Комментарий к письму Минфина РФ от 20 октября 2010 г. N 03-11-11/272
Перевозка пассажиров на маршрутных такси - вид деятельности, подлежащий ЕНВД, если соответствующее решение примут региональные органы власти. Оказывается, некоторые налогоплательщики-"маршруточники" недовольны налоговой нагрузкой при данном спецрежиме. Прокомментируем ответ Минфина России по этому поводу.
Легко ли живется владельцам "Газелей"?
Среди рядового населения России практически не найдется человека, который хоть раз бы не пользовался маршрутным такси. Во время поездки вряд ли кто задумывался о том, как платит налоги организатор пассажирских перевозок. Сейчас же рассмотрим этот момент подробно.
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов - вид деятельности, подлежащий ЕНВД на основании решения органов власти того или иного субъекта Российской Федерации (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Существует ограничение для того, чтобы представители крупного бизнеса не попали под "вмененку", - организатор автоперевозок должен иметь не более 20 транспортных средств, предназначенных для данной предпринимательской деятельности.
Налог платится исходя из базовой доходности, умноженной на физический показатель. Физический показатель для перевозки пассажиров - количество посадочных мест, каждому из которых базовая доходность установлена в размере 1500 рублей в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). У рядовой "Газели" (чаще всего встречающейся маршрутки) 13 посадочных мест для пассажиров, а место водителя в расчет ЕНВД не берется (ст. 346.27 НК РФ). Значит, такому маршрутному такси в месяц "вменяется" 19 500 рублей (13 мест х 1500 руб.). Много это или мало, постараемся понять дальше.
Наличие пассажиров не имеет значения
Запрос в Минфин России направил индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров на маршрутном такси и состоящий на ЕНВД. Вопрос у налогоплательщика был не рядовой, не из области применения положений налогового законодательства. Бизнесмен предлагал при расчете физического показателя исходить из количества заполненных посадочных мест, а не из количества всех имеющихся.
Финансисты ответили, что таких мер не планируется. Чтобы ответ не внушал предпринимателю пессимизма, Минфин России сообщил, что региональные законодательные органы вправе устанавливать к базовой доходности корректирующие коэффициенты, учитывающие конкретные особенности предпринимательской деятельности. Произведение корректирующих коэффициентов является коэффициентом К2, который не может превысить значение 1 (п. 7 ст. 346.29 НК РФ). То есть региональные органы власти могут либо понизить налоговую нагрузку "вмененщиков", либо оставить ее без изменений.
Применительно к нашему случаю могут быть введены такие обстоятельства, как пассажиропоток на конкретном маршруте. Но для этого потребуется множество исследований и контрольных мероприятий.
Предприниматель, обратившийся в Минфин России, предлагал проводить проверочные рейды по маршрутам. Однако на практике это мало реализуемо. Во-первых, существующих маршрутов слишком много. Во-вторых, не все маршрутки всегда одинаково заполнены пассажирами. Например, конкретная машина может в час пик быть набита "под завязку", а рано утром или поздно вечером перевозить всего 2-3 пассажира за рейс. Сезонность также имеет значения: например, летом маршруты, ведущие в места летнего досуга, активно используются пассажирами, а зимой такими маршрутами мало кто пользуется. В общем, пассажирские перевозки на маршрутных такси - вид деятельности, крайне сложный для исследований в целях снижения налоговой нагрузки.
Сравнение "вмененного" дохода и реального
Постараемся смоделировать реальную ситуацию с налогами, возникающую у предпринимателя, оказывающего услуги по перевозки пассажиров на маршрутках.
Пример
Индивидуальный предприниматель Ефимов А.В. владеет на праве собственности автомобилем "Газель", в котором оборудовано 13 посадочных мест для пассажиров. Среднее количество рейсов в день за календарный месяц составляет 10. Стоимость поездки - 15 рублей. Рассматриваемый период - ноябрь 2010 года (30 дней). Коэффициент К1, на который корректируется базовая доходность, на 2010 год составляет 1,295. Коэффициента К2 не установлено. Налоговая ставка по ЕНВД - 15% (ст. 346.31 НК РФ).
При "идеальном" варианте, когда за каждый рейс перевозится ровно 13 пассажиров, месячный доход будет таков:
13 пассажиров х 15 руб. х 10 рейсов х 30 дней = 58 500 руб.
Видно, что данный доход намного больше, чем вмененный, который мы рассчитали раньше.
Также отметим, что за рейс может перевозиться намного больше пассажиров, чем количество посадочных мест. Некоторые пассажиры сходят на остановках в середине пути, другие, наоборот, садятся на этих остановках и платят за проезд.
Теперь смоделируем пессимистический вариант. Представим, что предприниматель сталкивается с недостатком пассажиров. В среднем рейсов в день становится 7, а количество пассажиров - 6. Тогда месячный доход примет следующее значение:
6 пассажиров х 7 рейсов х 30 дней х 15 руб. = 18 900 руб.
Видно, что реальный доход при новых заданных параметрах уже меньше, чем вмененный.
Теперь сравним сумму налога, причитающегося к уплате при ЕНВД (обоих вариантах) и при общем режиме налогообложения (т.е. когда платится НДФЛ с доходов по ставке 13%).
Вариант 1. ЕНВД.
Сумма налога = 13 мест х 1500 руб. х 1,295 (К1) x 15% = 3787,88 руб.
Вариант 2. НДФЛ (13 пассажиров, 10 рейсов в день).
Сумма налога = 13 пассажиров х 15 руб. х 10 рейсов х 30 дней х 13% = 7605 руб.
Вариант 2. НДФЛ (6 пассажиров, 7 рейсов в день).
Сумма налога = 6 пассажиров х 15 руб. х 7 рейсов х 30 дней х 13% = 2457 руб.
Из примера видно, что налоговая нагрузка на предпринимателей, оказывающих автотранспортные перевозки на маршрутных такси, при ЕНВД завышается не сильно даже в случае малого пассажиропотока. Только при малом реальном доходе сумма "вмененного" налога будет больше, чем сумма НДФЛ, которую пришлось бы уплачивать при отсутствии ЕНВД. Но тогда предприниматель, скорее всего, не станет заниматься "маршруточным" бизнесом, и не по налоговым причинам, а просто по причине малых доходов.
Предложение предпринимателя о корректировке физического показателя в зависимости от заполняемости маршрутного такси схоже с бывшей законодательной нормой по поводу коэффициента К2. Данная норма позволяла плательщикам ЕНВД корректировать налоговую базу в зависимости от количества фактических дней осуществления предпринимательской деятельности. Утратило силу данное правило еще с 2009 года, и законодатели больше не планируют позволять "вмененщикам" самостоятельно корректировать налоговую базу в зависимости от какого-либо показателя.
Е.Н. Сатаев,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.