Порядок списания безнадежных долгов по налогам
19 октября 2010 года вступил в силу приказ ФНС России*(1), который определяет порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам. Рассмотрим основания для признания задолженности организации безнадежной, документы, подтверждающие это, алгоритм принятия налоговым органом решения о списании такого долга.
Редакция статьи 59 Налогового кодекса была полностью изменена Федеральным законом N 229-ФЗ*(2). В этой норме указаны случаи, когда недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию. Напомним, что ранее порядок списания безнадежной недоимки в отношении федеральных налогов и сборов устанавливало Правительство РФ, в части региональных налогов - исполнительные органы госвласти субъектов РФ, относительно местных налогов - местные администрации. Это было закреплено в постановлении Правительства РФ*(3). Однако с 19 октября 2010 года оно утратило силу. С этого дня обязанность устанавливать порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам возложена на ФНС России. Она опубликовала соответствующий приказ*(4), который содержит 2 документа:
- Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее - Порядок);
- Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень).
Согласно Порядку списанию подлежат недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года. Исключение - задолженность, образовавшаяся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, списанию подлежат: задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, по начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов компаний в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ*(5).
В приведенной ниже таблице указаны случаи, когда безнадежная задолженность организаций по налогам и сборам подлежит списанию, и документы, подтверждающие это.
Отметим, что справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам и выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о госрегистрации организации в связи с ее ликвидацией, налоговый орган должен оформить в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наступлении одного из случаев, указанных выше. Далее ему отводится один рабочий день на принятие решения о признании задолженности по налогам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Списание безнадежных долгов
Случаи, когда безнадежная задолженность организаций по налогам и сборам подлежит списанию | Документы, подтверждающие обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам |
Ликвидация компании*(1) | Справки налогового органа по месту нахождения общества о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о госрегистрации организации в связи с ее ликвидацией*(2) |
Принятие судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока для этого, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам*(3) | Справка по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам и копия вступившего в законную силу акта суда (определения), заверенная гербовой печатью суда*(4) |
Наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов организации в банках, но не перечисленных в бюджеты, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы*(5)*(6) | Выписка из ЕГРЮЛ о госрегистрации факта ликвидации банка, справка налогового органа и копия вступившего в законную силу судебного акта, заверенная гербовой печатью суда*(7) |
*(1) подп. 1 п. 2 Порядка *(2) п. 1 Перечня *(3) подп. 4 п. 2 Порядка *(4) п. 4 Перечня *(5) См. комментарий на полях. *(6) подп. 5 п. 2 Порядка *(7) п. 5 Перечня |
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
А.В. Кузьмина,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт, к.ю.н.
И.А. Михайлов,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Примечание
Д.Ю. Сверчкова, юрист юридической компании "Налоговик"
Согласно статье 137 Налогового кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок такого обжалования установлен статьей 138 Налогового кодекса, которая позволяет обжаловать такие акты, действия и бездействия как в вышестоящий налоговый орган (или вышестоящему должностному лицу), так и в арбитражный суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Жалоба вышестоящему лицу или в вышестоящий орган оформляется в письменном виде в произвольной форме. Обжалование в судебном порядке производится по правилам искового производства с учетом требований, установленных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса. Иными словами, в арбитражный суд налогоплательщик подает исковое заявление, а вышестоящему налоговому начальству - жалобу.
Примечание. Налоговые долги звезд
Большинство граждан считает, что знаменитости исправно платят налоги, однако зачастую за ними перед государством в налоговых органах числится задолженность. Порой, чтобы ее погасить, даже не хватает денег. В этом случае звездам приходится расплачиваться имеющимся у них имуществом. Так, Николас Кейдж задолжал налоговой службе 6 миллионов долларов. Чтобы покрыть долг, два дома киноактера были проданы на аукционе. Однако вырученных от продажи недвижимости средств не хватило. Скорее всего, ему придется расстаться еще с каким-нибудь имуществом, чтобы окончательно погасить свой долг.
А голливудский актер Уэсли Снайпс за долги по налогам угодил в тюрьму. Сумма его задолженности составляет 15 миллионов долларов. Федеральный суд Флориды приговорил актера к трем годам тюремного заключения, признав его виновным по трем пунктам в нарушении налогового кодекса. И хотя адвокаты Снайпса дважды подавали апелляцию, выиграть дело так и не удалось.
Подготовила Т. Кольцова
Примечание
И.А. Михайлов, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Последнее указанное в таблице основание признания недоимки безнадежной в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса не названо. Оно вынесено в пункт 4 указанной статьи. Полагаем, что налоговые органы поспешили включить данное основание в утвержденные ими Порядок и Перечень. Ведь пункт 5 статьи 59 Налогового кодекса уполномочивает фискалов определить перечень документов, подтверждающих обстоятельства, названные в пункте 1, а не в пункте 4. Необходимо также учитывать и то, что получить судебный акт, содержащий в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банке, но не перечисленных в бюджетную систему, весьма затруднительно. Неясно, в каком процессуальном порядке может быть рассмотрено соответствующее заявление налогоплательщика. Вряд ли оно будет исковым. Но и производство в порядке, предусмотренном главой 27 Арбитражного процессуального кодекса, едва ли возможно. Наверное, придется затевать спор с налоговой, которая откажет в списании недоимки, и уже в рамках этого спора доказывать факт "зависания" налога в ликвидированном банке.
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ
*(3) пост. Правительства РФ от 12.02.2001 N 100
*(4) приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@
*(5) п. 1 Порядка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.