Старая песня о главном, или изменения в Градостроительном кодексе
С 01.01.2010 г. было прекращено действие лицензий на осуществление работ по проектированию и строительству зданий и сооружений. На смену лицензированию пришло понятие саморегулирования. Теперь работы в области инженерного изыскания, проектирования и строительства, включенные в специальный перечень, должны осуществляться только при наличии специальных допусков, выданных саморегулируемыми организациями. В течение 2010 года законодатель уже не раз изменял нормативную базу, касающуюся саморегулирования строительной отрасли. В данной статье мы рассмотрим поправки в Градостроительный кодекс *(1). Отметим, что за исключением некоторых положений Закон N 240-ФЗ вступил в силу с 02.08.2010 г.
Проектирование и строительство
Напоминаем, что Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. N 624 (далее - Перечень видов работ). Последние поправки в указанный перечень были сделаны приказом Минрегиона от 23.06.2010 г. N 294. Кстати, теперь в случае изменения в Перечне видов работ указанные корректировки должны вступать в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения (п. 4.1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Законодатель в п. 8.1 ст. 55.5 ГрК РФ прописал, что минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации являются:
1) наличие по месту основной работы работников имеющих высшее образование соответствующего профиля. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;
2) наличие у индивидуального предпринимателя высшего образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации, которые могут выполняться предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем десять лет;
3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанных в пунктах 1 и 2 работников и индивидуального предпринимателя с проведением их аттестации.
В свою очередь в п. 8.2. ст. 55.5 ГрК РФ говорится о минимально необходимых требованиях к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства. Речь здесь идет о следующем:
1) наличие по месту основной работы работников, имеющих высшее образование соответствующего профиля. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
2) повышение не реже чем один раз в пять лет квалификации указанных в п. 1 лиц с проведением их аттестации.
Теперь индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к проектированию либо строительству, вправе выполнять указанные работы только при условии, если их стоимость по одному договору не превышает их планируемую стоимость, исходя из размера которой, членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд. При этом количество договоров на проектирование или строительство, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается (п. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Компенсационный фонд
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по проектированию, зависит оттого, на какую стоимость по одному договору член СРО планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации. Также на размер взноса влияет установление СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по проектированию
Стоимость по одному договору организации работ по подготовке проектной документации | Минимальный взнос в компенсационный фонд | Минимальный взнос в компенсационный фонд при установлении требования к страхованию гражданской ответственности |
Не превышает 5 000 000 руб. | 500 000 руб. | 150 000 руб. |
Не превышает 25 000 000 руб. | 750 000 руб. | 250 000 руб. |
Не превышает 50 000 000 руб. | 1 500 000 руб. | 500 000 руб. |
До 300 000 000 руб. | 3 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
300 000 000 руб. и более | 4 500 000 руб. | 1 500 000 руб. |
Как и при проектировании, минимальный размер взноса в компенсационный фонд на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по строительству, зависит от планируемой по одному договору стоимости организации работ по строительству и требование СРО о страховании (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства
Стоимость по одному договору организации работ по строительству | Минимальный взнос в компенсационный фонд | Минимальный взнос в компенсационный фонд при установлении требования к страхованию гражданской ответственности |
Не превышает 10 000 000 руб. | 1 000 000 руб. | 300 000 руб. |
Не превышает 60 000 000 руб. | 1 500 000 руб. | 500 000 руб. |
Не превышает 500 000 000 руб. | 3 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Не превышает 3 000 000 000 руб. | 6 000 000 руб. | 2 000 000 руб. |
До 10 000 000 000 руб. | 9 000 000 руб. | 3 000 000 руб. |
10 000 000 000 руб. и более | 30 000 000 руб. | 10 000 000 руб. |
Теперь в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске из государственного реестра СРО субсидиарную ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, несет Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида в пределах средств компенсационного фонда указанной СРО, зачисленных на счет такого объединения (п. 3.1 ст. 60 ГрК РФ). В свою очередь к функциям совета Национального объединения саморегулируемых организаций относится принятие решения об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности данного СРО (подп. 9.1 п. 3 ст. 55.22 ГрК РФ).
