Реализация Закона N 83-ФЗ
Об очередных мерах по реализации Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" рассказала заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т.В. Саакян.
Нормативные акты
В соответствии с постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 года необходимо разработать и утвердить:
- порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);
- порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Закона N 7-ФЗ;
- порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания;
- порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения и об использовании закрепленного за ним федерального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России;
- порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества;
- порядок согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
- порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином России;
- порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом.
Субъектам РФ также следует разработать соответствующие порядки согласно положениям Закона N 83-ФЗ с учетом особенностей каждого субъекта РФ. Необходимо:
- принять до 1 декабря 2010 года нормативно-правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных актов. Такие нормативно-правовые акты могут содержать перечень казенных учреждений;
- утвердить до 1 января 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;
- обеспечить до 1 марта 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;
- обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
Татьяна Васильевна отметила, что Правительство РФ, Минфин России, Федеральное казначейство делают все возможное для оказания помощи при разработке подзаконных нормативных актов. Для этого на сайте Минфина России (http://www1.minfn.ru/ru/) размещены модельные акты для субъектов РФ. Это:
- модельные нормативно-правовые акты субъекта РФ:
- о порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений субъекта Российской Федерации и финансового обеспечения выполнения государственного задания;
- об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждении уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесении в них изменений;
- о порядке осуществления бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, порядке финансового обеспечения их осуществления;
- о порядке осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации функций и полномочий учредителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации;
- о порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения субъекта РФ и перечней особо ценного движимого имущества автономного учреждения субъекта РФ;
- модельные нормативно-правовые акты финансового органа субъекта РФ:
- о санкционировании расходов государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса;
- о перечислении остатков средств бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации с соответствующего счета финансового органа субъекта Российской Федерации, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством для отражения операций со средствами бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в бюджет субъекта Российской Федерации, а также их возврата на указанный счет;
- о порядке взыскания в бюджет субъекта Российской Федерации неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным учреждениям субъекта Российской Федерации.
Минфин России разработал еще один модельный акт, на базе которого субъекты РФ должны до 1 декабря 2010 года принять законодательный акт, который определяет нормы переходного периода.
Необходимость принятия законодательного акта субъекта Российской Федерации по отдельным вопросам правового положения государственных учреждений субъекта Российской Федерации в переходный период определяется пунктом 16 статьи 33 Закона N 83-ФЗ. Указанным пунктом определены вопросы, которые в обязательном порядке должны быть урегулированы соответствующим законом субъекта Российской Федерации:
- форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации в переходный период;
- сроки зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов, полученных казенными учреждениями субъекта Российской Федерации от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
- порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъекта Российской Федерации доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, средств от иной приносящей доходы деятельности.
В соответствии с нормами статьи 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения может осуществляться двумя способами:
- на основе бюджетной сметы аналогично порядку, действующему в 2010 году. В этом случае бюджетное учреждение продолжает сохранять статус получателя бюджетных средств;
- путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В этом случае бюджетное учреждение теряет статус получателя бюджетных средств.
Имеется несколько вариантов принятия решения о сроках и этапности перевода бюджетных учреждений на новую форму финансового обеспечения. Основные отличия разных вариантов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Варианты принятия решения о сроках и этапности перевода бюджетных учреждений на новую форму финансового обеспечения
Варианты принятия решения | Сроки перевода на новую форму финансового обеспечения | Особенности |
Вариант 1 "лидерский" | 1 января 2011 года | Необходимо внести изменения в уставы бюджетных учреждений не позднее декабря 2010 года |
Вариант 2 "консервативный" | 1 июля 2012 года | Недостаток - отсутствие практики предоставления субсидий на выполнение государственного задания в 2011 году |
Вариант 3 "экспериментальный" | Часть отраслей - с 1 января 2011 года, часть отраслей - с иной даты, установленной законом (например, с 1 июля 2011 года, 1 октября 2011 года, 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года) | Законодательное закрепление даты перевода повысит ответственность органов исполнительной власти субъекта за своевременную разработку нормативно-правовой базы |
Вариант 4 "сильные ГРБС" | С 1 июля 2011 года, 1 октября 2011 года, 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года по решению учредителя с учетом требований, установленных ВИОГВ | Может быть использовано в крупных регионах, где основные вопросы управления в соответствующей сфере решаются на уровне отраслевого исполнительного органа государственной власти |
Вариант 5 "сильный ВИОГВ" | С 1 июля 2011 года, 1 октября 2011 года, 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года в порядке, установленном ВИОГВ | В небольших и средних регионах процесс принятия решений целесообразно консолидировать на уровне высшего исполнительного органа государственной власти |
Выбор одного из указанных вариантов осуществляется с учетом уровня экономического развития субъекта Российской Федерации, существующих социально-культурных особенностей и политической конъюнктуры.
