Об охране труда молодежи
Законодатель, с одной стороны, заинтересованно подходит к регулированию труда молодежи. Но с другой - отдельные правовые решения вызывают недоумение.
Молодежь - самостоятельная категория субъектов трудового права, которую в числе других, особо отмеченных в Трудовом кодексе РФ, можно назвать "любимчиками законодателя". В этом легко убедиться, если открыть раздел 12 ТК РФ. В числе первых специальных субъектов названы женщины и несовершеннолетние работники. Для них предусмотрены особые правила регулирования труда. "Молодежные" нормы встречаются и в других разделах кодекса. Вместе с тем, не все они бесспорны. Поэтому обратим внимание на ряд своеобразных новелл и спорных вопросов правового регулирования труда молодых работников, появившихся в современном трудовом законодательстве России или доставшихся в наследие от прежних властей.
Не только работники, но и работодатели
Несомненно первой неожиданностью является ст. 20 ТК РФ, предусматривающая, что несовершеннолетние в трудовых отношениях могут выступать как в роли работников, так и работодателей. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, посвященный изменениям и дополнениям ТК РФ*(1), установил новые возрастные границы понятия "работодатель - физическое лицо". Таковыми сегодня признаны, во-первых, индивидуальные предприниматели, а, во-вторых, собственно физические лица. Полномочия последних уменьшили, и они могут заключать трудовые договоры только в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Определили возрастной и волевой критерии такого работодателя. В этом качестве теперь могут выступать несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет и достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности. Те и другие должны иметь самостоятельный заработок, стипендию, иные доходы. Заключать трудовые договоры они имеют право с письменного согласия законных представителей, на которых возлагается ранее не применяемая в трудовом законодательстве субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность по обязательствам новоиспеченных работодателей, включая выплату заработной платы.
Введение в ТК новых фигур работодателей - это далеко не первое, а заметим, не самое удачное, заимствование норм ГК РФ и прежде всего ст. 26, регулирующей дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, и ст. 30, посвященной ограничению дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными и напитками или наркотическими средствами и ставящими свою семью в тяжелое материальное положение. Но как могут подросток и в паре с ним алкоголик, выступающие в роли работодателей, выплачивать заработную плату не ниже МРОТ (ст. 133 ТК), если они сами фактически не имеют заработка: по возрасту подросток, как правило, учится еще в школе, а алкоголик может распоряжаться денежными средствами с согласия попечителя? Теоретически - данная норма возможно и верна, но практически - вряд ли может быть применима.
Возрастные границы молодежи
Современный законодатель дифференцирует молодых работников на ряд групп, используя для этого термины "молодежь", "работники в возрасте до 18 лет", "лица, достигшие возраста 16 лет" (варианты: "достигшие 14 лет", "не достигшие возраста 14 лет"), "молодые работники", "несовершеннолетние", "лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования" и др. Это позволяет отразить своеобразие правового положения молодежи в области трудовых отношений. К сожалению, в названном ряду нет "молодых рабочих" и "молодых специалистов" с их уникальными правовыми статусами.
В науке и законодательстве нет единообразия по вопросу о возрастных границах молодежи. Говоря о верхнем возрастном критерии, обратимся к определению Всемирной организации здравоохранения, которая устанавливает подростковый возраст как период от 10 до 19 лет, а юношеский - от 15 до 25 лет. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1*(2), относят к молодежи граждан РФ, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет.
Нижний возрастной предел в советское время был установлен на уровне 16 лет (общее правило), а в порядке исключения - 14 лет. Причем поступление на работу малолетних, не моложе 14 лет в соответствии со ст. 135 КЗоТ РСФСР 1922 г., производилось в исключительных случаях с разрешения инспектора труда на основании специальной инструкции Народного комиссариата труда (НКТ) для следующих контингентов:
а) воспитанников детских домов;
б) воспитанников трудовых колоний Министерства внутренних дел СССР и детских приемников-распределителей*(3).
Но несмотря на законодательное запрещение детского труда, он в Советском Союзе повсеместно применялся, и такая практика фактически поощрялась государством. Это доказывают, например, Указы Верховного Совета СССР от 1 марта 1948 г. и от 19 августа 1949 г., которыми два пионера были удостоены званий Героев Социалистического Труда. Так, весной (в учебное время!) 1947 г. ученики пятого класса школы им. Лахути Регарского района Таджикской ССР решили помочь старшим в выращивании хлопчатника и собрали по 89,2 центнера с гектара. "Комсомольская правда" писала: "Цифра невиданная. Ведь даже опытные хлопкоробы собирали в пятнадцать раз меньше!"*(4). В результате звеньевой Турсунали Матказимов стал Героем Социалистического Труда, а остальные пионеры были награждены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. На следующий год Турсунали повторил свой трудовой подвиг и 8 июля 1948 г. был награжден вторым орденом Ленина. Аналогичный случай произошел в Аджарской АССР на сборе чая: при норме 5 т зеленого листа председатель совета пионерской дружины Нателла Челебадзе собрала 6,75 т и в 1949 г. была удостоена звания Героя Социалистического Труда*(5).
