Вопросы бюджетного учета и отчетности по кассовому обслуживанию и исполнению бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства
О бюджетном учете и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства рассказала заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Б.В. Салдусова.
Бюджетная отчетность за 2009 год и за первое полугодие 2010 года всеми управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - управления Федерального казначейства) и главными распорядителями бюджетных средств была представлена в Федеральное казначейство в установленные сроки.
Показатели по доходам, расходам и источникам финансирования федерального бюджета сводных годовых отчетов главных распорядителей бюджетных средств и управлений Федерального казначейства в процессе формирования центральным аппаратом Федерального казначейства годового отчета за 2009 год были сопоставлены и выверены, за исключением показателей по доходам, администрируемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и созданными ими бюджетными учреждениями.
Зачисление госпошлины за предоставление лицензий за пользование недрами
В связи с возникающими вопросами следует обратить внимание на зачисление в доход федерального бюджета государственной пошлины за предоставление лицензий на пользование недрами, администрируемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса зачисление в федеральный бюджет государственной пошлины, учитываемой по коду бюджетной классификации Российской Федерации 00 0 1 08 07081 01 0000 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет", предусмотрено по нормативу 100 процентов.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н, поступления, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, должны учитываться по соответствующему КБК с применением кода главного администратора доходов бюджета - кода федерального органа государственной власти, уполномоченного на передачу полномочий Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе администрировать источники доходов федерального бюджета по главе главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, до момента внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации поступления по КБК 00 0 1 08 07081 01 0000 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации" учитываются по КБК 100 1 17 01010 01 0000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". В бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета недопустимо отражать доходы федерального бюджета с кодом главного администратора доходов бюджета, отличным от кода федерального органа государственной власти.
О подготовке бюджетной отчетности
Отчетным показателям об исполнении федерального бюджета на 1 октября 2010 года, как в Федеральном казначействе, Минфине России, так и в правительстве и Счетной палате Российской Федерации, уделяется пристальное внимание как последнему квартальному отчету, предшествующему годовому отчету.
В связи с этим следует уделить особое внимание вопросам сверки с получателями бюджетных средств и администраторами поступлений отчетных показателей по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, как на уровне управлений Федерального казначейства, так и на уровне отделений Федерального казначейства, подведомственных данным управлениям.
При обращении получателей средств бюджета и администраторов поступлений соответствующими подразделениями управлений Федерального казначейства обеспечивается качественная сверка отчетных данных, от чего зависит качество квартального отчета, формируемого центральным аппаратом Федерального казначейства.
По результатам анализа бюджетной отчетности органов Федерального казначейства за 2009 год и первое полугодие 2010 года следует обратить внимание на следующие моменты согласования отчетных показателей.
Показатели графы 5 "Исполнено через финансовые органы" раздела 1 "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет по форме 0503127) сверяются без учета средств, зачисляемых в последний рабочий день отчетного периода на счета 40101 управлений Федерального казначейства и подлежащих перечислению на счета бюджетов в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным.
Вместе с тем, письмом Федерального казначейства от 15 июня 2010 г. N 42-7.4-05/2.6-376 до управлений Федерального казначейства доведены указания об отражении в Отчете о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств по форме 0503124 (далее - Отчет по форме 0503124) сумм доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, поступивших на счета 40101 управлений Федерального казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на соответствующие счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в следующем отчетном периоде:
- поступления вышеуказанных сумм в части межбюджетных трансфертов, возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также процентов, штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (счета 1 402 01 151, 1 402 01 120, 1 402 01 140)*(1);
- поступления вышеуказанных сумм в части возврата бюджетных кредитов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (счета 1 402 01 640, 1 402 01 710)*(2).
Вышеперечисленные операции в органах Федерального казначейства оформляют бухгалтерскими записями на основании Справки (ф. 0504833), установленной Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. 2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).
1. В последний рабочий день месяца
Дебет 100 01 05 02 01 01 0000 1 202 02 510
Кредит ХХХ Х ХХ ХХХХХ ХХ ХХХХ 1 402 01 ХХХ*(3);
2. На момент поступления указанных средств в доход федерального бюджета (в первый рабочий день месяца)
Дебет 100 01 05 02 01 01 0000 1 202 02 510
Кредит ХХХ Х ХХ ХХХХХ ХХ ХХХХ 1 402 01 ХХХ*(3) со знаком "минус".
Кроме того, в день перечисления вышеуказанных поступлений в доход федерального бюджета управления Федерального казначейства оформляют бухгалтерские записи в рамках кассового исполнения федерального бюджета в установленном порядке.
Отчет по форме 0503124 с изменениями, установленными настоящим письмом, представляется в Федеральное казначейство управлениями Федерального казначейства начиная с отчетности по состоянию на 1 августа 2010 года.
Кроме того, данным письмом также доведены указания до администраторов поступлений (главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета) о необходимости представления в управления Федерального казначейства Справки о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184) (далее - Справка по форме 0503184), для обеспечения достоверности показателей отчетности органов Федерального казначейства. Показатели Справки по форме 0503184 должны соответствовать показателям графы 25 "Остаток на счете" раздела 1 "Поступило в бюджеты" Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468).
В связи с этим сверка Отчетов по форме 0503124 управлений Федерального казначейства в части поступлений осуществляется с Отчетом по форме 0503127 и Справкой по форме 0503184 администраторов поступлений.
В связи с тем, что Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. N 128н (далее - Инструкция N 128н), согласование Справки по форме 0503184 органами Федерального казначейства не предусмотрено, возможно направление администраторами поступлений данной Справки в управления Федерального казначейства в электронном виде с использованием ЭЦП средствами СЭД.
Сверка показателей Отчета по форме 0503137
Письмом Минфина России от 28 октября 2009 г. N 02-03-07/4972 установлено, что если порядком утверждения Сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, установленным ГРБС, ее показатели указываются в тысячах рублей, проверка соответствия их показателям, отраженным в представляемых федеральными бюджетными учреждениями в органы Федерального казначейства Сведениях о сметных назначениях, содержащихся в Сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, осуществляется в следующем порядке. Суммы, указанные в Смете в тысячах рублей, считать равными их значениям, выраженным в рублях с копейками (например, 5 тыс. руб. = 5000 руб. 00 коп.).
Федеральным казначейством были направлены письма от 26 июня 2009 г. N 42-7.4-05/2.6-374 (далее - письмо N 42-7.4-05/2.6-374), от 8 июля 2009 г. N 42-7.4-05/2.6-405 и от 20 июля 2009 г. N 42-7.4-05/2.6-426, регулирующие вопросы сверки органами Федерального казначейства отчетных показателей получателей средств бюджета и администраторов поступлений. При этом письмом Федерального казначейства N 42-7.4-05/2.6-374 в части сверки показателей раздела 3 "Источники финансирования дефицита бюджета" Отчета по форме 0503127 установлено, что показатели графы 5 "Исполнено через финансовые органы" по строкам 520 "Источники внутреннего финансирования бюджета" и 620 "Источники внешнего финансирования бюджета" сверяются с показателями графы 4 "Итого" (с противоположным знаком) раздела 2 "Операции с источниками финансирования дефицита бюджета" Отчета о состоянии лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0531791). Это указание действует в случае поступления сумм по источникам финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета 40105.
Если же суммы по источникам финансирования дефицита бюджета поступают на распределительный счет 40101 управления Федерального казначейства, то сверка показателей графы 5 "Исполнено через финансовые органы" по строкам 520 "Источники внутреннего финансирования бюджета" и 620 "Источники внешнего финансирования бюджета" осуществляется аналогично сверке показателей раздела 1 "Доходы бюджета" Отчета по форме 0503127, то есть сверяются с показателями графы 9 "Перечислено поступлений в федеральный бюджет с начала года" раздела 1 "Поступило в бюджеты" Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468).
Следует сделать небольшое уточнение в части сверки показателей Отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137), а именно строк 821 "Увеличение остатков по внутренним расчетам" и 822 "Уменьшение остатков по внутренним расчетам" по графе 4 "Утвержденные сметные назначения", с показателями Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531786) по кодам ППП00000000000000510 и ППП00000000000000610.