В настоящее время в рамках реализации Закона N 83-ФЗ утверждены следующие нормативные акты Правительства РФ и Минфина России:
- постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения";
- постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества";
- постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений";
- постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 590 "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления";
- постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания";
- приказ Минфина России от 14 июля 2010 г. N 71н "О перечислении остатков средств федеральных государственных учреждений с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами федеральных государственных учреждений, в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета";
- приказ Минфина России от 16 июля 2010 г. N 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации";
- приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения";
- приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям";
- приказ Минфина России от 30 июля 2010 г. N 84н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н);
- приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. N 92н "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации";
- приказ Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
Государственное задание
Далее Татьяна Васильевна рассказала о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671 разработаны методические рекомендации:
- по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (утверждены совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526). Эти методические рекомендации в части организации работы по формированию государственного задания содержат следующие положения:
- составление и утверждение перечней государственных услуг (работ);
- определение показателей объема и качества государственных услуг (в случае принятия решения об их установлении);
- по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (утверждены совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527);
- об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (утверждены совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 138н/528). В соглашении необходимо указать порядок и сроки перечисления субсидии бюджетному учреждению.
В соответствии со статьей 9.2 Закона N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, предусмотренным его учредительными документами, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Примеры федеральных законов, предусматривающих возможность оказания любых платных услуг, приведены в таблице 2. Таким образом, ни один из федеральных законов, кроме Основ законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 46), не разрешает оказывать услуги по основным видам деятельности в рамках государственного (муниципального) задания.
Таблица 2. Примеры федеральных законов, предусматривающих возможность оказания любых платных услуг
Культура | "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (от 9 октября 1992 г. N 3612-1, ст. 46): Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений |
Социальное обслуживание населения | "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ, ст. 15): Социальное обслуживание осуществляется... бесплатно и за плату |
Образование | Закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (ст. 19, 41, 45): Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать... платные дополнительные образовательные услуги |
Здравоохранение | "Основы законодательства об охране здоровья граждан" (от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст. 20): Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги... за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников |
Библиотечное обслуживание | Закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (ст. 7): В общедоступных библиотеках граждане имеют право... пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой |
Архивное дело | Закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле" (ст. 26): ...архивы, музеи, библиотеки, а также государственные и муниципальные организации могут... оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги... |
Что касается организации работы с госзаданием: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя для подведомственных учреждений, должен утвердить на основании базового (отраслевого) ведомственный перечень государственных услуг (работ) с возможной детализацией показателей базового перечня. Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя, должен:
- утвердить (уточнить) порядок определения расчетно-нормативных затрат;
- оформить и утвердить госзадание каждому бюджетному учреждению;
- определить порядок осуществления контроля за выполнением госзадания;
- рассчитать в пределах бюджетных ассигнований субсидию на выполнение государственного задания;
- перечислять в установленном порядке субсидии (в рамках кассового плана) в соответствии с заключенным соглашением;
- осуществлять контроль за исполнением госзаданий (в том числе проводить проверку отчетности).
Показатели качества
Определение показателей, характеризующих качество государственной услуги (далее - показатели качества), осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета в отношении находящихся в их ведении федеральных казенных учреждений, федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или федеральных автономных учреждений.
Для государственных услуг рекомендуется устанавливать следующие показатели качества:
- показатели качества, характеризующие качество результата предоставления государственной услуги, например:
- для государственной услуги "комплектование и хранение библиотечного фонда" - доля удовлетворенных запросов читателей (по категориям запросов);
- для государственной услуги "подготовка спортсменов к участию в соревнованиях" - количество призеров соревнований различного уровня;
- для всех государственных услуг - доля потребителей, удовлетворенных качеством оказания государственной услуги, определяемая на основе опросов потребителей государственной услуги;
- показатели качества, характеризующие процесс оказания государственной услуги и условия ее оказания.
Примерами таких показателей могут служить:
- для государственной услуги "организация досуговых мероприятий" - систематичность проведения мероприятий, сочетание познавательных и развлекательных игр;
- для государственной услуги "оказание стационарной медицинской помощи" - требования к мерам профилактики внутрибольничных инфекций (требования к регулярности дезинфекции и кварцевания помещений, влажной уборке, средствам дезинфекции);
- для государственной услуги "оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи" - среднее время ожидания приема врача;
- для государственной услуги "оказание скорой медицинской помощи" - среднее время ожидания бригады скорой медицинской помощи;
- для государственной услуги "охрана природных заказников" - протяженность оборудованных экологических троп; доля площади лесов, охваченных санитарно-оздоровительными мероприятиями;
- для государственной услуги "пополнение и хранение музейного фонда" - процент музейных предметов, внесенных в электронный каталог;
- для государственных услуг, оказываемых по заявкам (обращениям) потребителей, - среднее время ожидания оказания услуги с момента поступления заявки (обращения) потребителя;
- для государственных услуг, оказываемых потребителям в электронной форме, - формат ответа на обращение.
Формировать показатели качества необходимо, учитывая следующие условия:
- достижения полностью зависели только от самого учреждения;
- не требовалось дополнительных средств, кроме субсидий на выполнение государственного задания;
- можно было легко проконтролировать выполнение этого показателя.
Нормативы затрат
Порядок определения нормативных затрат устанавливается соответствующими федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия), по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
Общие принципы определения нормативных затрат:
- разделение затрат на затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества;
- методы расчета
- нормативный;
- структурный (пропорционально затратам, например, на оплату труда, затрачиваемому времени, площади и т.п.);
- экспертный (исходя из экспертной оценки доли расходов);
- норматив определяется для каждого учреждения индивидуально или в среднем на группу учреждений.
Внимание! Затраты на приобретение оборудования со сроком полезного использования более одного года и относящиеся к основным средствам не включаются в расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг. Затраты на приобретение оборудования учитываются в составе бюджетных инвестиций.
Содержание порядка определения нормативных затрат:
- порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (состав затрат, формулы расчета);
- порядок определения нормативных затрат на содержание имущества (состав затрат, формулы расчета);
- порядок утверждения нормативных затрат и внесения изменений в утвержденные нормативные затраты (в том числе в связи с изменением в течение финансового года объемов бюджетного финансирования оказания государственных услуг).
Использование при расчете нормативных затрат натуральных нормативов приведено на рисунке 1.
Рекомендуемый состав нормативных затрат приведен на рисунке 2.
/---------------\ /-----------------\ /------------\
| Обязательно | | Рекомендуется | | Возможно |
\---------------/ \-----------------/ \------------/
| | |
| | |
| | |
| | |
/-----------------------------------------------------------------\ /---------------------------------------\ /---------------------------------\
|В случае установления в федеральных НПА | | В случае установления в федеральных | | В случае разработки учредите- |
|(СанПиНах, положениях, требованиях, | | НПА рекомендуемых | | лем по собственному решению |
|правилах и т.д.) обязательных: | | натуральных нормативов | | натуральных параметров про- |
|- норм обеспечения питанием, мягким инвентарем, медикаментами; | \---------------------------------------/ | цессов оказания государствен- |
|- требований к обеспеченности оборудованием; | | ной услуги (в пределах бюджет- |
|- трудозатрат / времени на выполнение отдельных действий; | | ного финансирования, в целях |
|- требований сокращения потребления энергоресурсов и т.п. | | оптимизации процедур оказа- |
\-----------------------------------------------------------------/ | ния услуг) |
\---------------------------------/
Рисунок 1. Использование при расчете нормативных затрат натуральных нормативов
/--------------------------\ /--------------------------\
| Нормативные затраты на | | Нормативные затраты на |
| оказание услуг | | содержание имущества |
\--------------------------/ \--------------------------/
/--------------------------------------------\ /------------------------------------------\
| - Нормативные затраты, непосредственно | | - Оплата теплоснабжения - 50% |
| связанные с оказанием услуг (оплата труда, | | - Оплата электроснабжения - 10% |
| материальные запасы, иное) | | - Уплата налогов, в качестве объекта на- |
| - Нормативные затраты на общехозяй- | | логообложения по которым признает- |
| ственные нужды (оплата труда АУП, ком- | | ся недвижимое и особо ценное дви- |
| мунальные услуги, транспорт, связь, сиг- | | жимое имущество, закрепленное за |
| нализация, текущий ремонт и т. д.) | | БУ, АУ или приобретенное им за счет |
| /---------------------------------\ | средств, выделенных БУ, АУ учредите- |
| |За исключением затрат, | | лем на приобретение такого имуще- |
| |включенных в нормативные | | ства, в том числе земельные участки |
\--------------|затраты на содержание имущества | \------------------------------------------/
\---------------------------------/
Рисунок 2. Рекомендуемый состав затрат
Расчет размера субсидий на основе нормативных затрат определяется по формуле:
, где
- объем субсидии на выполнение государственного задания ФБУ/ФАУ в соответствующем финансовом году,
- нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году,
- объем (количество единиц) оказания i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году,
- нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году.
Внимание! Объем субсидии не должен превышать объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели сводной бюджетной росписью и бюджетными росписями ГРБС на соответствующий финансовый год и плановый период.
Более подробно о государственном (муниципальном) задании будет рассказано в следующих номерах.
Т.В. Саакян,
заместитель директора
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100