Формирование государственного задания в 2011 году
С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон N 83-ФЗ*(1), который вносит коррективы в правовой статус бюджетных учреждений. Согласно внесенным в Федеральный закон N 7-ФЗ*(2) изменениям на Правительство РФ возложена обязанность по определению порядка формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения этого задания. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок). Формирование государственного задания предусматривалось Бюджетным кодексом и раньше (ст. 69.2), однако на практике не применялось.
На уровне субъектов РФ и муниципальном уровне порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определяется:
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В Постановлении Правительства РФ N 671 представлен общий порядок формирования государственного задания. Следуя положениям п. 2 данного постановления, Минфин и Минэкономразвития разработали проекты совместных приказов "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральными государственными учреждениями и контролю за из выполнением" (далее - Методические рекомендации), "Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", "Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений" (далее - Положение по расчету нормативных затрат). Несмотря на то что данные приказы еще не утверждены, полагаем, после государственной регистрации в Минюсте изменению они не подвергнутся.
Общие положения
Действие Порядка распространяется на федеральные бюджетные, а также федеральные казенные учреждения.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и объем государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Его форма приведена в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ N 671.
Как определено п. 3 Порядка, формирование государственного задания осуществляется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении:
- федеральных казенных учреждений - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;
- федеральных бюджетных учреждений - федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Формирование государственного задания осуществляется на основе:
- утвержденного перечня государственных услуг (работ);
- показателей объема, а также качества государственных услуг (в случае принятия решения об их установлении).
Еще одним необходимым условием является контроль за выполнением государственного задания.
Составление и утверждение перечней государственных услуг (работ)
В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций существуют два вида перечней государственных услуг (работ):
1. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Он утверждается соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении федеральных казенных учреждений или соответствующим федеральным органом исполнительной власти в отношении федеральных бюджетных учреждений (п. 5 Методических рекомендаций).
В процессе составления ведомственного перечня учитывают услуги, оказываемые подведомственными федеральными бюджетными учреждениями государственным служащим федеральных органов исполнительной власти (ведомственные санатории, учреждения здравоохранения, школы и др.) (п. 8 Методических рекомендаций).
Как известно, бюджетные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью. В этом случае при оказании федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) за плату при составлении ведомственного перечня рекомендуется дополнительно детализировать состав услуг (работ) с тем, чтобы обеспечить их оказание (выполнение) как отдельных государственных услуг (работ).
Форма ведомственного перечня государственных услуг (работ) утверждена Постановлением Правительства РФ N 671. При этом, как определено п. 8 Методических рекомендаций, он должен содержать следующие графы:
- графа 1 - номер государственной услуги (работы);
- графа 2 - наименование государственной услуги (работы);
- графа 3 - категория потребителей государственной услуги (работы) (рекомендуется на основании нормативных правовых актов максимально точно приводить характеристику физических и (или) юридических лиц - потребителей государственной услуги с использованием параметров возраста, состояния здоровья, образования, гражданства, местонахождения и т.п. для физических лиц; параметров видов деятельности, отношения к субъектам малого предпринимательства и т.п. для юридических лиц); графа заполняется для государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) для физических и юридических лиц; в случае если государственная услуга (работа) оказывается (выполняется) в интересах государства, общества в целом и выделить категорию получателей - физических или юридических лиц не представляется возможным, в данной графе ставится прочерк;
- графа 4 - единицы измерения показателя объема государственной услуги (работы) (рекомендуется указывать показатель, которым может быть измерен объем оказания государственной услуги (работы), например: число посетителей (тыс. чел.), число обучающихся (чел.), количество койко-дней, клиенто-дней, дето-дней) (ед.), количество новых постановок (ед.), количество вызовов (ед.), число проведенных мероприятий (ед.), количество единиц хранения (ед.), площадь помещений (кв. м), число восстановленных (отремонтированных, отреставрированных) сооружений (объектов) и т.д.).
2. Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в соответствующей сфере деятельности. Он утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Форма базового перечня утверждена Постановлением Правительства РФ N 671. Помимо граф, аналогичных графам 1-3 ведомственного перечня, базовый перечень может содержать следующие графы (п. 7 Методических рекомендаций):
- единицы измерения показателя объема государственной услуги (работы) (рекомендуется указывать показатель, которым может быть измерен объем оказания государственной услуги (работы), например: число посетителей (тыс. чел.), число обучающихся (чел.), число воспитанников (чел.), количество койко-дней, клиенто-дней, дето-дней), количество новых постановок (ед.), количество вызовов (ед.), число проведенных мероприятий (ед.), количество единиц хранения (ед.), площадь помещений (кв. м), число восстановленных (отремонтированных, отреставрированных) сооружений (объектов) и т.д.);
- показатели, характеризующие качество государственной услуги;
- наименования учреждений (групп учреждений), оказывающих государственную услугу (выполняющих работу).
Показатели качества государственных услуг
Право на утверждение показателей качества государственных услуг определено п. 6 Постановления Правительства РФ N 671. В Методических рекомендациях уточнено, что для каждой государственной услуги рекомендуется установить не менее 2-3 и не более 7-8 показателей качества. Кроме того, необходимо определить для каждого показателя единицы измерения и формулу расчета (п. 10 Методических рекомендаций).
Перечень показателей качества приведен в п. 13 Методических рекомендаций, при этом установлено, что для каждой государственной услуги рекомендуется вводить показатели двух условно выделяемых типов:
1. Показатели, характеризующие основные результаты работы учреждения. В частности, для библиотек - доля удовлетворенных запросов читателей (по категориям запросов), среднее время выполнения запроса читателя (по категориям запросов), активность использования библиотечного фонда, для учреждений физической культуры и спорта - количество призеров соревнований различного уровня.
2. Показатели, характеризующие процесс и условия оказания государственной услуги, на которые может повлиять оказывающее государственную услугу федеральное государственное учреждение. В частности, для образовательных учреждений - процент выполнения учебного плана, уровень заболеваемости, для учреждений скорой медицинской помощи - среднее время ожидания бригады скорой медицинской помощи.
Оформление государственного задания
Порядок заполнения формы (части) государственного задания на оказание государственных услуг содержится в п. 17 Методических рекомендаций. Приведем отдельные положения данного порядка.
Так, при заполнении п. 1 "Наименование государственной услуги" в него вносится наименование государственной услуги в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных услуг (работ).
При заполнении п. 2 "Потребители государственной услуги" в него вносится наименование категории потребителей в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных услуг (работ).
При заполнении п. 3 "Показатели, характеризующие качество и (или) объем государственной услуги" необходимо учитывать следующее (п. 17.4 Методических рекомендаций). Для заполнения п. 3.1 "Показатели качества государственной услуги" (в случае их установления) необходимо:
- указать наименование показателей качества, единицы их измерения и (или) формулы расчета (в случае установления данных показателей в ведомственном перечне государственных услуг (работ) - в соответствии с данным перечнем);
- привести значения показателей качества, в том числе за отчетный год - фактические, за текущий год - плановые либо фактические (при наличии информации), за очередной финансовый год и плановый период - плановые;
- указать источник информации о значении показателя (например, форму статистического наблюдения; указать, что информация будет собираться на основе социологических опросов и т.п.).
Заполнение п. 6 осуществляется в случаях, если федеральным законами предусмотрено право федерального бюджетного учреждения оказывать в пределах государственного задания услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, за плату.
Пункт 7 "Порядок контроля за исполнением государственного задания" рекомендуется заполнять следующим образом.
Формы контроля | Периодичность | Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за оказанием услуги | |
1 | Последующий контроль в форме выездной проверки | В соответствии с планом- графиком проведения выездных проверок, но не реже__________. По мере необходимости (в случае поступлений обоснованных жалоб потребителей, требований правоохранительных органов) | Указывается главный распорядитель средств федерального бюджета (для федеральных казенных учреждений). Указывается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя (для федеральных бюджетных и федеральных автономных учреждений) |
2 | Последующий контроль в форме камеральной проверки отчетности | По мере поступления отчетности о выполнении государственного задания | Указывается главный распорядитель средств федерального бюджета (для федеральных казенных учреждений). Указывается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя (для федеральных бюджетных и автономных учреждений) |
При заполнении формы (части) государственного задания на выполнение государственных работ необходимо учитывать следующие моменты.