Показатели строки 821 графы 4 "Утвержденные сметные назначения" раздела 3 "Источники финансирования дефицита" Отчета по форме 0503137 и показатели по коду ППП00000000000000510 графы 4 "Сметные назначения. Источники финансирования" подраздела 3.2. "Операции со средствами от приносящей доход деятельности" Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531786) отражаются со знаком "плюс".
Показатели строки 822 графы 4 "Утвержденные сметные назначения" раздела 3 "Источники финансирования дефицита" Отчета по форме 0503137 отражаются со знаком "минус", а показатели по коду ППП00000000000000610 графы 4 "Сметные назначения. Источники финансирования" подраздела 3.2. "Операции со средствами от приносящей доход деятельности" Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531786) отражаются со знаком "плюс". Сверка этих показателей осуществляется по абсолютному значению.
Отчеты по приносящей доход деятельности
Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности в разрезе получателей средств федерального бюджета (ф. 0521434) (далее - Отчет по форме 0521434) был введен письмом Федерального казначейства от 30 апреля 2009 г. N 42-2.6-10/226 и представляется управлениями Федерального казначейства в Федеральное казначейство, начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2009 года. Отчет по форме 0521434 введен в целях сверки отчетных данных по приносящей доход деятельности с главными распорядителями бюджетных средств.
Следует обратить внимание, что управлениями Федерального казначейства указанный отчет составляется без проведения консолидации операций по внутренним расчетам между вышестоящей и нижестоящей организациями, а также головным учреждением и обособленным подразделением в рамках одного субъекта Российской Федерации, за исключением внутренних расчетов между управлением Федерального казначейства и подведомственными ему отделениями Федерального казначейства в рамках функционирования единого счета 40503, открытого управлению Федерального казначейства.
Расшифровка остатков средств от приносящей доход деятельности к Балансу по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140, 0521440) (далее - Расшифровка остатков средств от приносящей доход деятельности) представляется в Федеральное казначейство, начиная с отчетности по состоянию на 1 декабря 2009 года. Согласно Особенностям формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 августа 2009 г. N 178 (далее - Приказ N 178), Расшифровка остатков средств от приносящей доход деятельности формируется органом Федерального казначейства ежемесячно на основании показателей, отраженных на лицевых счетах получателей бюджетных средств в разделах для учета операций по приносящей доход деятельности и для учета операций по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. По результатам анализа бюджетной отчетности органов Федерального казначейства за 2009 год были выявлены случаи отражения в Расшифровке остатков средств от приносящей доход деятельности некоторыми управлениями Федерального казначейства остатков средств, не зачисленных на лицевые счета получателей бюджетных средств, но находящихся на счете 40503, открытом управлению Федерального казначейства.
В связи с этим принято решение о внесении изменений в Расшифровку остатков средств от приносящей доход деятельности в части дополнения ее графой "Код получателя средств федерального бюджета".
Письмом Федерального казначейства от 30 сентября 2010 г. N 42-7.4-05/2.6-637 до управлений Федерального казначейства доведена измененная форма и уточненные контрольные соотношения между Расшифровкой остатков средств от приносящей доход деятельности и Отчетом о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности в разрезе получателей средств федерального бюджета по форме 0521434 (далее - Отчет по форме 0521434). Отчет по измененной форме будет представляться управлениями Федерального казначейства, начиная с отчетности по состоянию на 1 - января 2011 года.
Уточненные контрольные соотношения между Расшифровкой остатков средств от приносящей доход деятельности и Отчетом по форме 0521434 приведены в таблице 1.
