Реорганизация в системе силовых структур: что следует знать бухгалтеру?
01.01.2011 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" (далее - Порядок N 539). О том, как будут проводиться реорганизационные мероприятия в отношении федеральных государственных учреждений с нового года и на какие финансовые аспекты следует обратить внимание, мы расскажем в статье.
В последнее время активно применяется практика реорганизации бюджетных учреждений, что в большинстве случаев связано с оптимизацией бюджетных расходов и эффективным их использованием. Реорганизационные процессы происходят как на межведомственном уровне, так и в рамках одного ведомства.
С января 2011 года в отношении некоторых силовых министерств и ведомств планируется проведение реорганизационных мероприятий. Так, в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ*(1) в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизации возможных потерь и материального ущерба от опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривается реорганизация войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования МЧС. Основой решения указанных задач является реализация мероприятий Плана строительства и развития сил и средств МЧС на 2007-2010 годы с учетом внесенных в него изменений, утвержденных Президентом РФ в мае 2009 года. Необходимо также добавить, что в свете вынесенного на обсуждение проекта Федерального закона "О полиции" следует ожидать проведения реорганизационных мероприятий и в отношении силовых структур, относящихся к МВД.
Ниже мы рассмотрим проведение реорганизации различных силовых структур в свете нового нормативного акта и раскроем основные финансовые аспекты данной процедуры.
О возможных формах реорганизации силовых структур
Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, которое влечет за собой переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. В российском законодательстве предусмотрено пять возможных ее форм: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Однако в отношении федеральных государственных учреждений п. 8 Порядка N 539 выделяет только четыре возможные формы реорганизации:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение.
При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим (например, слияние двух силовых структур) все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния, а первые два юридических лица прекращают свою деятельность.
При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. Таким образом, в результате присоединения одна силовая структура теряет статус юридического лица и начинает существовать как структурное подразделение.
В случае разделения создается два (или более) новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование.
Если же реорганизация происходит в форме выделения, юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, и на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. При этом к каждому из них по разделительному балансу или акту в соответствующих частях переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ).
Следует обратить внимание, что при любой форме реорганизации переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам является универсальным, то есть права и обязанности переходят от одного лица к другому в неизмененном виде как единое целое в один и тот же момент.
О распорядительном акте на проведение реорганизации
В соответствии с п. 9 Порядка N 539 решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ в форме распоряжения.
Решение о реорганизации в форме слияния или присоединения (исключение - случаи, приведенные в п. 9 Порядка N 539) принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Оно должно содержать (п. 10 Порядка N 539):
- наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
- форму реорганизации;
- наименование учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
- наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
- информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
- информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);
- перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
В случае, если в результате реорганизации изменяется подведомственность какой-либо силовой структуры, решение о реорганизации принимается Правительством РФ.
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о реорганизации подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения.
Обратите внимание! Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, решения о реорганизации учреждения (учреждений) при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) и находящихся в его ведении, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. 13 Порядка N 359).
О проведении реорганизационных мероприятий
Последовательность проведения реорганизационных мероприятий для федеральных бюджетных учреждений была рекомендована Письмом Минфина РФ от 16.06.2003 N 03-01-01/08-176. Из всех перечисленных реорганизационных мероприятий мы остановимся только на некоторых финансовых аспектах, непосредственно касающихся финансовых служб, которые заключаются:
- в проведении инвентаризации имущества и обязательств;
- в уведомлении о предстоящих реорганизационных мероприятиях кредиторов и дебиторов учреждения;
- в закрытии лицевых счетов;
- во внесении изменений в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- в передаче доведенных бюджетных данных между участниками бюджетного процесса, участвующими в реорганизации;
- в передаче кассовых выплат, поступлений и имущества между участниками бюджетного процесса, участвующими в реорганизации;
- в составлении итоговой бюджетной отчетности.
Проведение инвентаризации имущества и обязательств
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при реорганизации в обязательном порядке проводится инвентаризация имущества и обязательств. Порядок ее проведения раскрыт в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Финансовым службам при ее проведении следует обратить внимание на следующие аспекты.
Перечень недвижимого имущества должен быть сверен не только с данными бухгалтерского учета, но и проверен на наличие правоустанавливающих документов, подтверждающих их поступление в организацию и ввод в эксплуатацию.
Наличие обязательств по каждому контрагенту должно быть подтверждено актом сверки расчетов на соответствующую дату.
На не пригодное к дальнейшему использованию движимое имущество должен быть составлен отдельный список с указанием причин о невозможности его использования.
Уведомление о реорганизации дебиторов и кредиторов
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В этом уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.
Закрытие лицевых счетов по приносящей доход деятельности
Закрытие лицевых счетов производится на основании приказа и в соответствии с Порядком осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности*(2), утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н (далее - Порядок N 88н).
