Ждем инспекторов Госавтодорнадзора
Если ваша организация имеет в распоряжении хотя бы один автомобиль, как минимум раз в три года вас будут навещать инспекторы территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (Госавтодорнадзора). Что нужно знать, ожидая проверяющих из этой организации, - в нашем сегодняшнем материале.
Госавтодорнадзор проводит следующие контрольные мероприятия:
- лицензирование перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);
- прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ;
- в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, государственный контроль за соблюдением юридическими лицами нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;
- контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ о порядке осуществления международных перевозок (транспортный контроль);
- контроль за выполнением предприятиями и организациями, их подразделениями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов*(1).
В отношении бюджетных организаций при осуществлении контроля Госавтодорнадзор руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Информацию о ежегодных плановых проверках можно найти на сайте Генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru) и сайтах территориальных управлений Госавтодорнадзора. Адреса территориальных органов можно найти на сайте Ространснадзора (www.rostransnadzor.ru).
Основанием для включения бюджетной организации в ежегодный план проведения плановых проверок согласно ч. 8 ст. 9 Закона является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
Предупредить за сутки
Также Госавтодорнадзор может провести внеплановую проверку организации по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона:
истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
- возникновения угрозы причинения вреда (а также непосредственного причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверок. Внеплановая выездная проверка осуществляется органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц. Однако, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. В этом случае инспекторы могут явиться в вашу организацию без уведомления. Во всех остальных случаях о проведении внеплановой выездной проверки юридические лица уведомляются не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.
Когда истекает срок предписания
При проведении проверки инспектор руководствуется ст. 15, 17 и 18 Закона, а также Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции согласно Постановлению Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
В силу п. 4 данного постановления государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет в числе прочих следующие полномочия:
- производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, беспрепятственно посещает служебные и производственные помещения;
- запрашивает у проверяемой организации необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
- осуществляет отбор и направление на экспертизу, испытания, анализ и оценку проб горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций;
- составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством РФ, рассматривает их и выносит по ним постановления;
- выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Государственный транспортный инспектор имеет форменную одежду, служебное удостоверение, номерной нагрудный знак (жетон) и личную номерную печать, образцы которых утверждаются Госавтодорнадзором.
По результатам проверки составляется акт. В случае выявления нарушений инспектор выдает предписание руководителю организации об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения. По истечении установленного срока в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 управление издает приказ о проведении внеплановой проверки по выполнению предписания. По результатам проверки вновь составляется акт проверки.
За невыполнение в установленный срок законного предписания составляется протокол по ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)" КоАП РФ. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Отменять решения (предписания, постановления) государственных транспортных инспекторов может лишь главный государственный транспортный инспектор.
Кто ответит за БДД?
При проведении проверок бюджетных организаций чаще всего выявляются следующие нарушения:
- отсутствует специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), прошедший обучение и аттестацию на соответствие занимаемой должности;
- не организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (в штате отсутствует медицинский работник, прошедший обучение на проведение медицинских осмотров водителей, или заключены договоры с организациями, не имеющими лицензии на осуществление медицинских осмотров водителей);
- не разработана должностная инструкция ответственного за обеспечение БДД;
- есть нарушения в оформлении путевой документации;
- не проводится ежегодное обучение с целью повышения квалификации водителей;
- отсутствует план мероприятий по БДД на год;
- к перевозке детей до 16 лет допускаются водители, не имеющие непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Пример 1
Специалисты управления провели плановую проверку в отношении муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V-вида г. Городца". Выявлены следующие нарушения:
- не закреплены обязанности и не возложена ответственность за обеспечение требований БДД на конкретных должностных лиц;
- не обеспечено прохождение специалистом аттестации на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением БДД, и квалификационной подготовки;
- не обеспечено прохождение периодического медицинского освидетельствования водителями (медицинские справки просрочены);
- не обеспечено проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- не обеспечены учет и анализ данных медицинских осмотров водителей;
- не обеспечено проведение ежегодного обучения водителей с целью повышения их профессионального мастерства;
- не соблюдается режим труда и отдыха водителей;
- не организован учет и анализ ДТП, нарушений ПДД водителями;
- не проведены инструктажи с водителями по БДД;
- не проведено техническое обслуживание транспортного средства;
- не обеспечено ведение путевой документации;
- не обеспечен ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.
Пример 2
В ходе проверки муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества" (Ворсма) выявлены следующие нарушения:
- не обеспечено прохождение специалистом аттестации на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением БДД, и квалификационной подготовки;
- не проведена стажировка водителя при приеме на работу;
- не обеспечено проведение ежегодного обучения по повышению профессионального мастерства водителей;
- не обеспечен учет и анализ данных медицинских осмотров водителей;
- не обеспечен контроль за качеством выполнения технического обслуживания и текущего ремонта автобуса;
- не обеспечено ведение путевой документации;
- не обеспечен ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки;
- автобус для перевозки детей не оборудован ремнями безопасности.
В вышеприведенных примерах нарушены положения следующих нормативных актов:
- Положение об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27;
- Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11;
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2;
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15;
- Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов";
- ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования".
Д.В. Сироткин,
специалист-эксперт отдела автотранспортного надзора
Приволжского УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
"Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"