Таблица 1
Расшифровка остатков средств от приносящей доход деятельности | Отчет по форме 0521434 | |
Графа 5 - графа 4 (в разрезе глав) | = | Строка 010 графы 7 + значение со знаком "плюс" строк 520, 620 графы 7 + строка 823 "Увеличение остатков по внутренним расчетам (230800000, 230900000)" графы 7 - строка 200 графы 7 - значение со знаком "минус" строк 520, 620 графы 7 (по абсолютной величине) - строка 824 "Уменьшение остатков по внутренним расчетам (2 211 00 000, 2 212 00 000)" графы 7 (по абсолютной величине) в разрезе глав |
Графа 5 - графа 4 (в разрезе глав и кодов получателей средств федерального бюджета) | = | Строка 010 графа 7 + значения со знаком "+" строк 520, 620 графа 7 + Строка 823 "Увеличение остатков по внутренним расчетам (230800000, 230900000)" графа 7 - Строка 200 графа 7 - значения со знаком "-" Строк 520, 620 графа 7 (по абсолютной величине) - Строка 824 "Уменьшение остатков по внутренним расчетам (221100000, 221200000)" графа 7 (по абсолютной величине) в разрезе глав и кодов получателей средств федерального бюджета |
Следует обратить внимание, что контрольное соотношение между показателями Расшифровки остатков средств от приносящей доход деятельности и Баланса по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140), доведенное до управлений Федерального казначейства письмом Федерального казначейства от 6 апреля 2010 г. N 42-7.4-05/2.6-198, в настоящее время исключено в связи с выходом приказа Минфина России от 13 апреля 2010 г. N 33н, которым утвержден порядок перечисления в 2010 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета, согласно которому управления Федерального казначейства осуществляют ежедневное перечисление остатков средств со счетов 40503 и 40302 на счет Федерального казначейства 40105. В связи с этим письмом Федерального казначейства от 22 июня 2010 г. N 42-7.4-05/2.6-396 подготовлен порядок отражения в бюджетном учете и отчетности указанных операций.
Перечисление управлениями Федерального казначейства остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, со счетов, открытых на балансовых счетах 40503 и 40302, на счет Федерального казначейства, открытый на балансовом счете 40105, оформляются следующими бухгалтерскими записями:
в управлениях Федерального казначейства
Дебет 100 00 00 00 00 00 00 00 2 211 01 560
Кредит 100 01 05 02 01 01 00 00 2 202 01 610
- при перечислении средств со счетов 40503;
Дебет 100 00 00 00 00 00 00 00 3 211 01 560
Кредит 100 01 05 02 01 01 00 00 3 202 01 610
- при перечислении средств со счетов 40302;
в Федеральном казначействе
Дебет 100 01 05 02 01 01 00 00 1 202 01 510
Кредит 100 01 06 06 05 01 00 00 1 402 01 550
- при поступлении средств на счет Федерального казначейства 40105 со счетов 40503;
Дебет 100 01 05 02 01 01 00 00 1 202 01 510 Кредит 100 01 06 06 04 01 00 00 1 402 01 550
- при поступлении средств на счет Федерального казначейства 40105 со счетов 40302.
При недостаточности средств на счетах управлений Федерального казначейства 40503 и 40302 для обеспечения кассовых выплат федеральных бюджетных учреждений Федеральное казначейство осуществляет перечисление средств со счета Федерального казначейства 40105 на указанные счета управлений Федерального казначейства. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:
в управлениях Федерального казначейства
Дебет 100 01 05 02 01 01 00 00 2 202 01 510
Кредит 100 00 00 00 00 00 00 00 2 211 01 660
- при поступлении средств на счета 40503;
Дебет 100 01 05 02 01 01 00 00 3 202 01 510
Кредит 100 00 00 00 00 00 00 00 3 211 01 660
- при поступлении средств на счета 40302;
в Федеральном казначействе
Дебет 100 01 06 06 05 01 00 00 1 402 01 550
Кредит 100 01 05 02 01 01 00 00 1 202 01 610
- при перечислении средств со счета Федерального казначейства 40105 на счета 40503;
Дебет 100 01 06 06 04 01 00 00 1 402 01 550
Кредит 100 01 05 02 01 01 00 00 1 202 01 610
- при перечислении средств со счета Федерального казначейства 40105 на счета 40302.
В целях обеспечения возврата средств из федерального бюджета Федеральное казначейство перечисляет не позднее 28 декабря 2010 года со счета Федерального казначейства 40105 на счета управлений Федерального казначейства 40503 и 40302 суммы, подлежащие возврату из федерального бюджета.
В отчетности управлений Федерального казначейства данные операции отражаются в следующем порядке.