В силу п. 5.1-5.3 Порядка N 88н в случае проведения реорганизации для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности получатель представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания:
- акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (код формы по КФД 0531728) (далее - акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений), сформированный им в установленном порядке. В акте приемки-передачи кассовых выплат и поступлений указывается информация об остатках и операциях со средствами от приносящей доход деятельности, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю, подлежащими передаче получателю-принимающему;
- смету доходов и расходов и сведения о смете, соответствующие требованиям, установленным п. 3.2 Порядка N 88н. Показатели сведений о смете должны быть сформированы с учетом показателей акта приемки-передачи принятых кассовых выплат и поступлений, представленного в соответствующий орган Федерального казначейства получателем-принимающим.
Внесение изменений в Сводный реестр
Порядок внесения изменений в Сводный реестр участников бюджетного процесса приведен в разд. III Порядка N 80н*(3). В соответствии с п. 3.1 данного документа для включения в Сводный реестр реквизитов или их изменения участник бюджетного процесса представляет в Федеральное казначейство на бумажном носителе заявку на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр согласно приложению 4 к Порядку N 80н.
Дополнительно согласно п. 3.3 Порядка N 80н вместе с заявкой на внесение изменений в Сводный реестр представляются следующие документы:
- копия учредительного документа (устава), заверенная учредителем либо нотариально;
- копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем, либо нотариально, либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
- копия акта главного распорядителя об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей, если в уставе участника бюджетного процесса не указаны его бюджетные полномочия. Копия акта об утверждении перечня подведомственных участников бюджетного процесса должна быть в установленном порядке заверена участником бюджетного процесса, представившим акт, либо участником бюджетного процесса, издавшим акт;
- копия правового акта главного администратора доходов, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющего участника бюджетного процесса бюджетными полномочиями администратора доходов. Копия правового акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо главным администратором доходов;
- карточка образцов подписей в одном экземпляре, подписанная руководителем, главным бухгалтером (при необходимости) или уполномоченными руководителем лицами участника бюджетного процесса, заверенная в установленном порядке.
Для включения в Сводный реестр реквизитов участника бюджетного процесса, являющегося федеральным органом государственной власти или его территориальным органом, государственным органом, входящим в судебную систему или систему органов Прокуратуры РФ, федеральным казенным учреждением с условным наименованием "войсковая часть", не имеющего собственного положения (устава) и действующего на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, а также для включения в Сводный реестр реквизитов ЦБ РФ представления учредительных документов и документов о государственной регистрации не требуется.
Передача доведенных бюджетных данных
В соответствии с п. 8.1 Порядка N 104н*(4) бюджетные данные, ранее доведенные через ОФК, подлежат передаче распорядителям и получателям средств федерального бюджета, которым передаются полномочия реорганизуемых организаций, в случаях:
- реорганизации распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета, подведомственных одному главному распорядителю средств федерального бюджета (получатель средств передается в ведение от одного распорядителя средств федерального бюджета к другому);
- слияния, присоединения, разделения, выделения распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета;
- наделения получателей средств федерального бюджета в соответствии с изменениями, внесенными в установленном порядке в Сводный реестр, бюджетными полномочиями распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно п. 8.2 Порядка N 104н после внесения в установленном порядке изменений в Сводный реестр и открытия (при необходимости) ОФК лицевых счетов принимающим распорядителям и получателям средств федерального бюджета главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета формирует "отрицательное" расходное расписание на отзываемую сумму бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и расходное расписание на доведение соответствующих сумм бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (далее - "положительное" расходное расписание).
"Отрицательное" и "положительное" расходные расписания формируются отдельно по каждому находящемуся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета реорганизуемому (принимающему) учреждению, в ведении которого оно находится.
В строке "Специальные указания" "отрицательного" и "положительного" расходных расписаний указываются:
- наименование и код по Сводному реестру реорганизуемого распорядителя (получателя) средств федерального бюджета;
- наименование и код по Сводному реестру распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся реорганизуемые (принимающие) получатели средств федерального бюджета, если последние не находятся в непосредственном ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, оформившего расходное расписание;
- слова "внутриведомственная реорганизация" (при этом в кодовой зоне заголовочной части формы документа отражается код специальных указаний "02").
Срок подачи в ОФК расходных расписаний установлен не позднее 15-го числа каждого месяца. Представление "положительных" и "отрицательных" расходных расписаний в иные сроки допускается с разрешения руководителя органа Федерального казначейства (уполномоченного им лица), который несет ответственность за завершение процедур передачи показателей, отраженных на лицевом счете реорганизуемого получателя средств федерального бюджета, до окончания текущего месяца (п. 8.3 Порядка N 104н).
Передача кассовых выплат (поступлений)
В соответствии с п. 8.19 Порядка N 104н передача кассовых выплат и поступлений, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, осуществляется на основании подписанного им и принимающим получателем средств федерального бюджета акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса по форме согласно приложению 7 к данному документу.
При отсутствии бюджетных обязательств, подлежащих передаче принимающему получателю средств федерального бюджета, акт приемки-передачи бюджетных обязательств не оформляется.
