой. Дело в том, что в некоторых местах нумерация положений документа и вовсе сбита.
Так или иначе страхователь не только вправе представить возражения по акту, но и участвовать в рассмотрении материалов проверки, о времени и месте проведения которого руководитель отделения ПФР или его зам должны письменно уведомить хозяйствующего субъекта. Если же это не будет сделано, то скорее всего результаты проверки можно будет оспорить. По крайней мере именно такой вывод следует из позиции Президиума ВАС в отношении рассмотрения материалов налоговой проверки (постановления от 12 февраля 2008 г. N 12566/07). Вполне вероятно, что и в данном случае арбитражная практика сложится аналогичным образом. Но если плательщик страховых взносов или его представитель так и не явятся в назначенный час, переносить мероприятие никто не обязан.
При этом помимо данных, полученных в ходе текущей проверки страхователя при рассмотрении материалов ревизии, инспекторы вправе исследовать также иные имеющиеся у них документы, в том числе представленные проверяемым ранее. Если же этой информации контролерам покажется недостаточно, то они могут дополнительно запросить у страхователя документы. Для этого сначала выносится соответствующее решение по форме 18 к приказу N 957н, а затем на его основании выставляется требование по форме 14-ПФР к приказу N 957н.
Окончательное же решение ревизоров, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, может принять два обличья:
- о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по форме 19-ПФР к приказу N 957н;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по форме N 20-ПФР к приказу N 957н.
Примечание. Помните!
Конечно, во Временных рекомендациях ничего не говорится о том, как быть, если хотя бы одно из предписаний контролерами нарушено. Да и сам документ вроде как носит рекомендательный, а не обязательный характер. Тем не менее речь идет о порядке проведения проверки, который напрямую связан с правами и обязанностями плательщика страховых взносов. И если ревизорами он нарушен, у хозяйствующего субъекта, по меньшей мере, появляется возможность оспорить результаты ревизии. В частности, именно так обстоит дело, если речь идет о налоговой выездной проверке. Поэтому есть основания полагать, что и в отношении ревизии по страховым взносам судьи займут ту же позицию.
В первом случае ПФР рекомендует ревизорам отражать все возможные данные, как то обстоятельства правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, их подтверждающие, а также доводы, приводимые плательщиком страховых взносов (его представителем) в свою защиту, и смягчающие обстоятельства. Кроме того, в документе, безусловно, должны быть указаны меры ответственности со ссылкой на нормативные акты и суммы недоимки и пени при их наличии.
Во втором случае, в решении надлежит указывать данные, которые послужили основанием для отказа в привлечении к ответственности, смягчающие обстоятельства, а также суммы недоимки и пени при их наличии. В частности, согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением правления ПФР от 5 мая 2010 г. N 120р, плательщик страховых взносов не может быть оштрафован по статье 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату взносов, если их сумма исчислена верно. Иными словами, если платежи в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования не были перечислены в связи с нехваткой свободных денежных средств, а не в результате занижения базы для их начисления, штрафа за неуплату можно не опасаться.
Решение, принятое по результатам ревизии, так же как и акт выездной проверки, должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых вручают страхователю под расписку либо иным способом, свидетельствующим о его получении адресатом. В случае направления по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.
О. Привольнова,
налоговый консультант ТД "Лебедушка"
"Консультант", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.