1. В строке "Раздел" приводится порядковый номер раздела. Если предполагается выполнение одной работы, данная строка не заполняется.
2. В пунктах 1 "Наименование государственной работы", 2 "Характеристика работ":
- наименование государственной работы должно приводиться в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных услуг (работ);
- в графе "Содержание работ" п. 2 приводится краткое описание планируемых к выполнению работ;
- в графе "Планируемый результат выполнения работ" п. 2 приводится краткое описание результатов выполненных работ, которые планируется получить.
3. При заполнении п. 3 в качестве основания для досрочного прекращения исполнения государственного задания можно указывать:
- ликвидацию учреждения;
- реорганизацию учреждения;
- иные предусмотренные правовыми актами случаи, влекущие невозможность выполнения государственной работы, не устранимую в краткосрочной перспективе.
К сведению. Периодичность представления отчетности о выполнении государственного задания рекомендуется устанавливать с учетом сроков, требуемых для выполнения соответствующих работ (этапов работ), календарных планов выполнения работ (при их наличии). На основании отчетности об исполнении государственного задания рекомендуется определять сумму субсидии, подлежащей перечислению федеральному государственному учреждению, исходя из объема фактически выполненного государственного задания (с учетом возможности перечисления аванса за первый месяц (I квартал) текущего финансового года). При этом рекомендуется определить показатель (не более 10% от установленного объема государственного задания), невыполнение которого не является основанием для уменьшения субсидии.
Расчет нормативных затрат
Данный вид расчета применим в случаях определения показателей бюджетной сметы, на основании которой осуществляется финансовое обеспечение казенных учреждений, а также в случае расчета размера субсидии, на основании которой осуществляется финансовое обеспечение бюджетных учреждений (п. 7-10 Порядка).
К сведению. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 8 Положения по расчету нормативных затрат).
Объем субсидии на выполнение государственного задания определяется по следующей формуле (п. 11 Положения по расчету нормативных затрат):
, где:
- объем субсидии на выполнение государственного задания, выделенной федеральному бюджетному учреждению в соответствующем финансовом году;
- нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году;
k - объем (количество единиц) оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году;
- нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году.
Стоит отметить, что при оказании бюджетным учреждением платных услуг в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом доходов от платных услуг.
В соответствии с п. 4 Положения по расчету нормативных затрат порядок определения нормативных затрат должен содержать:
1. Методику расчета:
- удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы государственной услуги, оказываемой в рамках государственного задания;
- объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и федеральных автономных учреждений.
2. Порядок утверждения нормативных затрат и внесения изменений в утвержденные нормативные затраты, в том числе в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.
По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального бюджетного или автономного учреждения, нормативные затраты на оказание государственной услуги могут определяться (п. 5 Положения по расчету нормативных затрат):
- отдельно по каждому федеральному государственному учреждению;
- в среднем по группе федеральных государственных учреждений. Определяется как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем федеральным государственным учреждениям, входящим в группу, к количеству федеральных государственных учреждений, входящих в группу (п. 6 Положения по расчету нормативных затрат);
- по группе федеральных государственных учреждений с использованием корректирующих коэффициентов. Осуществляется путем умножения среднего значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по группе федеральных государственных учреждений на корректирующие (понижающие или повышающие) коэффициенты, учитывающие особенности федеральных государственных учреждений (например, место нахождения, статус муниципального образования, на территории которого расположено федеральное государственное учреждение, и другие критерии) (п. 7 Положения по расчету нормативных затрат).
Методы определения нормативных затрат. Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы: нормативный, структурный, экспертный (п. 12 Положения по расчету нормативных затрат). Выбор каждого из методов зависит от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги.
Нормативный метод реализуется путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных материалов и т.п.) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы государственной услуги (п. 13 Положения по расчету нормативных затрат).
При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, занятого в оказании государственной услуги; численности персонала, непосредственного занятого в оказании государственной услуги; площади помещения, используемого для оказания государственной услуги, и др.) (п. 14 Положения по расчету нормативных затрат).
