Отражение в учете принятых бюджетных обязательств
В статье рассмотрена корреспонденция счетов по отражению принятия и исполнения бюджетных обязательств. Приведен пример составления Отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Разобраны основные нарушения, допускаемые в учете бюджетных обязательств.
Согласно нормам ст. 6 БК РФ различают расходные, бюджетные, публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок определения (расчета, индексации).
Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках их бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Постановка на учет бюджетных обязательств
Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета по государственным контрактам и иным договорам являются сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее - Сведения об обязательстве). Они составляются по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н (далее - Порядок N 98н).
Сведения об обязательстве представляются в Федеральное казначейство после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.
По бюджетным обязательствам, возникающим у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством РФ не требуется, Сведения об обязательстве не составляются (п. 2.2 Порядка N 98н).
Предоставлять Сведения об обязательстве можно в электронном виде с применением ЭЦП либо - при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе с одновременным представлением документа на машинном носителе. Информация, указываемая в Сведениях об обязательстве и подлежащая проверке, поименована в п. 2.3 и 2.4 Порядка N 98н.
Если бюджетное обязательство превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные или утвержденные и неиспользованные сметные назначения по расходам, Федеральное казначейство принимает на учет такое бюджетное обязательство и доводит информацию о данном превышении до получателя средств федерального бюджета и распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета. Информация доводится путем направления уведомления о превышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку N 98н.
Аналитический учет операций по доведению показателей, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств осуществляется на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета:
- финансовым органом в разрезе главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, уполномоченных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, главными администраторами, уполномоченными администраторами источников финансирования дефицита бюджета в разрезе подведомственных им распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета соответственно.
Изменения в показателях утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждением обязательств, утвержденные в установленном порядке текущем финансовом году, отражаются в бюджетном учете на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией N 148н: при утверждении увеличения показателей - со знаком плюс; при утверждении уменьшения показателей - со знаком минус.
Бухгалтерский учет принятия бюджетных обязательств
Приведем корреспонденцию счетов по отражению получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств как получателями), администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм принятых бюджетных обязательств.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители и распорядители бюджетных средств как получатели бюджетных средств) | ||
Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение - со знаком плюс, уменьшение - со знаком минус) | КРБ 1 501 03 000 | КРБ 1 502 01 000 |
Суммы принятых учреждением в пределах утвержденных ему сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности объемов сметных назначений на текущий, очередной финансовый год, а также суммы внесенных изменений в обязательства, принятые в течение текущего финансового года по приносящей доход деятельности | КРБ 2 504 02 000 | КРБ 2 502 02 000 |
Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители, распорядители как получатели бюджетных средств), администраторы источников финансирования дефицита бюджета (в том числе главные администраторы, уполномоченные администраторы как администраторы) | ||
Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета, подлежащих исполнению за счет доведенных ему бюджетных ассигнований, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение - со знаком плюс, уменьшение - со знаком минус) | КРБ 1 503 03 000 КИФ 1 503 03 000 | КРБ 1 502 01 000 КИФ 1 502 01 000 |
Корреспонденция счетов разработана в соответствии с требованиями п. 249-251 и разд. II приложения 1 к Инструкции N 148н*(1). Кодом КРБ обозначен код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета, а кодом КИФ - код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета.
Показатель за финансовый год, в котором осуществляется отражение операций по доведению лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований и принятия бюджетных обязательств, содержится в 22-м разряде номера счета. Совершаемые операции отражаются:
- в текущем финансовом году - путем проставления цифры 1;
- в первом году, следующем за текущим (очередной финансовый год), путем проставления цифры 2;
- во втором году, следующем за текущим (первый год, следующий за очередным), путем проставления цифры 3;
- во втором году, следующем за очередным, путем проставления цифры 4.
Приведем примеры отражения в бюджетном учете сумм принятых бюджетных обязательств.