В Балансе по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140) - по графам 8, 9 по коду строки 201.
В Отчете о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134) - по кодам строк 800, 824.
Кроме того, в части указанных операций формируется Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по счетам бюджетного учета 2 211 01 560 (660), 3 211 01 560 (660).
В Отчете по форме 0521434 данные операции не отражаются.
В связи с этим уточняются контрольные соотношения между отчетами (см. таблицу 2).
Таблица 2
Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности в разрезе получателей средств федерального бюджета | Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности | Справка по консолидируемым расчетам | ||
Строка 700 "Изменение остатков средств (стр. 710 + стр. 720)" графы 7 | = | Строка 700 "Изменение остатков средств (стр. 710 + стр. 720)" графы 5 | = | Строка "Итого" по КСБУ 2 211 01 560 графы 6 |
Строка 710 "Увеличение остатков средств" графы 7 | = | Строка 710 "Увеличение остатков средств" графы 5 | = | Строка "Денежные расчеты" по КСБУ 2 211 01 660 графы 6 |
Строка 720 "Уменьшение остатков средств" графы 7 | = | Строка 720 "Уменьшение остатков средств" графы 5 | = | Строка "Денежные расчеты" по КСБУ 2 211 01 560 графы 6 |
Сверка показателей отчетности управлений Федерального казначейства с показателями отчетности финансовых органов
С прошлого года на уровне Федерального казначейства осуществляется сверка данных Консолидированного отчета о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152) (далее - Отчет по форме 0503152) органов Федерального казначейства с данными Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) (далее - Отчет по форме 0503317) финансовых органов. Схема процедуры сверки показателей в центральном аппарате Федерального казначейства приведена на рисунке 1.
/--------------------------------\ /-------------------------------\
| Управление ФК |-----| Финансовый орган |
\--------------------------------/ \-------------------------------/
| | |
/----------------\ /----------------\ /---------------------\
|Отчет ф. 0503152| |Отчет ф. 0503317| |Пояснительная записка|
\----------------/ \----------------/ \---------------------/
| |
/--------------------------\ /----------------------------\
|Отдел отчетности кассового| | Отдел |
| исполнения бюджетов | |консолидированной отчетности|
\--------------------------/ \----------------------------/
| |
/----------------------------------\
| Сверка показателей |
\----------------------------------/
|
/--------------\ /------------------\ /----------------\
|Управление ФК |--------------|Результаты выверки|------------|Финансовый орган|
\--------------/ \------------------/ \----------------/
Рисунок 1. Процедура сверки показателей в ЦА ФК
Ежемесячно в органы Федерального казначейства и финансовые органы направляются протоколы сверки отчетных данных, при получении которых проводится совместная работа по обеспечению соответствия сопоставимых данных отчетности. По результатам анализа бюджетной отчетности органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации за 2009 год, а также за первое полугодие 2010 года выявлено, что в некоторых регионах показатели представленных форм не согласованы и требуют значительного времени на их исправление, что в свою очередь отрицательно сказывается на сроках и качестве формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации.
Порядок сверки показателей бюджетной отчетности между органами Федерального казначейства и финансовыми органами субъектов Российской Федерации подразумевает, что финансовые органы осуществляют сверку с отделениями Федерального казначейства до ее представления в финансовый орган, формирующий консолидированный отчет субъекта Российской Федерации. Отделения Федерального казначейства в электронном виде направляют в финансовый орган Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151) (далее - Отчет по форме 0503151).
В свою очередь последний сопоставляет данные этой формы с показателями Отчета об исполнении бюджета по форме 0503117 в разрезе кодов бюджетной классификации. Если обнаруживаются отклонения, то принимается решение по их совместному устранению. Если отклонения произошли из-за проведения некассовых операций или операций на счетах в коммерческих банках, то финансовый орган составляет пояснительную записку с указанием причин отклонения и направляет ее вместе с бюджетной отчетностью в финансовый орган, который формирует консолидированный отчет.
Далее уже идет сверка между управлениями Федерального казначейства и финансовыми органами, которая должна проводиться ежемесячно до представления ими отчетности в Федеральное казначейство.