Современный ТК РФ, восприняв советские возрастные границы приема на работу, ввел новшество, предусматривающее возможность использования детского труда с лицами, не достигшими 14 лет. Дети могут трудиться в кино, театрах, цирках, на концертных площадках. Однако при применении такого труда возникает много вопросов, не имеющих ответов в законе. Например, не установлено, с какого возраста можно участвовать в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию, каковы критерии безопасности и морали актерского детского труда, какой должна быть продолжительность рабочего дня малолетних артистов. Считается, что эти вопросы должны быть разрешены органом опеки и попечительства, но на основании каких правовых документов? Конечно, можно воспользоваться постановлениями НКТ СССР и РСФСР периода 20-30 гг. прошлого века, предусматривающих возможность использования труда несовершеннолетних в области искусства*(6), но они, скорее всего, ФУСы (фактически утратили силу), поскольку не упоминаются в справочных правовых системах, сборниках нормативных актов о труде и современных комментариях к ТК РФ.
Кстати, Международная организация труда выражает обеспокоенность по поводу использования детского труда при создании произведений кинематографии и театральных постановок. Для исключения неблагоприятного воздействия на юных актеров сцен насилия, в которых им приходится принимать участие, МОТ призывает все страны принять соответствующие меры, которые смогут оградить ребенка от опасностей данной профессии. Однако российские законодатели до настоящего времени не выработали адекватных механизмов защиты психологического здоровья несовершеннолетних актеров и артистов - участие в постановке спектаклей или съемке фильмов не включено ни в перечень работ, которые могут причинить вред нравственному развитию работников до 18 лет (ч. 1 ст. 265 ТК РФ), ни в Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163*(7). По этой причине сотрудники органов опеки и попечительства делают выводы о "вредности" участия малолетних детей в создании и (или) исполнении произведений искусства (чаще всего в области кинематографии), основываясь на своих представлениях о нравственности.
В рассматриваемой связи уместно вспомнить детализацию при использовании детского труда, имеющую место в царских законах, величавшимися "Высочайше утвержденными мнениями Государственного Совета"*(8): малолетние в возрасте от 12 до 15 лет не могут быть заняты работой более восьми часов в сутки, не включая времени, потраченного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и отдых; при этом работа не должна продолжаться более четырех часов кряду; они не могут быть заняты работой между девятью часами вечера и пятью часами утра, а также в воскресные и высокоторжественные дни.
Малолетние работники
Дискуссионным остается вопрос о трудоправовой природе отношений малолетних работников по поводу применения их труда, который не вписывается в классические представления о трудовой правосубъектности, прежде всего по причине отсутствия у детей дееспособности и деликтоспособности. В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением ряда ученых, утверждающих следующее: "Возможность заключения трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, вполне укладывается в вывод о том, что правосубъектость работника устанавливается ст. 37 Конституции РФ, а конкретные гарантии ее реализации определены в Трудовом кодексе РФ"*(9). Видимо, неслучайно белорусский законодатель не воспринял сомнительную правовую конструкцию и установил минимальный возраст приема на работу в 14 лет (ст. 21 ТК Республики Беларусь). Наш законодатель, используя ст. 64 Семейного кодекса РФ, согласно которой родители являются законными представителями своих детей, установил, что трудовой договор в подобных ситуациях подписывается родителем (опекуном). Однако следует согласиться с Н.Н. Яворчуком и признать, что данное положение не бесспорно, так как в трудовом праве институт представительства в индивидуальных правоотношениях отсутствует*(10).
Представительство в коллективных отношениях в ТК РФ существует в рамках социального партнерства. При этом представителями работников являются в подавляющем большинстве профессиональные союзы. Ниша, занимаемая в советское время комсомольскими организациями, сегодня остается свободной. Поэтому создание представительных органов молодежи в организациях сообразно ст. 31 ТК РФ способствовало бы достижению социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Разумным представляется предложение В.А. Васильева по поводу принятия Федерального закона "О молодежи", предусмотрев в нем положения о комитете (комиссии) по делам молодежи в организации со следующей компетенцией:
- участие в решении вопросов о приеме на работу, изменении существенных условий труда работников, не достигших совершеннолетия;
- участие в рассмотрении вопросов о премировании молодых работников, улучшении их социальных условий, включая предоставление кредитов на жилье, мест в общежитии и др.;
- участие в разработке предложений о применении технически обоснованных трудовых затрат и создании условий для их выполнения;
- направление работодателю предложений о совершенствовании оплаты труда, обеспечении соответствия заработной платы молодого работника его личному трудовому вкладу;
- осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении молодых работников;
- представительство прав и интересов молодых работников в органах по рассмотрению трудовых споров*(11).
