Деловая репутация: учет и защита
С какой стороны подойти к деловой репутации фирмы? Что она представляет собой с точки зрения бухгалтерского учета? Как ее защитить? Эти вопросы способны озадачить и бухгалтера, и юриста. Поэтому предлагаем по порядку во всем разобраться.
С экономической точки зрения (согласно Современному экономическому словарю) деловая репутация представляет собой оценку деятельности с позиции деловых качеств. Она присуща не только фирмам, но и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Иногда вместо термина "деловая репутация" говорят "доброе имя", хотя Гражданский кодекс не отождествляет эти понятия.
В поисках содержания
В российском законодательстве понятие "деловая репутация" (физического лица либо организации) отсутствует. Между тем в письме Центробанка России от 30 июня 2005 г. N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" определено, что такое деловая репутация кредитной организации (п. 1.3). Немного перефразировав, его вполне можно применить и к обычным юридическим лицам.
Таким образом, деловая репутация - это качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности фирмы, а также действий ее владельцев, аффилированных лиц (способных оказывать влияние), дочерних и зависимых организаций.
Простое человеческое благо и накопленный ресурс
Статья 150 Гражданского кодекса относит деловую репутацию к нематериальным благам. Она принадлежит человеку в силу закона, неотчуждаема и непередаваема иным способом. Это что касается физических лиц. Фирмы и индивидуальные предприниматели по закону могут частично распоряжаться своей наработанной деловой репутацией. Так, по договору коммерческой концессии (франчайзинга) правообладатель (фирма или ИП) предоставляет пользователю франшизы комплекс исключительных прав и накопленный коммерческий опыт. Вместе с ними автоматически переходит и деловая репутация (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Вкладом в простое товарищество признается все, что товарищ вносит в общее дело. Это могут быть деньги, иное имущество, профессиональные данные, деловые связи, а также деловая репутация (ст. 1042 ГК РФ).
Со знаком "плюс" или "минус"
С точки зрения практики ведения бизнеса деловая репутация может быть положительной либо отрицательной.
Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов и клиентов к ее обладателю, а также ожиданием будущих экономических выгод. Это значит, что они доверяют ему и уверены в положительном результате сотрудничества. В свою очередь отрицательная деловая репутация говорит о нестабильном положении ее обладателя в экономическом обороте, недоверии либо настороженном отношении к нему со стороны контрагентов и клиентуры.
Оба вида деловой репутации находят непосредственное отражение в бухгалтерском учете.
"Не интеллектуальный" НМА
С точки зрения бухгалтерского учета деловая репутация отнюдь не абстрактное понятие. Она подлежит учету в составе нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау, торговыми марками и пр. Хотя часть 4 Гражданского кодекса не относит ее к объектам интеллектуальной собственности. Она возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (целиком или его части). На это указывает пункт 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н).
Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации - это разница между покупной ценой, уплаченной продавцу, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату приобретения бизнеса.
ПБУ 14/2007 также различает два вида деловой репутации. Так, положительная деловая репутация представляет собой надбавку к цене, которую покупатель уплачивает в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами. Соответственно такую репутацию нужно учитывать как отдельный инвентарный объект.
Отрицательная деловая репутация - это скидка от цены предприятия. Она возникает у покупателя в связи с отсутствием:
- доброго имени предприятия и его брендов;
- стабильных покупателей;
- узнаваемости;
- выгодного местоположения;
- репутации качества товаров, работ, услуг;
- навыков маркетинга и сбыта;
- деловых связей;
- информации о клиентах;
- известных клиентов;
- опыта управления;
- уровня квалификации персонала и т.п. Поскольку деловая репутация приобретенного бизнеса является нематериальным активом, она подлежит амортизации. Установлен срок: в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации.
Порядок амортизации различен в зависимости от вида деловой репутации. Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации необходимо производить по линейному способу: ежемесячно и равномерно в течение срока полезного использования, исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) деловой репутации. Между тем отрицательную деловую репутацию в полной сумме относят на финансовые результаты фирмы в состав прочих доходов.
Для некоторых сфер бизнеса очень важен грамотный учет и оценка деловой репутации. В первую очередь это сфера торговли и услуг. В ней деловую репутацию вполне можно сопоставить по величине с материальными активами. Это особо актуально для тех, кто работает по франшизе или лицензии.
Внимание! Для дела о защите деловой репутации имеют значение следующие обстоятельства:
- факт распространения сведений;
- порочащий характер таких сведений;
- несоответствие сведений действительности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств суд не удовлетворит иск.
На страже деловой репутации
Защите деловой репутации, а также чести и достоинства посвящена статья 152 Гражданского кодекса. Необходимо отметить, что она действует в отношении и организаций, и физических лиц (в т.ч. авторов результатов интеллектуальной деятельности).
В определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 508-О дано разъяснение: отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков (в т.ч. нематериальных), причиненных умалением деловой репутации, или нематериального вреда, имеющего свое собственное содержание (отличное от содержания морального вреда, причиненного гражданину). Данный вывод основан на положении статьи 45 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Как вообще можно задеть деловую репутацию? Прежде всего путем распространения не соответствующих действительности и порочащих вас (вашу фирму) сведений. Формы могут быть самые различные:
- публикация в печати;
- трансляция по радио и телевидению;
- демонстрация в программах кинохроники и других СМИ;
- распространение в сети Интернет;
- при использовании иных средств телекоммуникационной связи;
- изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам;
- сообщение в любой форме (в т.ч. устной) хотя бы одному лицу.
