Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"
Важные изменения
Законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ был внесен ряд важных поправок в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и другие законодательные акты, которые необходимо учитывать при формировании отчетности в 2010 и 2011 годах. Данный обзор поможет быстро сориентироваться в поправках, поэтому необходим бухгалтерам и предпринимателям для налогового планирования деятельности как в текущем году, так и в перспективе*(1). Аудиторам и специалистам по налогообложению он будет полезен при проведении аудиторских проверок и оказании консультационных услуг.
В соответствии со ст. 10 Закона N 229-ФЗ данные поправки вступают в силу по истечении месяца со дня официального опубликования документа (т.е. 2 сентября 2010 года), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки, указанные в Законе.
Важнейшие изменения законодательства представлены в виде таблицы.
В соответствии со ст. 10 Закона N 229-ФЗ налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления закона в силу, взимаются в порядке, действовавшем до дня его вступления в силу. Если внесенные изменения в часть первую НК РФ устанавливают более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было принято до дня вступления в силу Закона N 229, за соответствующее правонарушение, совершенное до дня его вступления в силу, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ).
Таблица
Область вносимых изменений | Новые правила, вступившие в силу со 2 сентября 2010 года (или в другие периоды, обозначенные в комментарии) | Правила, действующие до вступления в силу Закона N 229-ФЗ |
Налоговый кодекс РФ (часть первая) | ||
Права и обязанности налогоплательщика | ||
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) (введен подп. 5.1 п. 1 ст. 21) | Закреплено право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и получение акта по результатам совместной сверки | Данный подпункт в ст. 21 отсутствовал. Однако это право было учтено в подп. 11 п. 1 ст. 32 в качестве одной из обязанностей налоговых органов |
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) (подп. 3.1 п. 2 ст. 23) | В случае прекращения деятельности организации через филиал (представительство) налогоплательщик обязан сообщить в налоговые органы в течение трех дней со дня принятия решения об этом (в течение трех дней со дня прекращения деятельности через иное обособленное подразделение) | В течение месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации |
Использование во взаимодействии с налоговыми органами электронных документов (п. 7 ст. 23) | Сведения в виде форм, утв. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, могут быть переданы в налоговые органы лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). При передаче сообщений в электронном виде сообщения должны быть заверены цифровой подписью представившего их лица (его представителя). Заявления о постановке на учет (снятии с учета), акты сверок, налоговые уведомления, требования об уплате налога, требование о представлении документов могут передаваться как по почте заказным письмом, так и по ТКС | Сведения сообщаются в налоговый орган по формам N С-09, утв. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако не был прописан порядок передачи данных форм налогоплательщику |
Права и обязанности налоговых органов | ||
Акт совместной сверки расчетов с налоговыми органами (подп. 11 п. 1 ст. 32) | Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по ТКС в течение следующего дня после дня составления такого акта | Не был прописан порядок передачи акта сверки налогоплательщику |
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов | ||
Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание (ст. 59) | Прописаны критерии признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию (ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, смерть физического лица, принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности) | Данные критерии отсутствовали |
Изменение сроков уплаты налога, сбора, пени и штрафа | ||
Порядок предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита (п. 2.1, 5.1-5.3 ст. 64) | Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Уточнен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки в зависимости от основания их получения (например, если налогоплательщику был причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы, он должен приложить заключение о факте наступления таких обстоятельств, акт оценки ущерба, составленные органом исполнительной власти). Уточнен также порядок предоставления инвестиционного кредита (подп. 1 п. 2 ст. 67) | Данные пункты отсутствовали |
Требование об уплате налогов и сборов | ||
Порядок направления требований по уплате налога (п. 4 ст. 69) | Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период не указан в этом требовании | Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период не указан в этом требовании |
Приостановление операций по счетам в банках организаций | ||
Порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков (п. 9.2 ст. 76) | В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика | Данный абзац отсутствовал в п. 9.2 ст. 76 |
Налоговые проверки | ||
Оформление результатов налоговой проверки (п. 3.1 ст. 100) | К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются. Документы, содержащие сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок | Данный пункт в ст. 100 отсутствовал |
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пп. 2 и 9 ст. 101) | 1. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. 2. Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в т.ч. связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу данного Закона, проводятся в порядке, действовавшем до дня его вступления в силу | Данная информация в ст. 101 отсутствовала |
Штрафы за налоговые правонарушения | ||
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 и 117) | 1. За нарушение срока постановки на налоговый учет штраф составит 10 тыс. руб. 2. За ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на налоговый учет штраф составит 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Статья 117 утратила силу | 1. Данный штраф составлял 5 тыс. руб. 2. За ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе штраф составлял 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. За ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней штраф составлял 20% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 117) |
Непредставление налоговой декларации по месту учета в установленный срок (ст. 119) | Штраф за непредставление налоговой декларации в установленный срок составляет 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 1000 руб. | Штраф за непредставление налоговой декларации в установленный срок составляет 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 100 руб. |
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1) | Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ (среднесписочная численность работников в организации за предшествующий календарный год превышает 100 человек), влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. | Данная статья отсутствовала в НК РФ |
Грубое нарушение правил учета (ст. 120) | 1. Если это не повлекло занижение налоговой базы (пп. 1 и 2 ст. 120), - 10 тыс. руб. (30 тыс. руб., если те же нарушения совершены в течение более одного налогового периода). 2. Если это повлекло занижение налоговой базы, - 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. | 1. 5 тыс. руб. (15 тыс. руб., если те же нарушения совершены в течение более одного налогового периода). 2. Если это повлекло занижение налоговой базы, - 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. |
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125) | Штраф составит 30 тыс. руб. | Штраф составлял 10 тыс. руб. |
Непредставление налоговому органу документов (пп. 1 и 2 ст. 126) | 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. 2. Непредставление налоговому органу сведений (отказ организации предоставить документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа) либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. | 1. Данный штраф составлял 50 руб. за каждый непредставленный документ. 2. Данный штраф составлял 5 тыс. руб. |
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1) | 1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. 2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. | 1. Данный штраф составлял 1000 руб. 2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. |
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134) | Взыскание штрафа в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб. | Взыскание штрафа в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 тыс. руб. |
Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1) | Непредставление банком справок о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок с нарушением срока или содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. | Данный штраф составлял 10 тыс. руб. |
Последствия подачи жалобы | ||
О принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу в вышестоящий налоговый орган | Данный порядок не был прописан в ст. 141 | |
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) | ||
НДС | ||
Выставление счета-фактуры в электронном виде (ст. 169) | Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для их приема и обработки в соответствии с установленными форматами и порядком. Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных уполномоченных лиц. Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов | Выставление счетов-фактур в электронном виде не было предусмотрено НК РФ |
НДФЛ | ||
Порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ (п. 1 ст. 231) | Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога в течение трех месяцев со дня получения им соответствующего заявления налогоплательщика. Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2011 года | Данный порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ не был прописан в ст. 231 |
Налог на прибыль | ||
Амортизируемое имущество для целей исчисления налога на прибыль | ||
Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2011 года | Амортизируемым признавалось имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб. | |
Предельная величина процентов по долговым обязательствам | ||
При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается: - с 1 января по 31 декабря 2010 года равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза по долговым обязательствам в рублях, и 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте; - с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза по долговым обязательствам в рублях и равна произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте (при нынешней ставке ЦБ 7,75% это означает что в 2011-2012 годах предел по процентам для валютных займов снизится с 15 до 6,2% годовых). Данные изменения применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 года. В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте | В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим: - до 1 ноября 2009 года предельная Величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте; - после 1 ноября 2009 года предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам), в 2010 году принималась равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте | |
Порядок исчисления авансовых платежей | ||
Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2011 года | Данное ограничение составляет 3 млн. руб. за каждый квартал | |
Сроки перечисления налога на прибыль, удерживаемого у источника | ||
1. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией. 2. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2011 года | 1. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией. 2. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода |
Л.Н. Мисникович,
консультант Департамента налоговых
и юридических услуг ЗАО "Грант Торнтон"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном комментарии перечислены только важнейшие изменения, которые не составляют их полный перечень. Иные поправки, не освещенные в статье, могут быть важны для конкретной компании или в конкретной хозяйственной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1