Формирование государственного задания в 2011 году
С 2005 года в нашей стране проводится бюджетная реформа. На одном из ее этапов Федеральным законом N 63-ФЗ*(1) в Бюджетный кодекс были внесены изменения и дополнения, коснувшиеся регулирования бюджетного процесса. В результате в нем появилось новое понятие: государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. Вместе с этим БК РФ был дополнен ст. 69.2, определившей состав государственного (муниципального) задания и направления использования его показателей. В данной статье рассмотрим порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленный на сегодняшний день в отношении федеральных государственных учреждений.
Предыстория
Статья 69.2 "Государственное (муниципальное) задание" введена в Бюджетный кодекс п. 43 ст. 1 Федерального закона N 63-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2009.
В соответствии с п. 2 ст. 69.2 БК РФ показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ.
Примечание. Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - это услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления) (ст. 6 БК РФ).
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определяется (п. 3 ст. 69.2 БК РФ):
- Правительством РФ - в отношении федеральных государственных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении государственных учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией - в отношении муниципальных государственных учреждений.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Во исполнение приведенных норм ст. 69.2 БК РФ Правительством РФ в конце 2008 года было разработано Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 29.12.2008 N 1065 и вступившее в силу 15.05.2009 (далее - Постановление N 1065).
Однако после принятия Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), согласно которому с 01.01.2011 должен измениться правовой статус всех государственных (муниципальных) учреждений, назрела необходимость в разработке нового положения об установлении порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении каждого типа федеральных учреждений: бюджетных (нового типа), казенных и автономных. В связи с этим Правительством РФ принято Постановление от 02.09.2010 N 671 (далее - Постановление N 671), которое начнет действовать с 01.01.2011, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. С указанной даты Постановление N 1065, а также утвержденное им положение утрачивают силу.
Так, п. 2-7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования, то есть с 13.09.2010.
В период с 01.01.2011 до 01.01.2012 Постановление N 671 применяется только к тем федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета принято решение о предоставлении им субсидии из федерального бюджета. Если такое решение в отношении федерального бюджетного учреждения не принято, к нему применяются нормы, установленные этим постановлением для федеральных казенных учреждений.
Организационные мероприятия по формированию государственного задания
Как уже упоминалось ранее, в отношении федеральных государственных учреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания устанавливает Правительство РФ. Постановлением N 671 оно утвердило новое Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания*(2) (далее - Положение о формировании госзадания), а также:
- форму ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень государственных услуг);
- форму базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовый перечень государственных услуг).
Ведомственные перечни государственных услуг утверждаются в установленной форме федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений (далее - федеральные органы, осуществляющие полномочия учредителя бюджетных учреждений), а также главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения (далее - главные распорядители, в ведении которых находятся казенные учреждения). Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в свою очередь, вправе утверждать в установленной форме базовые перечни государственных услуг. Причем показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы соответствующими органами, но не должны противоречить показателям базовых перечней (п. 3-5 Постановления N 671).
Обратите внимание! Ведомственные и базовые перечни государственных услуг после их утверждения должны быть размещены на официальных сайтах (п. 3 и 4 Постановления N 671).
Также в соответствии с п. 6 и 7 Постановления N 671 федеральные органы, осуществляющие полномочия учредителя бюджетных учреждений, а также главные распорядители, в ведении которых находятся казенные учреждения:
- вправе утвердить совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, перечни показателей качества государственной услуги (если показатели качества государственной услуги совпадают с показателями, установленными для соответствующей государственной услуги базовым перечнем, согласование перечня показателей качества государственной услуги не требуется);
- должны утвердить по согласованию с Минфином и Минэкономразвития порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федеральных государственных учреждений.
Вместе с этим п. 2 Постановления N 671 Правительство РФ уполномочило Минздравсоцразвития утвердить примерную форму соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - соглашение), а также методические рекомендации:
- по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений;
- по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением.
