Проверим себя сами: персонифицированный учет
Обязанность ведения персонифицированного учета на работодателей возложена Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете*(1). В соответствии с этим законом работодатель обязан обеспечить не только достоверность всех сведений, но и своевременное их представление в территориальные отделения Пенсионного фонда. В статье автор предлагает финансовым работникам проверить самих себя на предмет правильности ведения персонифицированного учета и устранить все обнаруженные ошибки вовремя, до представления сведений по итогам 2010 года.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Аналогичные нормы сейчас предусмотрены п. 6 ст. 15, пп. 2 п. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах*(2). Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н.
Отметим, что для ведения такого учета в Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П рекомендована форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
В Письме Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2010 N 286-19 разъяснено, что указанная форма носит рекомендательный характер и необязательна к применению, поэтому плательщик вправе по своему усмотрению вносить в нее изменения, а также вести учет по самостоятельно разработанной форме.
Итак, проверим, все ли данные в учетной форме заполнены, и отдельно остановимся на особо значимых моментах.
Шаг 1. Наличие регистрации работников в системе пенсионного страхования
Статьей 14 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрена обязательная регистрация застрахованных лиц в отделениях ПФР. Оформляя сотрудника, работодатель обязан запросить у него страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При отсутствии последнего поступающий на работу обязан написать заявление о выдаче ему страхового свидетельства, а также сообщить работодателю все необходимые для оформления свидетельства сведения.
Во избежание ошибок при заполнении анкеты на получение страхового свидетельства кадровый работник обязан проверить соответствие указанных в анкете данных данным паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность физического лица. Ответственность за халатность в данном случае законодательством РФ не предусмотрена, но для учреждения искажение сведений может обернуться неприятностями при сдаче персонифицированной отчетности в территориальные органы ПФР.
Шаг 2. Правильность определения объекта обложения страховыми взносами
Ошибки в представляемых сведениях могут быть вызваны незнанием каких-то положений нормативных актов в части обязательного пенсионного страхования. Отметим, что ранее (до 01.01.2010) согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование являлись объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. С 01.01.2010 все организации и учреждения перешли с уплаты ЕСН на уплату страховых взносов. Соответственно, изменилась нормативно-правовая база, регулирующая объект обложения страховыми взносами: на смену гл. 24 НК РФ пришел Закон о страховых взносах, поэтому были внесены коррективы и в нормы ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ.
В 2010 году объектом обложения страховыми взносами считаются выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах). Не относятся к объекту налогообложения выплаты и иные вознаграждения, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности на имущество (например, продажа имущества), и договорам, связанным с передачей имущества в пользование (например, аренда).
Следует обратить внимание и на то, что в Законе о страховых взносах отсутствует положение, аналогичное тому, которое позволяло уменьшать налоговую базу по ЕСН на выплаты и вознаграждения, не учитываемые при налогообложении прибыли. Факт отнесения выплат и вознаграждений к учитываемым или не учитываемым при расчете налога на прибыль не имеет значения при определении объекта обложения страховыми взносами (письма Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2010 N 426-19, Минфина РФ от 29.04.2010 N 03-03-06/4/53).
В соответствии со ст. 9 Закона о страховых взносах подлежат обложению суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченные работникам при увольнении (ранее данные выплаты под обложение пенсионными взносами не подпадали). Отметим, что многие моменты, связанные с выплатами в пользу работников, в названном законе не прописаны, а следовательно, приходится руководствоваться теми разъяснениями, которые приведены в письмах Минздравсоцразвития. В частности, согласно указаниям данного ведомства страховые взносы следует начислять:
- на все выплаты, не прописанные в трудовых договорах, но связанные с трудовой деятельностью работников (Письмо от 23.03.2010 N 647-19);
- на стоимость подарков, предусмотренных коллективными, трудовыми договорами и не оформленных договорами дарения (Письмо от 05.03.2010 N 473-19);
- на суммы материальной помощи, выплаченные в размерах, превышающих 4 000 руб. на человека в год (письма от 01.03.2010 N 426-19, от 17.05.2010 N 1212-19).
Не признаются объектом обложения страховыми взносами:
- выплаты в виде оплачиваемых выходных дней донорам (письма Минздравсоцразвития РФ N 426-19, N 1212-19);
- плата работнику за аренду автомобиля и компенсация за использование личного транспорта в служебных целях (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2010 N 550-19);
- компенсация расходов на проезд работникам, обучающимся заочно (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2010 N 939-19).
Обратите внимание! Несмотря на то что при выездной проверке ПФР может осуществляться выборочная проверка данных персонифицированного учета (не менее 7% от общего числа работающих (п. 7 Методических рекомендаций*(3))), специалисты ПФР вправе в случае установления недостоверных сведений произвести сплошную проверку.
Шаг 3. Правильность применения тарифной ставки
В 2010 году тарифная ставка страховых взносов в ПФР, установленная п. 1 ст. 57 Закона о страховых взносах, составляет 20%. Взносы в ПФР распределяются следующим образом:
- для лиц 1966 года рождения и старше - 20% на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- для лиц 1967 года рождения и моложе - 14% на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Обратите внимание! Неправильное применение тарифа может привести к недоплате (переплате) соответствующих начислений, подлежащих перечислению на ту или иную часть трудовой пенсии, а это, в свою очередь, влечет наложение штрафных санкций по ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Данный вывод подтвержден арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС МО от 02.09.2009 N КА-А41/8240-09).
Шаг 4. Сведения о трудовом стаже
Одним из условий назначения пенсии является наличие трудового стажа. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Назначается такая пенсия при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ)). Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Сведения о трудовом стаже застрахованного лица заполняются на основании первичных учетных документов по учету кадров, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". К таким документам относятся, в частности, штатные расписания, приказы (распоряжения), личные карточки работников.
Далее отметим, что согласно ст. 27, 28 Федерального закона N 173-ФЗ работник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Основанием для этого является наличие так называемого специального стажа. Он представляет собой периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями.
В отличие от общего трудового стажа специальный стаж исчисляется в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а в отдельных случаях - исходя из занятости на конкретных работах (производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях.
С учетом специального стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсия за выслугу лет. В частности, в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочную пенсию имеют мужчины и женщины, отработавшие 25 лет педагогами в учреждениях для детей, а также врачи, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа.
Далее индивидуальные сведения о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, заполняются на основании первичных документов, отражающих фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Круг лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии, определяется в соответствии со списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (N 1, 2), утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Например, право на досрочное назначение пенсии по данному основанию имеют врачи-рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах (коды 12300000-20426) (разд. XIX "Учреждения здравоохранения" списка N 1), отработавшие в данных условиях не менее 10 лет.
Согласно п. 5 Разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (положения данного разъяснения применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 173-ФЗ), необходимо убедиться в том, что работник учреждения был занят в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (не менее 80% рабочего времени).
Е.А. Дорохова,
эксперт журнала
"Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Постановление Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"