Подобные комитеты (комиссии) могли бы способствовать и эффективному решению одного из дискуссионных вопросов, связанных с осуществлением представительства несовершеннолетних работников при переводах их на другую работу. В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение трудовых правоотношений допускается только по соглашению сторон и в письменной форме. Исследуя эту проблему, А.В. Буянова обоснованно отмечает, что российский законодатель не вводит в трудовое законодательство специальные нормы, предусматривающие особый порядок изменения трудовых отношений с несовершеннолетним работником, из чего следует, что положения ст.ст. 72-75 Кодекса применяются и к несовершеннолетним работникам. В связи с этим автор обоснованно предлагает предусмотреть в законодательном порядке, что изменение трудового договора с работником, не достигшим возраста 16 лет, в порядке, предусмотренном названными статьями, допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет, и органа опеки и попечительства*(12).
Дискриминация в сфере труда
Вызывают сомнения и другие правовые решения, связанные с трудом молодежи. В частности, вряд ли можно согласиться с законодателем, который вопреки провозглашенному им же основополагающему принципу трудовых отношений - недопущение дискриминации в сфере труда - включил в число лиц, с которыми можно по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор, представителей молодежи, обучающихся по очной форме обучения (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Молодые работники, повышающие свое образование, составившие в этой статье кодекса пару пенсионерам по возрасту, оказались в явно дискриминационном положении, поскольку такой признак, как "возраст" вкупе с другими обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 3 ТК РФ, не связан с деловыми качествами работника и не может ограничивать его трудовые права и свободы.
ТК РФ содержит запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (ч. 1 ст. 265). Конкретный перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 265 ТК РФ). В настоящее время действует вышеупомянутый Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 с изм. на 20 июня 2001 г. N 473 *(13).
Без парадоксов здесь не обошлось. Первый заключается в том, что названный запрет не является абсолютным. Примечание к Перечню запрещенных работ содержит некоторые исключения, допускающие работу несовершеннолетних. В частности:
- при прохождении производственной практики (производственного обучения) учащимися общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентами образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшими шестнадцатилетнего возраста;
- при профессиональной подготовке лиц не моложе семнадцати лет на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста.
Таким образом, законодательный запрет игнорирован правовым актом органа исполнительной власти и допускает применение труда подростков с 16 лет на вредных работах.
Суть второго парадокса следующая. Ряд профессий и работ, приведенных в Перечне от 25 февраля 2000 г., упоминается также в Списках N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Речь идет о списках подземных работ, работ с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, которые утверждены еще в 1991 г.*(14) и предполагают невозможность создания безопасных условий труда, ввиду чего и установлено льготное пенсионное обеспечение. В связи с этим представляется затруднительным применение работодателем рассмотренного выше изъятия из общих правил в отношении отдельных видов трудовой деятельности о применении труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в указанный Перечень.
Как видим, несмотря на заинтересованное внимание законодателя к вопросам труда молодежи, проблемы здесь остаются. И одна из существенных - это случаи нарушения правовых норм о труде несовершеннолетних. Причем подобные нарушения стали дурной традицией прежде всего самого законодателя.
Тем самым власть стимулирует и пропагандирует необязательность исполнения правовых норм, которые сама же и установила.
Г. Хныкин,
д-р юрид. наук, профессор юридического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
"Вопросы трудового права", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.
*(2) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
*(3) Законодательство о труде: комментарий. М., 1947. С. 206.
*(4) "Комсомольская правда". 17 мая 1979.
*(5) Там же.
*(6) Правила об охране труда работников цирка, утвержденные постановлением НКТ СССР от 5 июля 1929 г. // Известия НКТ. 1929. N 31; постановление НКТ РСФСР от 12 июля 1933 г. "Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках" // Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства. 1933. N 14.
*(7) СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 131.
*(8) См.: Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах" от 1 июня 1882 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Спб., 1882-1913. Т. 1. N 931; "О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах" от 3 июня 1885 г. // Там же. Т. 5. N 3015.
*(9) См.: Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Книга первая. М., 2007. С. 207.
*(10) См.: Яворчук Н.Н. Правовые гарантии, предоставляемые молодежи, и их роль в регулировании отношений в сфере труда // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2. С. 335.
*(11) Васильев В.А. Представительство несовершеннолетних работников.
*(12) См.: Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005. N 6. С. 18.
*(13) СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 131; 2001. N 26. Ст. 2685.
*(14) Постановление Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru