Законодательное регулирование договора строительного подряда
Законодательство, регулирующее сферу строительства, - одно из самых сложных. На сегодняшний день существует множество нормативно-правовых актов, прямо или косвенно регулирующих договор строительного подряда. В статье рассмотрены основные аспекты регулирования договора строительного подряда.
Формирование договора строительного подряда как самостоятельного вида договорных отношений
Договор подряда является одним из наиболее урегулированных законодательством гражданско-правовых договоров.
К договорам подряда относятся договор на производство отдельных бытовых работ, договор на строительство объектов недвижимости, договор на выполнение проектных и изыскательских работ, договор на выполнение работ для государственных нужд. Таким образом, договор строительного подряда является разновидностью договора подряда.
Формирование договора строительного подряда как самостоятельного вида договорных отношений осуществлялось на протяжении длительного времени. Потребовалось немало времени, чтобы он нашел свое место в системе гражданского права.
Всю историю развития договора строительного подряда как самостоятельного вида правоотношений можно подразделить на этапы.
В самом начале своего существования как правоотношения договор подряда представлял собой разновидность найма (первый этап). В континентальной правовой системе до сих пор сохраняется традиция римского права, в котором проводилось различие между тремя видами найма: наем вещей - locatio-conductio rei; наем услуг - locatio-conductio operarum; и особый вид найма - locatio-conductio operas, то есть подряд*(1). Договор подряда в этой системе является самостоятельным видом договора.
Родовой признак найма выражался в возмездном предоставлении чего-либо одной стороной другой стороне. Последующее деление того, что предоставлялось, было основанием для дальнейшей классификации найма. Как указывал по этому поводу Ю. Барон "наем, консенсуальный контракт, возникает тем путем, что одно лицо обещает другому предоставить за известную сумму денег пользование вещью или рабочей силой человека, а другое лицо обещает первому уплатить за пользование условную сумму денег". Но различие между личным наймом и подрядом состояло в том, что личный наем имел в виду такие работы, которые должны были быть произведены по указанию и приказу работодателя.
Как говорил Г.Ф. Шершеневич, излагая суть определений: "с этой точки зрения различие между подрядом и личным наймом сводится к тому, что в первом случае один контрагент получает право на результат труда другого, тогда как во втором случае он получает право пользования рабочей силой другого". Иными словами, "личный наем дает право пользоваться временно трудовой деятельностью другого лица, а подряд дает право на результат затраченного труда по осуществлению поставленной задачи". Такой точке зрения близок В.И. Синайского, который называл результат целью деятельности подряда.
В русском праве договор строительного подряда тоже изначально регулировался в рамках договора найма. Первыми свидетельствами являются подрядные грамоты и записи 1547 года. Первой попыткой по урегулированию (кодификации) существовавших отношений, в том числе отношений найма, являлось Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 года. Но подрядные отношения были в нем упомянуты только косвенно, а строительный подряд не был затронут вообще. Однако следует отметить такую юридическую тонкость, как обязательность письменной формы сделки в подрядных отношениях.
Вторым этапом можно считать выделение договора подряда из рамок найма, однако при этом он был объединен с поставкой. Об этом свидетельствует определение договора подряда, данное Сводом законов гражданских 1835 года: "Подряд или поставка - есть договор, по силе которого одна из вступающих сторон принимает на себя обязательства исполнить своим иждивением предприятии или поставить известного рода вещи, а другая, в пользу коей сие производится, - учинить за то денежный платеж". Хотя определение в вышеуказанном Своде одно, фактически оно содержит два, которые позже и будут разделены.
Несмотря на то что в дореволюционной России, подрядные отношения в области строительства как специального объекта правового регулирования не получили развития, законодательство, касающееся договора строительного подряда, продолжало развиваться. В 1922 году был принят Гражданский кодекс РСФСР, который дал определение договора подряда, не указывая сферы деятельности. Строительная деятельность регулировалась в рамках договора подряда*(2). Это время можно считать третьим этапом развития законодательства о подряде в строительстве.
После революции наступил четвертый этап в развитии законодательства о строительном подряде. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года разделил договор подряда на собственно "Подряд" (гл. 30) и "Подряд на капитальное строительство" (гл. 31).*(3) Строительный подряд был выведен даже из рамок подрядных отношений. Впервые за всю историю российского государства договор строительного подряда получил обособленное описание и был представлен как отдельный, самостоятельный вид.
Различие между договорами подряда и подряда на капитальное строительство выражалось:
- в субъектном составе (в первом сторонами могли выступать любые участники гражданского оборота, а во втором - только социалистические организации);
- в предмете (договор подряда опосредовал выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное строительство - лишь строго определенных работ);
- в содержании (в то время как в договоре подряда речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное строительство обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; кроме того, предполагалось возложение риска случая на заказчика).
Основным источником правового регулирования были также Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне.
С переходом на рыночную экономику начался пятый этап развития законодательства о строительном подряде. Основы гражданского законодательства 1991 года одновременно с воссоединением поставки и купли-продажи поместили единственную статью о договоре подряда на капитальное строительство в главу "Подряд", что соответствует общепринятой точке зрения о его природе.