Данная сверка осуществляется путем сопоставления показателей Отчетов по формам 0503152 и 0503317. Если на данном этапе сверки существуют какие-либо расхождения, следует выверять показатели по так называемым составляющим показателям в разрезе отделений Федерального казначейства.
В случае наличия допустимых отклонений между показателями бюджетной отчетности (проведение некассовых операций, операций на счетах в кредитных учреждениях) финансовый орган формирует пояснительную записку с указанием причин отклонений и направляет ее в Федеральное казначейство вместе с бюджетной отчетностью.
В связи с поступающими запросами от финансовых органов субъектов Российской Федерации и управлений Федерального казначейства, письмом Федерального казначейства от 6 сентября 2010 г. N 42-7.4-05/2.6-568 доведены указания о порядке отражения в бюджетном учете и отчетности поступлений в первый рабочий день следующего отчетного периода доходов от уплаты акцизов, в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса распределенных уполномоченным органом Федерального казначейства (Управлением Федерального казначейства по Смоленской области) в последний рабочий день отчетного периода.
Учитывая особенности механизма распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 - до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации (далее - Акцизы), установленного Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н (далее - Приказ N 92н), до направления отдельных указаний или внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, финансовые органы субъектов Российской Федерации, управления Федерального казначейства отражают в бюджетном учете и отчетности указанные поступления доходов от уплаты Акцизов как средства бюджета в пути в порядке, установленном для межбюджетных трансфертов. При этом управления Федерального казначейства последним днем отчетного периода, на основании платежных документов, приложенных к банковской выписке, оформляют бухгалтерскую запись:
Дебет КИФ 1 203 03 510
"Поступление средств на счета органа казначейства в пути"
Кредит КДБ 1 307 00 110
"Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства по налоговым доходам"
Указанные поступления подлежат отражению в Отчете по форме 0503151, Балансе по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150).
Особенности отражения данных в Отчете об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153)
В графах 7-10 "Поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации минуя счет 40101" Отчета по форме 0503153 отражаются данные о средствах, поступивших на единые счета бюджетов минуя счета органов Федерального казначейства для их распределения, на основании лицевых счетов администраторов доходов бюджетов.
Средства, поступившие на единые счета бюджетов минуя счет 40101 и зачисленные на лицевые счета администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, в указанных графах не отражаются.
При этом сверка Отчетов по формам 0503153 и 0503124 осуществляется в следующем порядке:
графа 5 раздела 1 "Доходы" Отчета по форме 0503124 = графа 6 + графа 7 + графа 12 (только в части поступлений по классификации доходов бюджетов) Отчета по форме 0503153. Сверка в части поступлений по классификации источников финансирования дефицита бюджетов не осуществляется.
Аналогично осуществляется контроль по сверке Отчетов по формам 0503153 и 0503152 только в части поступлений по классификации доходов бюджетов в разрезе бюджетов, включаемых в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Сверка в части поступлений по классификации источников финансирования дефицита бюджетов не осуществляется.
Особенности отражения данных в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
В случаях наличия на отчетную дату сумм в пути в графе 8 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" указывается код корреспондирующего счета бюджетного учета 0 202 02 510 (610) "Средства бюджета в пути". По средствам, которые числились как средства в пути на прошлые отчетные даты, но на настоящую отчетную дату уже ими не являющимся, в графе 8 указывается код корреспондирующего счета бюджетного учета 0 202 01 510 (610) "Средства единого счета бюджета". При уточнении невыясненных поступлений на внутренние расчеты в графе 8 также указывается код корреспондирующего счета бюджетного учета 2 202 01 510 (610) "Средства единого счета бюджета" (то есть должна быть привязка к первичному документу на поступление денежных средств на счет).
При этом к денежным расчетам относятся операции, которые оформляются бухгалтерской записью в корреспонденции со счетами 0 202 01 00 0 "Средства единого счета бюджета", 0 202 02 00 0 "Средства бюджета в пути".