В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (п. 4 ст. 55.16 ГрК РФ). Размещением средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет Национального объединения, занимаются национальные объединения саморегулируемых организаций (подп. 6 п. 8 ст. 55.20 ГрК РФ).
Национальные объединения СРО
Законодатель уточнил, что может быть создано только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида (п. 2.1 ст. 55.20 ГрК РФ). Речь здесь идет о следующих национальных объединениях:
1. Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.
2. Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
3. Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно п. 5.1 ст. 55.20 ГрК РФ саморегулируемая организация является членом Национального объединения СРО со дня внесения о ней сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций. Далее в течение 30 дней СРО должно уплатить в соответствующие Национальное объединение вступительный взнос, а также осуществлять иные отчисления на нужды в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Теперь Национальное объединение направляет в СРО уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в разумные сроки, а также отправляет соответствующее уведомление и копии указанных документов в орган надзора за саморегулируемыми организациям в случае выявления допущенных СРО следующих нарушений (п. 10 ст. 55.20 ГрК РФ):
- несоответствия установленных СРО требований к выдаче свидетельств о допуске установленным законодательством;
- несоблюдения установленных СРО требований к выдаче свидетельств о допуске к работам;
- отсутствия у СРО компенсационного фонда, сформированного с учетом положений установленных ГрК РФ;
- необеспечения СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов.
К функциям Всероссийского съезда саморегулируемых организаций относится избирание президента Национального объединения СРО сроком на два года и определение его полномочий. При этом одно и то же лицо не вправе занимать должность президента два срока подряд (подп. 2.1 п. 3 ст. 55.21 ГрК РФ). Отметим, что решения по вопросам избрания президента, определения размеров отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения считаются принятыми, если за это проголосовало более половины СРО, зарегистрированных на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 55.21 ГрК РФ).
Отметим, что в Градостроительном кодексе появилась новая статья 55.23, в которой говорится о государственном контроле за деятельностью национальных объединений СРО.
Переходные положения
Начнем с того, что до 1 октября 2010 г. все СРО были вправе выдавать свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и строительству лицам, которые соответствуют требованиям, установленным Градостроительным кодексом в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 240-ФЗ. При этом СРО также могли выдавать допуски в соответствии с новым порядком, установленным Законом N 240-ФЗ (п. 1 ст. 8 Закона N 240-ФЗ).
В свою очередь с 1 октября 2010 г. СРО вправе выдавать свидетельства о допуске к работам только в соответствии с новым порядком, установленным Законом N 240-ФЗ (п. 2 ст. 8 Закона N 240-ФЗ).
С 1 января 2011 г. прекращается действие свидетельств о допуске к работам, которые не соответствуют требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом в новой редакции (п. 3 ст. 8 Закона N 240-ФЗ).
До 1 октября 2010 года застройщик, являющийся лицом, осуществляющим подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, вправе осуществлять указанные работы при отсутствии свидетельства о допуске к работам (п. 4 ст. 8 Закона N 240-ФЗ).
В переходных положениях законодатель также предусмотрел, какой допуск должен иметь застройщик, являющийся лицом, осуществляющим подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства до приведения Перечня видов работ в соответствие с Градостроительным кодексом (в редакции Закона N 240-ФЗ). Итак, речь здесь идет, соответственно, о допуске по организации подготовки проектной документации привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, о допуске по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 5 ст. 8 Закона N 240-ФЗ).
Обратите внимание: свидетельства о допуске к работам, выданные СРО до 1 июля 2010 г., в соответствии с соответствующим Перечнем видов работ, в случае внесения изменений в этот Перечень в части наименований тех же видов работ, о допуске к которым выдано указанное свидетельство, действуют до 1 января 2011 г.
В срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу Закона N 240-ФЗ национальные объединения СРО обязаны (п. 6 ст. 8 Закона N 240-ФЗ):
- привести свои уставы в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса (в редакции Закона N 240-ФЗ);
- созвать Всероссийский съезд СРО;
- избрать президента. При этом положение, предусматривающее запрет занимать одним и тем же лицом должность президента два срока подряд, не применяется;
- избрать совет национальных объединений СРО.
О. Егоркина,
бухгалтер-консультант аудиторской компании "Визави"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поправки, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 240-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru