Комментарий к письму Минфина РФ от 21 октября 2010 г. N 03-11-10/128
Летняя засуха еще не забыта. Не секрет, что среди хозяйствующих субъектов от жары и пожаров в наибольшей степени пострадали сельскохозяйственные товаропроизводители. У бухгалтеров сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, не может не возникнуть вопросов по поводу налогового учета затрат на ликвидацию последствий от летних природных бедствий.
Главное - кто борется с ЧС
Гибель и повреждение сельскохозяйственных посевов не может не привести к убыткам и лишним затратам сельхозпроизводителей. Но могут ли они включить данные потери в расходы при расчете базы по ЕСХН?
В принципе, ответ содержится в подпункте 44 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме сельхозпроизводители, состоящие на ЕСХН, учитывают в составе налогооблагаемых расходов потери от стихийных бедствий, то есть убытки и расходы, связанные с предотвращением и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Однако в учете расходов на ликвидацию последствий от чрезвычайных ситуаций таится "загвоздка", которую мы уже анализировали. В "НА" N 21, 2010 на страницах 30-32 мы публиковали письмо Минфина России от 15.09.2010 N 03-03-06/1/590 и комментарий к нему.
Итак, "загвоздка" состоит в том, что расходы в виде убытков от засухи или других чрезвычайных ситуаций должен брать на себя орган власти какой-либо территории - от муниципального образования до самой Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций..."). Организации же, непосредственно пострадавшие от бедствий, ликвидируют негативные последствия за свой счет.
К сожалению, налоговые органы могут признать расходы, связанные с убытками от стихийных бедствий и ликвидацией негативных последствий необоснованными, если соответствующие расходы будут прописаны в бюджете. Однако вполне может возникнуть ситуация, что государство не окажет сельхозпроизводителям денежную помощь в полном объеме, и организациям придется тратить свои деньги. Тогда для признания собственных расходов в налоговом учете организациям рекомендуется сопоставить средства, выделенные из бюджета, и реальные средства, потребовавшиеся для устранения последствий от ЧС. Получившаяся разница, по нашему мнению, экономически обоснована и подлежит учету в составе расходов при любом налоговом режиме.
Ю.В. Власов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.