К неденежным расчетам относятся операции, которые оформляются бухгалтерской записью в корреспонденции со счетами, отличными от счетов 0 202 01 00 0 "Средства единого счета бюджета", 0 202 02 00 0 "Средства бюджета в пути". За исключением Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее - Справка по форме 0503125), формируемой по КСБУ 1 211 01 560 (на операции перечисления средств со счетов управлений Федерального казначейства 40101 на счет 40105 Федерального казначейства).
Кроме того, поступают вопросы о необходимости формирования Приложения к Справке по форме 0503125 в части расчетов по приносящей доход деятельности, доведенного до управлений Федерального казначейства письмом Федерального казначейства от 16 мая 2008 г. N 42-7.1-15/2.6-215.
Формирование Приложения к Справке по форме 0503125 по приносящей доход деятельности Приказом N 178 не предусмотрено. В связи с этим Приложение к Справке по форме 0503125 органами Федерального казначейства не составляется.
При сверке внутренних расчетов между управлениями Федерального казначейства существуют отклонения в части передачи показателей по кассовым расходам при реорганизации участников бюджетного процесса, поскольку нет согласования по дате отражения в бюджетном учете. Орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, отражает передачу показателей по кассовым расходам в отчетном периоде, а орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого принимающему получателю средств федерального бюджета, в периоде, следующем за отчетным, по причине поступления Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728) с задержкой. Во избежание подобной ситуации передающему управлению Федерального казначейства необходимо уведомлять принимающее управление Федерального казначейства по телефону с осуществлением передачи Акта приемки-передачи по факсу.
Следует обратить внимание на случаи, если при реорганизации администратора доходов бюджета происходит его передача в ведение главному администратору доходов другого бюджета либо присоединение к другому администратору доходов бюджета, а также в случае передачи полномочий по администрированию доходов бюджета от одного администратора доходов другим администраторам в рамках одного органа Федерального казначейства (пункт 2.73 приказа Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ N 7н)), передача показателей, отраженных на лицевом счете администратора доходов - реорганизуемого, осуществляется на основании Акта приемки-передачи показателей лицевого счета администратора доходов бюджета при реорганизации (ф. 0531774).
Если же реорганизация происходит в рамках разных органов Федерального казначейства, то в данном случае передача показателей, отраженных на лицевом счете администратора доходов бюджета - реорганизуемого, не осуществляется, осуществляется только передача показателей, отраженных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Следует обратить внимание на случаи перевода лицевых счетов клиентов в системе Федерального казначейства.
В соответствии с Приказом N 7н орган Федерального казначейства по новому месту открытия клиенту лицевого счета после получения Акта приемки-передачи показателей, учтенных на соответствующем лицевом счете, отражает указанные в нем показатели на вновь открытом лицевом счете и направляет в орган Федерального казначейства по прежнему месту открытия лицевого счета подтверждение в форме Выписки из соответствующего лицевого счета. Передача показателей лицевого счета в органе Федерального казначейства по прежнему месту его открытия осуществляется после получения указанной Выписки из соответствующего лицевого счета по новому месту открытия клиенту лицевого счета. Особо следует обратить внимание при отправке Акта приемки-передачи показателей лицевого счета в последний день отчетного периода. При этом в бюджетном учете передача показателей лицевого счета в части выплат осуществляется в установленном порядке через счета внутренних расчетов.
Урегулирование расчетов между бюджетами
В связи с отсутствием механизма погашения межбюджетной задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации в части доходов по распределяемым налогам и сборам Федеральным казначейством был направлен запрос в Минфин России от 12 августа 2010 г. N 42-2.1-06/32.
По указанному вопросу Минфином России совместно с Федеральным казначейством принято решение о необходимости внесения изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса в части наделения Федерального казначейства полномочиями по возврату излишне распределенных средств.
С целью отражения указанных операций по кодам классификации доходов бюджетов подготовлены изменения в статью 20 Кодекса в части включения в состав подгрупп доходов бюджетов дополнительной подгруппы "Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов по доходам бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
Подготовленные Минфином России изменения в статьи 20, 166.1 Кодекса включены в законопроект, разработанный в соответствии с пунктом Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
Учитывая изложенное, механизм погашения межбюджетной задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации в части доходов по распределяемым налогам и сборам будет реализован при внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс.