Порядок формирования государственного задания
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:
- выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;
- порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;
- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное задание федерального бюджетного или казенного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами данного учреждения, в порядке, установленном Положением о формировании госзадания. Причем перечень учреждений, переходящих в статус казенных, определяется правовыми актами главных распорядителей, в ведении которых такие учреждения находятся (п. 1 Положения о формировании госзадания).
Государственное задание формируется по форме согласно приложению к указанному положению (приведена на стр. 59-61) при установлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 Положения о формировании госзадания):
- в отношении федеральных казенных учреждений (далее - казенные учреждения) - главными распорядителями, в ведении которых находятся казенные учреждения;
- в отношении федеральных бюджетных учреждений (далее - бюджетные учреждения) - федеральными органами, осуществляющими полномочия учредителя бюджетных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем, в ведении которого находятся казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим полномочия учредителя бюджетного учреждения, ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении). Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели. При внесении изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также при изменении размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения, в государственное задание могут быть внесены изменения. Эти изменения утверждаются главным распорядителем, в ведении которого находятся казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 4-6 Положения о формировании госзадания).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением производится в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения. Главные распорядители, в ведении которых оно находится, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению. Порядок определения данных затрат устанавливается главными распорядителями, в ведении которых находятся казенные учреждения, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 6-8 Положения о формировании госзадания).
Согласно п. 9, 10 Положения о формировании госзадания финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из федерального бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат:
- на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
- на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество (в том числе земельные участки).
При этом порядок определения приведенных выше затрат и порядок их распределения по отдельным государственным услугам устанавливается федеральными органами, осуществляющими полномочия учредителя бюджетного учреждения, в соответствии с нормами Положения о формировании госзадания и по согласованию с Минфином и Минэкономразвития.
Для справки. На момент сдачи журнала в печать Минфином совместно с Минэкономразвития разработаны проекты следующих приказов об утверждении:
- Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральными государственными учреждениями и контролю за их выполнением;
- Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений;
- примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Разъяснения по применению указанных документов будут опубликованы в следующих номерах нашего журнала.
При определении нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственной услуги учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с ее оказанием, а также нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением нормативных затрат на содержание имущества бюджетного учреждения), рассчитанные с учетом затрат данного учреждения (п. 12, 13 Положения о формировании госзадания):
- на потребление электрической энергии - в размере 10% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
- на потребление тепловой энергии - в размере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (в том числе земельные участки).
Субсидия перечисляется на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета бюджетному учреждению. Она предоставляется бюджетному учреждению в течение финансового года на основании соглашения, которое заключается между бюджетным учреждением и федеральным органом, осуществляющим полномочия его учредителя. Указанное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, а его примерная форма утверждается Минфином (п. 14, 15 Положения о формировании госзадания).
Объем предоставленной из федерального бюджета субсидии бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения может быть изменен только в случае соответствующего изменения государственного задания (п. 5 Положения о формировании госзадания).
Обратите внимание! При оказании бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ) (п. 11 Положения о формировании госзадания).
Государственные задания (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне*(3)) размещаются органами Федерального казначейства на официальном сайте на основании информации, предоставляемой им в установленном Минфином порядке бюджетными и казенными учреждениями. Кроме того, государственные задания и отчеты об их исполнении (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне) могут быть размещены на официальных сайтах главных распорядителей, в ведении которых находятся казенные учреждения, и федеральных органов, осуществляющих полномочия учредителя бюджетных учреждений (п. 18 Положения о формировании госзадания).
К сведению. Выполнение государственных заданий бюджетными учреждениями контролируют федеральные органы, осуществляющие полномочия учредителя данного учреждения, а казенными - главные распорядители, в ведении которых они находятся (п. 17, 16 Положения о формировании госзадания)
Приложение
к Положению о формировании
государственного задания в отношении
федеральных бюджетных и казенных
учреждений и финансовом обеспечении
выполнения государственного задания
В. Лахматова,
главный редактор журнала
"Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
*(2) Вступает в силу с 01.01.2011.
*(3) Перечни сведений, составляющих государственную тайну, приведены в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и в приложении к Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"