При экспертном методе нормативные затраты определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли данной группы затрат в общем объеме затрат; оценки трудозатрат, необходимых для оказания государственной услуги, и др.) (п. 15 Положения по расчету нормативных затрат).
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги. Нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле (п. 17 Положения по расчету нормативных затрат):
, где:
- нормативные затраты, определенные для j-й группы затрат на единицу услуги на соответствующий финансовый год.
Состав затрат на оказание государственных услуг следующий:
1. Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (п. 19 Положения по расчету нормативных затрат) | ||
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги | Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги | Иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги |
Стоит отметить, что нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве ставок персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, с учетом действующей системы оплаты труда (п. 22 Положения по расчету нормативных затрат). Нормативные затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги (п. 23 Положения по расчету нормативных затрат).
2. Нормативные затраты на общехозяйственные нужды. К данным затратам относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.
Перечень нормативных затрат на общехозяйственные нужды представлен в таблице на стр. 37.
Рассмотрим расчет нормативных затрат на примере.
Пример
Бюджетное учреждение оказывает три вида услуг (А, Б, В). В отчетном году затраты на оплату труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственных услуг, без учета вспомогательного и административно-управленческого персонала составили 600 000 руб. Затраты на оплату труда работников, принимающих участие в оказании услуги А, - 25%, Б - 45%, В - 30%. В течение года были произведены следующие затраты:
- 200 000 руб. - на приобретение расходных материалов, используемых при оказании услуг;
- 460 000 руб. - на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с содержанием имущества;
- 140 000 руб. - на общехозяйственные нужды.
Определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги бюджетным учреждением
Наименование государственной услуги | Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда | Затраты на приобретение расходных материалов | Затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества | Затраты на общехозяйственные нужды | Итого затраты на государственную услугу | Объем государственной услуги | Норматив затрат на единицу оказания государственной услуги | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | ед. | тыс. руб./ед. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 = 2 + 4 + 6 + 8 | 11 | 12 |
А | 150 | 25 | 50 | 25 | 115 | 25 | 35 | 25 | 350 | 7 | 50 |
Б | 270 | 45 | 90 | 45 | 207 | 45 | 63 | 45 | 630 | 5 | 126 |
В | 180 | 30 | 60 | 30 | 138 | 30 | 42 | 30 | 420 | 4 | 105 |
Итого | 600 | 100 | 200 | 100 | 460 | 100 | 140 | 100 |
Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (п. 21 Положения по расчету нормативных затрат) | ||||||
Нормативные затраты на коммунальные услуги | Нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества*(3), закрепленного за федеральным бюджетным или федеральным автономным учреждением на праве оперативного управления или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у федерального бюджетного или федерального автономного учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг | Нормативные затраты на приобретение услуг связи | Нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или федеральным автономным учреждением или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества | Нормативные затраты на приобретение транспортных услуг | Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственное участие в оказании государственной услуги (административно- управленческого, административно- хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги) | Прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды |
Контроль за выполнением государственного задания
Как определено п. 19 Методических рекомендаций, осуществление контроля в отношении федеральных казенных учреждений возложено на главных распорядителей средств федерального бюджета, в отношении федеральных бюджетных учреждений - на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Контроль осуществляется в виде камеральных или выездных проверок.
Регламент проверки должен содержать следующие положения (п. 21 Методических рекомендаций):
- наименование структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением государственного задания;
- цели и задачи контроля;
- формы контроля;
- периодичность контроля;
- порядок осуществления камеральных проверок;
- порядок формирования и утверждения графиков проведения последующих выездных проверок выполнения государственных заданий;
- порядок проведения выездных проверок;
- требования к форме и содержанию документов, представляемых в процессе осуществления контроля;
- права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля;
- перечень и описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.
А. Беляев,
редактор журнала
"Учреждения физический культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 671 к нормативным затратам относятся лишь 10% расходов на оплату электрической энергии, 50% расходов на оплату тепловой энергии и затраты на уплату налогов, остальные затраты на содержание объектов недвижимого и движимого имущества включены в общехозяйственные затраты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"