Внесение изменений в Бюджетную классификацию Российской Федерации
Приказом Минфина России от 24 июня 2010 г. N 61н внесены изменения в бюджетную классификацию Российской Федерации (введен в действие со дня его подписания приказом Минфина России от 9 августа 2010 г. N 89н).
При этом письмом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 02-14-13/2611 до главных администраторов доходов бюджетов и главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов доведены указания о необходимости, при выходе приказов о внесении изменений в Бюджетную классификацию Российской Федерации, в течение одного месяца со дня подписания приказа о введении их в действие, принятия мер по уточнению соответствующих поступлений.
В связи с этим в отчетности органов Федерального казначейства допустимо отражение показателей по исключенным кодам бюджетной классификации Российской Федерации в течение одного месяца со дня подписания приказа о введении в действие приказа о внесении изменений в Бюджетную классификацию Российской Федерации.
Заполнение регистров бюджетного учета
Письмом Федерального казначейства от 30 июня 2009 г. N 42-7.4-05/2.6-376 с дополнениями от 1 июля 2009 г. N 42-7.4-05/2.6-384 до управлений Федерального казначейства были доведены разъяснения по заполнению регистров бюджетного учета.
В связи с многочисленными запросами управлений Федерального казначейства по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет в части ОКАТО или ИНН была затронута проблема, что в случаях, когда по невыясненным поступлениям прошлых лет уточняется ОКАТО или ИНН, при последующем возврате или уточнении невыясненных поступлений прошлых лет на другие коды бюджетной классификации Российской Федерации не происходит уменьшения сумм невыясненных поступлений прошлых лет в Ведомости учета невыясненных поступлений в федеральный бюджет (ф. 0511015) (далее - Ведомость по форме 0511015) к забалансовому счету 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет", и данные операции отражаются как уточнение или возврат поступлений текущего финансового года. В результате этого данные Ведомости по форме 0511015 и Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140) не соответствуют реальным суммам невыясненных поступлений прошлых лет.
В целях недопущения указанных нарушений и поскольку коды ОКАТО, ИНН и КПП не являются объектом бюджетного учета, операции по уточнению ОКАТО и ИНН не следует оформлять бухгалтерскими записями.
Данными разъяснениями следует руководствоваться и при получении от администратора поступлений в бюджет Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809), которым он отказался от указанных ранее в Запросе на выяснение принадлежности платежа поступлений. Другими словами, в поле Уведомления "Изменить на" и в поле "Код по БК платежного документа" указывается код невыясненных поступлений. На данную операцию так называемого уточнения невыясненных поступлений, в целях незавышения оборотов, также не следует оформлять бухгалтерскую запись.
Данный порядок применяется и при уточнении невыясненных поступлений, зачисленных в бюджет в 2010 году.
Многографная карточка (ф. 0504054)
Письмом Федерального казначейства от 9 августа 2010 г. N 42-7.4-05/2.6-509 установлено, что Многографная карточка (ф. 0504054) (далее - Многографная карточка) по операциям со средствами, находящимися во временном распоряжении, формируется по счету 3 402 00 00 0 "Результат по кассовым операциям бюджета".
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, управлениям Федерального казначейства открываются счета на балансовом счете 40302 "Средства во временное распоряжение" для кассового обслуживания получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
В связи с этим по операциям со средствами, находящимися во временном распоряжении, в рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, необходимо формировать Многографную карточку.
Б.В. Салдусова,
заместитель начальника
Управления бюджетного учета
и отчетности Федерального казначейства
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коды бюджетной классификации: 11801010010000151, 11801030010000151, 20202112010000151, 202090ХХ010000151, 1110301001ХХ02120, 11103010015301120, 1110402001ХХ02120, 1110403001ХХ02120, 11690010000000140. При этом 11690010000000140 не отражается до особых указаний.
*(2) Коды бюджетной классификации: 0106050201ХХ02640, 0106070001ХХ02640, 0106080001ХХ02640, 0106ХХХХ015301640, 0106ХХХХ014900640.
*(3) Указывается соответствующий код бюджетной классификации в зависимости от вида поступлений и администратора доходов бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100