Нормативное регулирование отношений в области строительства
В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в области строительства очень обширна (более 500 нормативных правовых актов). Непосредственно заключение и исполнение договоров строительного подряда регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), в главе 37 которого прописаны общие положения договора подряда, а параграфом 3 регулируется, в частности, строительный подряд. Таким образом, с принятием части второй ГК РФ гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые осуществлено на законодательном уровне.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора и т.д.
Среди федеральных законов важное место занимают Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 09.06.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", которые регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, то есть деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.
К основным нормативным актам, регулирующим отношения по договору строительного подряда, также относятся Федеральный закон от 30.04.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановление Правительства РФ от 14.08.1993 N 812 "Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации".
Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в рассматриваемой области действует немало актов, принятых субъектами Российской Федерации, например Распоряжение от 06.06.1997 N 597-РЗП "Об утверждении рекомендаций по заключению договоров строительного подряда в г. Москва".
Обращаясь к рассмотрению ведомственных нормативных актов, отметим, что особенностью правового регулирования отношений договора строительного подряда является обязательное наличие двух видов нормативных актов - нормативно-правовых и нормативно-технических, то есть правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.д. Вышеуказанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного вида были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.
В системе российского права судебный прецедент не является источником права, хотя оказывает существенное значение при разрешении судами споров. Одним из приоритетных направлений в области гражданского судопроизводства является поддержание единства судебной и правоприменительной практики. Для поддержания единства судебной и правоприменительной практики по договору строительного подряда Президиум ВАС РФ принял информационное письмо от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда".
Если учитывать все происходящие в мире процессы интеграции и глобализации, то целесообразно учитывать и международные акты, в частности Международные условия договора о строительстве, разработаны Международной федерацией инженеров-консультантов (ФИДИК) (в редакции 1977 года) и руководство UNCITRAL по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов 1988 года. Эти документы носят рекомендательный характер и рассчитаны на применение при строительстве с участием иностранного элемента.
Международная федерация инженеров-консультантов, существующая с 1913 года и объединяющая свыше 70 национальных ассоциаций, представляющих более 4 тысяч практикующих инженеров-консультантов строительного профиля, разрабатывает, публикует типовые условия контрактов для использования во всех странах мира и призывает не участвующие в данной международной федерации страны к выработке единой концепции и общих правил проведения торгов (тендеров), разработке единых норм и типовых форм контрактной документации, которые можно было бы применять во всех странах мира. Эти документы имеют рекомендательный характер. Однако иностранные кредиторы, инвесторы, заказчики и подрядчики, действующие в сфере строительства, предпочитают работать с использованием именно этих форм контрактов (договоров). В частности, эти документы используют Международный и Европейский банки развития и реконструкции.
Однако читателям журнала следует иметь в виду, что типовые условия контрактов ФИДИК не могут быть полностью перенесены в практику инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, так как они существенно отличаются от некоторых норм ГК РФ.
Нормативная база регулирования вопросов, связанных с договором строительного подряда в России, включает также федеральные законы, подзаконные нормативные акты, ведомственные и отраслевые приказы, инструкции и положения, ОСН, ОСТы, СНиПы, ГЭСН, методические документы в строительстве, нормативные показатели расхода материалов и т.д.*(4).
Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области, нашедшая отражение в вышеуказанных актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности с выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласования органов, отвечающих за градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность и т.д.
Договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, может возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т.д., что также учитывается законодательством.
Таким образом, строительные отношения являются старейшими и традиционными видами договорных отношений для отечественного договорного права. С принятием части второй ГК РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства. Данное правовое закрепление характерно и для стран континентальной Европы, где базовые принципы подряда заложены в гражданских кодексах, а более детальное регулирование осуществляется специальными нормативно-правовыми актами (например, в Германии действует Устав строительного подряда).
Однако основным документом, регулирующим отношения между сторонами в отношении строительного подряда, является договор строительного подряда. Стороны договора могут рассчитывать на конкретные специальные нормы, закрепленные законодательно, но в праве включать в договор и особые условия, которые не противоречат действующему законодательству.
Библиография
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Адамов Н.А. Особенности договора строительного подряда // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - N 33.
3. Войко А.В. Строительство: особенности заключения договора подряда / А. Войко // Финансовая газета. - 2008. - N 12.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: "Статут", 2008.
А.А. Кириллова,
ведущий научный сотрудник
Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка
"Бухучет в строительных организациях", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гражданское и торговое право зарубежных стран : учебник. В 2 т. / под ред. проф. А.С. Комарова, М., 2004, с. 117.
*(2) Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. - М.: Зерцало-М, 2002. - С. 185.
*(3) // "Свод законов РСФСР", т. 2, с. 7 (утратил силу с 01.01.2008).
*(4) Сутягин А.В. Договоры в строительстве с комментариями. . М.: РОСБУХ, 2008. - С. 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в строительных организациях"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru