Страховые взносы на ОПС до 2010 года: возврат и проверки
Как известно, жить в эпоху перемен непросто. Но бухгалтерам не привыкать к постоянным изменениям в бухгалтерском и налоговом учете, так что замена ЕСН страховыми взносами не стала чем-то необыкновенным, хотя и добавила проблем.
Как всегда, переходные моменты вроде бы учли, когда устанавливали новые правила игры, но механизма их реализации не прописали. Теперь налоговые органы вместе с Пенсионным фондом выпускают письма, в которых разъясняют, что делать в той или иной ситуации.
Сразу два совместных письма было выпущено в августе 2010 года - о порядке действий, если у налогоплательщика есть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (пени, штрафы) по состоянию на 1 января 2010 года, и о том, кто будет привлекать к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании за период до 2010 года.
Возврат излишне уплаченных страховых взносов на ОПС за период до 2010 года
Письмом ФНС РФ N ЯК17-8/58 и ПФР РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 устанавливается порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС), пеней и штрафов. Сразу скажем, речь идет о страховых взносах на ОПС, зачисленных, во-первых, в бюджет ПФР за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, и, во-вторых, на коды бюджетной классификации РФ (далее - КБК), главным администратором которых является ФНС.
Правовой основой данного порядка являются положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а именно ст. 3, 26, 27, 60.
Напомним, что с 2010 года органом контроля за страховыми взносами на ОПС и обязательное медицинское страхование являются ПФР и его территориальные органы. Соответственно, ПФР и направляет в Федеральное казначейство поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Но в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета ПФР от уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды 2002-2009 годов является ФНС. И именно ФНС принимает в данном случае решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов (ст. 160.1 БК РФ) и представляет поручение в Федеральное казначейство. Поэтому данный порядок и применяется только в отношении страховых взносов на ОПС за период 2002-2009 годов.
Напомним, что в 2010 году ФНС является главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002-2009 годов по следующим КБК:
- 182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии";
- 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Действия плательщика страховых взносов. Итак, чтобы вернуть излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы на ОПС, пени и штрафы, плательщик страховых взносов должен представить заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов. Поскольку о форме заявления ничего не сказано, можно предположить, что оно составляется в произвольной форме, но с указанием всех необходимых данных. Обратите внимание, что заявление представляется в ПФР, а не в налоговую инспекцию!
Действия ПФР и налогового органа. Дальнейшие действия по заявлению проходят без участия плательщика страховых взносов.
Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на ОПС (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и составляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
Согласно п. 14 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ решение о возврате принимается ПФР в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления.
Затем территориальный орган ПФР направляет это решение с копией заявления плательщика в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в Федеральное казначейство.
Затем Федеральное казначейство направляет документы, подтверждающие проведение операции по возврату страховых взносов плательщику в налоговый орган, который в свою очередь информирует ПФР.
Таким образом, где-то через месяц после подачи заявления можно получить денежные средства на расчетный счет.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что речь в данном порядке идет только о возврате переплаты по страховым взносам на ОПС, а не о зачете. Поскольку с 2010 года функции администрирования страховых взносов переданы в ПФР и ФСС, за расчетный период 2002-2009 годов провести зачет страховых взносов на ОПС начиная с 2010 года представляется весьма проблематичным.
И, конечно, надо помнить о том, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы на основании как НК РФ, так и законодательства о страховых взносах (п. 7 ст. 78 НК РФ, п. 13 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Кроме этого, главным администратором доходов бюджета ПФР от уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды 2002-2009 годов ФНС является только в 2010, 2011 и 2012 годах. Затем трехлетний период, когда можно еще вернуть переплату на расчетный счет, истечет, и вернуть излишне уплаченные страховые взносы будет нельзя, так что плательщикам страховых взносов надо поторопиться.
Проверка страховых взносов на ОПС, исчисленных до 2010 года
Как мы уже сказали, с 2010 года ПФР и его территориальные органы контролируют начисление и уплату страховых взносов на ОПС. Но проверки по страховым взносам за трехлетний период до 2010 года никто не отменял.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ) права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений гл. 24 НК РФ.
От редакции. Напомним, что до 2010 года налогоплательщики уплачивали ЕСН. Основное количество налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, уплачивали ЕСН в федеральный бюджет по ставке 20% (ст. 241 НК РФ). При этом сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшалась на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в размере 14%. При этом сумма налогового вычета не могла превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период (п. 2 ст. 243 НК РФ).
Свою позицию по данному вопросу Минфин высказал в Письме от 21.12.2009 N 03-04-07-02/20: налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой ЕСН, в отношений налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС. После проведения налоговыми органами камеральных и выездных проверок, в том числе на основании уточненных деклараций за вышеупомянутые расчетные периоды, информацию о результатах таких проверок налоговые органы должны передавать в органы ПФР в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключенным между ФНС и ПФР.
Надо сказать, что с 2006 года у налоговых органов нет полномочий принимать решения о привлечении (отказе) страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ. Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Поскольку налоговые органы забывали об этих положениях, ВАС напомнил им о них в Определении от 04.03.2008 N 2206/08.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства налоговые органы совместно с ПФР выработали следующий порядок контролирования страховых взносов на ОПС за период до 2010 года (Письмо ПФР РФ N АД-30-24/9291 и ФНС РФ N ММВ-22-2/422@ от 31.08.2010).
Территориальные налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС. Контроль может проводиться в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года.
При выявлении задолженности плательщиков страховых взносов на ОПС данные должны передаваться соответствующему территориальному органу ПФР. Вместе со сведениями о суммах задолженности передаче подлежат документы, подтверждающие ее наличие.
В свою очередь, территориальный орган ПФР выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на ОПС, а также пени и штрафы.
Поскольку сроки для передачи документов территориальным органам ПФР по проведенным проверкам не установлены, ФНС поручает территориальным налоговым органам проводить такую передачу не позднее двух рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки лицами, проводившими проверку.
Обратите внимание! При вручении акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки лицу, в отношении которого она проводилась, налоговые органы информируют налогоплательщика о том, что он в качестве страхователя вправе представить возражения в части акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, касающейся проверки исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС, в соответствующий территориальный орган ПФР в течение 15 дней со дня вручения (направления) ему акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
В случае поступления в налоговый орган возражений страхователя по актам проверок, касающихся исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС, поступившие от страхователя материалы направляются в адрес соответствующего территориального органа ПФР не позднее двух рабочих дней, следующих за днем их получения.
Акт проверки (выписка из акта проверки) и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также представленные проверяемым плательщиком страховых взносов (его представителем) письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР, и по ним принимается решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ решение должно быть принято в течение десяти рабочих дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По запросу территориальных органов ПФР налоговые органы могут участвовать вместе с территориальными органами ПФР в рассмотрении материалов проверок.
Копия решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, принятого территориальным органом ПФР, передается территориальному налоговому органу также не позднее двух рабочих дней с даты его вступления в силу. В аналогичном порядке передаются решения после обжалования их в вышестоящем органе ПФР.
Налоговый орган не позднее двух рабочих дней с даты вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездной (повторной выездной) налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН направляет в территориальный орган ПФР выписку из решения в части изменения (при наличии) налоговой базы для исчисления ЕСН.
По запросу налоговых органов территориальные органы ПФР могут участвовать вместе с налоговыми органами в рассмотрении материалов проверок по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН.
Из всего вышесказанного следует, что за расчетный период до 1 января 2010 года проверять налогоплательщиков по ЕСН будет налоговый орган. В случае выявления задолженности по страховым взносам на ОПС материалы будут переданы в ПФР, который и вынесет решение о привлечении к ответственности.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 6, ноябрь-декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"