Пример 1
Учреждение 27.10.2010 заключило государственный контракт на выполнение определенного объема работ. Цена контракта - 230 000 руб., что соответствует выделенным учреждению ЛБО и бюджетным ассигнованиям. По условиям контракта учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости контракта. Окончательный расчет производится по истечении 3 дней с момента подписания акта выполненных работ. В ходе выполнения работ цена контракта увеличилась на 10%. Ввиду отсутствия финансирования учреждение в текущем году не погасило свои обязательства. Задолженность по договору на 01.01.2011 составила 23 000 руб. Дополнительным соглашением было предусмотрено, что в результате увеличения стоимости контракта задолженность по нему в размере 23 000 будет погашена в 2011 г.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документ-основание |
Доведены ЛБО на выполнение работ | 1 501 15 226 | 1 501 13 226 | 230 000 | Расходные расписания (реестры расходных расписаний) |
Приняты бюджетные обязательства на основании государственного контракта на выполнение работ | 1 501 13 226 | 1 502 11 226 | 230 000 | |
Перечислен аванс подрядчику (230 000 руб. х 30%) | 1 206 09 560 | 1 304 05 226 | 69 000 | Контракт, счет |
Выполнены работы поставщиком (приняты и исполнены обязательства) (230 000 руб. х 10% + 230 000 руб.) | 1 401 01 226 | 1 302 09 730 | 253 000 | Контракт, счет-фактура, акт выполненных работ |
Одновременно произведен зачет аванса | 1 302 09 830 | 1 206 09 660 | 69 000 | |
Приняты бюджетные обязательства по дополнительному соглашению к контракту, возникшие в результате увеличения цены выполняемых работ за первый год, следующий за текущим | 1 501 23 226 | 1 502 21 226 | 23 000 | Дополнительное соглашение к контракту, акт выполненных работ |
Перенесены показатели по санкционированию (это делается в первый рабочий день текущего года): | Справка (ф. 0504833) | |||
- отсторнированы показатели принятых бюджетных обязательств методом "красное сторно" | 1 501 23 226 | 1 502 21 226 | (23 000) | |
- поставлены на учет показатели принятых бюджетных обязательств, перенесенные с прошлого года | 1 501 12 226 | 1 502 11 226 | 23 000 | |
Утверждены ЛБО в 2011 году на погашение кредиторской задолженности по контракту | 1 501 15 226 | 1 501 13 226 | 23 000 | Расходные расписания (реестры расходных расписаний) |
Приняты бюджетные обязательства, которые не были приняты в 2010 году | 1 501 13 226 | 1 502 11 226 | 23 000 | |
Произведена окончательная оплата контракта (исполнены денежные обязательства) | 1 302 09 730 | 1 304 05 226 | 23 000 | Контракт, счет-фактура, акт выполненных работ |
Пример 2
Подотчетному лицу выдан аванс на оплату транспортных услуг в размере 3 000 руб. Аванс полностью израсходован не был. Не израсходованная подотчетным лицом сумма (820 руб.) сдана в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документ-основание | |
Учреждению доведены ЛБО на оплату транспортных услуг | 1 501 15 222 | 1 501 13 222 | 3 000 | Расходные расписания (реестры расходных расписаний) | |
Перечислены деньги с лицевого счета учреждения | 1 210 03 560 | 1 304 05 222 | 3 000 | Заявка на получение наличных денег | |
Приняты бюджетные обязательства по выплате аванса подотчетному лицу | 1 501 13 222 | 1 502 11 222 | 3 000 | Выписка из лицевого счета, Заявка на получение наличных денег | |
Поступили денежные средства в кассу учреждения | 1 201 04 510 | 1 210 03 660 | 3 000 | Выписка из лицевого счета | |
Выданы денежные средства в подотчет | 1 208 05 560 | 1 201 04 610 | 3 000 | Заявление, расходно-кассовый ордер | |
Приняты к учету расходы под отчетного лица | 1 401 01 222 | 1 208 05 660 | 2 180 | Авансовый отчет, ж/д билет | |
Произведен возврат излишне выданного аванса | 1 201 04 510 | 1 208 05 660 | 820 | ||
Перечислены денежные средства из кассы на лицевой счет | 1 210 03 560 | 1 201 04 610 | 820 | Объявление на взнос наличными | |
Зачислены денежные средства на лицевой счет | 1 304 05 222 | 1 210 03 660 | 820 | ||
Произведена корректировка принятых бюджетных обязательств (на сумму возврата неиспользованного подотчетным лицом аванса). Операция производится методом "красное сторно" | 1 501 13 222 | 1 502 11 222 | (820) |
Заполним Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128), используя данные примера (корреспонденция счетов составлена с учетом Письма Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420 "О порядке составления Отчета о принятых бюджетных обязательствах и Отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности").