Акт приемки-передачи бюджетных обязательств и (или) акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений представляются в ОФК по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого реорганизуемому получателю средств федерального бюджета. Акт должен быть подписан как передающей, так и принимающей стороной.
Обратите внимание! Орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета реорганизуемого получателя бюджетных средств осуществляет проверку показателей, отраженных в акте приемки-передачи кассовых выплат и поступлений и акте приемки-передачи бюджетных обязательств, на соответствие показателям на лицевом счете, подлежащим передаче принимающей стороне. В случае выявления несоответствия показателей, отраженных в актах, ОФК вправе вернуть их реорганизуемому учреждению не позднее трех рабочих дней со дня представления указанных документов вместе с протоколом, в котором будет указана причина возврата (п. 8.20 Порядка N 104н).
В случае, если реорганизуемый получатель средств федерального бюджета осуществляет операции за счет дополнительного бюджетного финансирования, в соответствии с п. 8.22 Порядка N 104н им представляется в ОФК по месту обслуживания расходное расписание на отзыв лимитов бюджетных обязательств за счет дополнительного бюджетного финансирования. При этом в строке "Специальные указания" такого расходного расписания указывается: "Дополнительное бюджетное финансирование", а в кодовой зоне формы документа отражается код специальных указаний "05".
В акте приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, представленном реорганизуемым получателем средств федерального бюджета в ОФК, указывается остаток дополнительного бюджетного финансирования на начало года, кассовые поступления и выплаты текущего финансового года, отраженные на открытом ему лицевом счете получателя бюджетных средств, для последующей передачи принимающему получателю средств федерального бюджета.
В случае наличия на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, учтенных ОФК бюджетных обязательств, принятых за счет дополнительного бюджетного финансирования, передача указанных бюджетных обязательств осуществляется на основании акта приемки-передачи бюджетных обязательств.
Корреспонденция счетов по передаче кассовых выплат
Бухгалтерские записи по передаче имущества и обязательств производятся на основании передаточного акта. Счета, используемые в корреспонденции для отражения данной операции, будут зависеть от ведомственной принадлежности участвующих в реорганизации учреждений. В статье мы приводим отражение хозяйственной операции с использованием методологии, регламентируемой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 148н (далее - Инструкция N 148н), которая является действующей на момент выхода журнала в печать. Однако хотим обратить внимание читателей, что на сайте Минфина подготовлен проект Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, который после утверждения и регистрации в Минюсте будет применяться с 01.01.2011. Согласно данному проекту синтетический счет объекта учета имущества и обязательств останется неизменным (например, 101 00 "Основные средства", 101 00 "Амортизация", 105 00 "Материальные запасы", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и т.д.). Более того, большинство силовых структур в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ*(5) приобретет статус казенных учреждений, и учет их имущества и обязательств практически не изменится. Таким образом, можно предположить, что и отражение данной операции останется прежним.
В таблице приведена корреспонденция счетов по передаче имущества и обязательств.
Содержание операции | У принимающей стороны | У передающей стороны | ||
Между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
0 104 09 000 | 0 104 09 000 | |||
Между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям) одного уровня бюджета | ||||
0 104 09 000 | 0 104 09 000 | |||
Между учреждениями разных уровней бюджета | ||||
0 104 09 000 | 0 104 09 000 | |||
После передачи имущества по передаточному акту и расчетов со всеми дебиторами и кредиторами в соответствии с п. 156 приложения 1 к Инструкции N 148н делаются заключительные записи на дату реорганизации учреждения:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Закрытие счетов по операциям с доходами | ||
Закрытие счетов по операциям с расходами | ||
Закрытие счетов расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов | ||
Списание средств бюджета, использованных получателем средств | ||
Возврат получателем неиспользованных средств бюджета |
Составление итоговой бюджетной отчетности
На заключительном этапе после завершения всех расчетов и передачи имущества и обязательств учреждению-правопреемнику, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий реорганизационной комиссией ликвидируемого учреждения составляется заключительная бухгалтерская отчетность в объеме форм, утвержденных Минфином. На момент подготовки журнала к печати таким документом является Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н. В соответствии с регламентациями, приведенными в разд. IV данного документа, следует представить:
- разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);
- справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- пояснительную записку (ф. 0503160).
Хотим обратить внимание читателей, что справка по консолидированным расчетам (ф. 0503125) составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на дату реорганизации. Данные отражаются раздельно по каждому коду счетов, перечисленных в п. 23 вышеназванной инструкции, а также раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности. Показатели справки отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов, приведенных выше.
С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 223-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу 01.01.2011).
*(2) С 01.01.2011 будет действовать в редакции Приказа Минфина РФ от 17.08.2010 N 92н.
*(3) Порядок ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 15.08.2008 N 80н (с 01.01.2011 будет действовать в редакции Приказа Минфина РФ от 17.08.2010 N 92н).
*(4) Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н (с 01.01.2011 будет действовать в редакции Приказа Минфина РФ от 17.08.2010 N 92н).
*(5) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"