Порочащие сведения - это такие сведения, которые содержат утверждение о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Поволжского округа от 25 июня 2009 г. по делу N А65-22222/2008.
В этом случае нужно обращаться в суд и требовать опровержения таких сведений, а также возмещения убытков и морального вреда. Имейте в виду: пострадавшая сторона вправе требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды. Фиаско, как правило, грозит лишь в одном случае: если другая сторона докажет суду, что распространенная информация соответствует действительности.
Таким образом, потерпевшая сторона должна доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В свою очередь на другой стороне лежит обязанность доказать соответствие действительности распространенных сведений.
Если нарушитель не исполнит решение суда, ему грозит судебный штраф. Уплата штрафа не освобождает его от выполнения предусмотренного решением суда действия.
Обычно, чтобы подорвать деловую репутацию, используется механизм средств массовой информации. В этом случае действует обязательный принцип: опровержение должно распространить то же СМИ, в котором были размещены порочащие сведения. В этом же СМИ пострадавшая сторона вправе опубликовать свой ответ.
Сам механизм опровержения приведен в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Имейте в виду: извинение не является опровержением не соответствующих действительности порочащих сведений. Поэтому публикация извинений не предусмотрена действующим законодательством. Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 9 октября 2008 г. по делу N А79-10696/2007.
Если порочащие сведения содержатся в документе какой-либо организации, такой документ должен быть ею заменен или отозван. Во всех остальных случаях порядок опровержения устанавливает суд.
Сведения, содержащиеся в ненормативных актах и официальных документах, нельзя опровергнуть в порядке статьи 152 Гражданского кодекса. Например, не могут быть опровергнуты сведения, изложенные в приказе об увольнении. В этом случае действуют нормы Трудового кодекса.
Иногда невозможно установить лицо, распространившее сведения (например, при направлении анонимных писем либо распространении сведений в Интернете лицом, которое невозможно идентифицировать). В такой ситуации суд может по заявлению заинтересованной стороны признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности и порочащими.
В какой суд податься?
Имейте в виду: дела о защите деловой репутации именно в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматривают исключительно арбитражные суды (п. 5 часть 1 ст. 33 АПК РФ), причем независимо от состава участников правоотношений, будь то фирмы, предприниматели, граждане. Судам общей юрисдикции такие дела не подведомственны. На это особо указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3.
Если сторонами спора о защите деловой репутации являются фирмы или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции. Например, иски о защите деловой репутации организаций, не имеющих по уставу в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, арбитражные суды не рассматривают (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. по делу N А42-13905/04).
За подрыв деловой репутации предусмотрена ответственность по статье 129 "Клевета" Уголовного кодекса. Поэтому потерпевшая сторона вправе одновременно обратиться в уголовный суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства (п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 3).
К кому предъявить претензии?
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 5 постановления от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснил вопрос о том, к кому предъявить претензии, если, по мнению фирмы или предпринимателя, задета их репутация. Так вот: надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации выступают авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица и организации, которые их распространили. С учетом нюансов более точно информация представлена в таблице.
Таблица. Кто ответчик по делу о защите деловой репутации
Источник распространения сведений | Надлежащий ответчик |
Документ, исходящий от организации | Данная организация |
Средство массовой информации (без указания источника сведений) | Автор и редакция СМИ |
Средство массовой информации (с указанием источника сведений) | Автор, редакция СМИ и лицо-источник сведений |
Редакционная статья без указания авторства (редакция СМИ является юридическим лицом) | Редакция СМИ, т.е. организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного СМИ |
Редакционная статья без указания авторства (редакция СМИ не является юридическим лицом) | Те же + учредитель данного СМИ |
Работник связи от имени организации, в которой работает, при осуществлении профессиональной деятельности | Юридическое лицо, в котором работает данный работник. |
Требования о защите деловой репутации отнесены законом к требованиям о защите неимущественных прав (ст. 208 ГК РФ). Исковая давность на них не распространяется. Поэтому привлечь обидчика к суду можно спустя любое время. Есть два исключения: в соответствии со статьями 45 и 46 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" отказ редакции СМИ опровергнуть распространенные не соответствующие действительности порочащие сведения либо поместить ответ (комментарий, реплику) лица, в отношении которого распространены такие сведения, можно обжаловать в суд в течение года со дня распространения таких сведений.
Как видно, положительная деловая репутация - одно из условий успешного ведения бизнеса гражданами, индивидуальными предпринимателями и фирмами. Ее грамотная и оперативная защита позволяет бухгалтеру вести учет именно положительной деловой репутации.
Это важно. Если невозможно установить того, кто распространил порочащие деловую репутацию сведения, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании их не соответствующими действительности (п. 6 ст. 152 ГК РФ).
В. Бельковец,
ведущий эксперт по правовым вопросам
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.