ОТЧЕТ /------------\
о принятых бюджетных обязательствах | КОДЫ |
|------------|
Форма по ОКУД| 0503128 |
|------------|
на 1 января 2011 г. Дата| |
---------------------- ----- |------------|
Главный распорядитель, распорядитель, получатель по ОКПО| |
бюджетных средств, главный администратор, админи- |------------|
стратор источников финансирования дефицита бюджета ГУЗ Больница N 33 Глава по БК| |
------------------------------------------------------------------- |------------|
Наименование бюджета ___________________________________________________________________ по ОКАТО | |
|------------|
Периодичность: полугодовая, годовая | |
|------------|
Единица измерения: руб. по ОКЕИ | 383 |
\------------/
Наименование показателя | Код строки | Код по бюджетной классификации | Утверждено (доведено) на 2010 год | Принято обязательств | Исполнено денежных обязательств | Не исполнено | |||||
ассигнований бюджетных | лимитов бюджетных обязательств | бюджетных обязательств | денежных обязательств | принятых бюджетных обязательств | принятых денежных обязательств | ||||||
всего | из них сверх утвержденных бюджетных назначений | всего | из них сверх утвержденных бюджетных назначений | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Бюджетные обязательства по расходам, всего: | 200 | х | 233 000 | 233 000 | 232 180 | 232 180 | 232 180 | ||||
в том числе | |||||||||||
хххххххххххххххх222 | 3 000 | 3 000 | 2 180 | 2 180 | 2 180 | ||||||
хххххххххххххххх226 | 230 000 | 230 000 | 23 000 | 230 000 | 230 000 | ||||||
2. Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, всего: | 510 | х | х | ||||||||
в том числе | |||||||||||
Итого | 999 | х | 233 000 | 233 000 | 232 180 | 232 180 | 232 180 |
Руководитель _______________ _______________________ Главный бухгалтер ___________________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
Руководитель планово- ___________________ __________________________
" __________ " _______________________ 20 ___ г. финансовой службы (подпись) (расшифровка подписи)
Завершение текущего финансового года
При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных обязательств на следующий год не переносятся. Таким образом, показатель по счету 1(2) 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства" (при условии, что обязательства не переносятся на следующий год) закрывается путем отражения этой суммы со знаком минус.
Операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств.
Нарушения в учете бюджетных обязательств
Нарушения, допускаемые в учете бюджетных обязательств и выявляемые по результатам проверок, приведем в форме таблицы.
Нарушение в учете бюджетных обязательств | Нарушение норм нормативного документа |
Не ведется аналитический учет принятых бюджетных обязательств | Пункт 249 Инструкции N 148н |
Не ведется Журнал учета бюджетных обязательств (ф. 0504064) | Пункт 249 Инструкции N 148н |
Принятие бюджетных обязательств, не предусмотренных в бюджетной смете | Статья 289 БК РФ, Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее - Приказ N 112н) |
Несоблюдение порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета | |
Бюджетные обязательства, принятые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными на срок, превышающий пределы финансового года, не учитываются в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года | |
Принятие бюджетных обязательств производится не в пределах доведенных по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств (в текущем финансовом году и плановом периоде) и не с учетом принятых и неисполненных бюджетных обязательств | |
При внесении изменений в бюджетное обязательство по государственным контрактам и иным договорам получатель средств не представил в орган Федерального казначейства по месту обслуживания заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство | Пункт 2.12 Порядка N 98н, ст. 161 БК РФ |
Суммы бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов бюджета превышают предусмотренные по тем же кодам суммы неиспользованных утвержденных объемов расходов по приносящей доход деятельности (в случае если в форме 0531702 получатель средств федерального бюджета указал в качестве источника исполнения бюджетных обязательств средства от приносящей доход деятельности) | |
Отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства (за исключением оснований, установленных БК РФ) | Статья 283 БК РФ |
Несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств | Статья 283 БК РФ |
Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам | Статья 283 БК РФ |
Принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств |
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерской учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"