Капитальный и текущий ремонт
Определить, к какому виду ремонта относятся планируемые строительные работы, непросто. Руководителю необходимо не только ориентироваться в этой проблеме, но и уметь различать виды ремонта, а также реально оценивать объемы требуемых работ. Иначе он рискует заплатить за ремонт втридорога.
Необходимость проведения реконструкций, капитальных и текущих ремонтов время от времени возникает в любых бюджетных учреждениях. На эти цели периодически выделяются бюджетные средства. Несмотря на то что они отражаются по единому коду бюджетной классификации 05509014709900001225, на каждый из видов ремонтно-строительных работ любой контролирующий орган требует сметную документацию с четким разделением видов ремонта или реконструкции. Трудности, возникающие у руководителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций с определением, к какому именно классу относятся те или иные работы, вполне понятны, поскольку источников информации очень мало и даже НК РФ не содержит понятия капитального и текущего ремонта.
Что есть что?
Определения различных видов ремонта и реконструкции в зданиях жилого и иного коммунального назначения даются в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденном Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение 58-88). В документе даны определения текущего и капительного ремонта здания, а также реконструкции.
Текущий ремонт здания - это комплекс ремонтно-строительных работ по поддержанию эксплуатационных показателей здания. Он предназначен для сохранения возможности эффективной эксплуатации здания или иного объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию) (приложение 1, п. 4.1 Положения 58-88). В состав текущего ремонта включаются все виды штукатурно-малярных работ, замена отдельных участков покрытия полов, а также смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.) (приложение 7 к Положению 58-88).
Капитальный ремонт здания - это ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей (приложение 1 к Положению 58-88).
Реконструкция - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг (приложение 1 к Положению 58-88).
Критерий - эксплуатационные показатели
При сопоставлении понятий капитального ремонта и реконструкции следует обратить внимание на два важных момента:
1) в обоих случаях - и при ремонте, и при реконструкции - могут изменяться эксплуатационные показатели здания. Разница только в масштабе улучшений. При капитальном ремонте производится замена конструктивных элементов и попутно могут быть улучшены их показатели. Это улучшение - побочный и необязательный эффект ремонта. При реконструкции улучшение эксплуатационных показателей - главная цель производимых затрат. Здесь основные характеристики здания должны улучшиться в любом случае;
2) перечни строительных работ, которые могут проводиться в рамках капитального ремонта и реконструкции, пересекаются. Одни и те же работы могут в одном случае быть частью ремонта, в другом - реконструкции. Каждый раз необходимо оценивать конкретный результат проведенных мероприятий: произошло ли улучшение основных эксплуатационных показателей здания (помещения).
В приложении 9 к Положению 58-88 приведен примерный перечень работ по капитальному ремонту в зданиях жилого и иного коммунального назначения. Он включает, в частности:
- подключение к современным коммуникационным системам;
- устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
- работы по утеплению и шумоизоляции зданий.
Капитальный ремонт предполагает устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 Положения 58-88). Таким образом, перепланировка, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, установка различных сигнализаций хотя и являются работами по модернизации здания, но могут быть проведены и в рамках капитального ремонта. В то же время подобные работы могут осуществляться и при реконструкции.
При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования, помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
- повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых (п. 5.3 Положения 58-88).
Сверяемся по трубам
Разницу между реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом наиболее ярко можно проиллюстрировать на примере ремонтных работ по замене стояков горячего и холодного водоснабжения и канализации (в строении высотой более одного этажа).
Если достаточно просто демонтировать металлические или чугунные трубы стояков и заменить их металлопластиковыми или полипропиленовыми без расширения отверстий в перекрытиях и значительных изменений в метраже труб, эти ремонтные работы относятся к текущему ремонту.
Если возникла необходимость увеличить количество стояков (возросло количество посетителей, вследствие чего необходимо создавать дополнительные санитарные узлы), то есть налицо улучшение эксплуатационных показателей, работы необходимо трактовать как реконструкцию.
Если демонтаж или монтаж системы горячего и холодного водоснабжения невозможен без полного или частичного разбора перекрытия, даже без улучшения эксплуатационных характеристик данные работы являются капитальным ремонтом.
Снижаем риск налоговых споров
Так как расходы на ремонт основных средств, а в особенности зданий и сооружений, содержат риск налоговых споров по квалификации проводимых работ, рекомендуется оформлять соответствующие расходы так, чтобы уменьшить возможные разночтения с налоговыми органами или специалистами из контрольно-ревизионного управления.
В этой связи можно рекомендовать воспользоваться Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, которое по сей день остается для строителей базовым документом. Данное положение касается ремонта производственных зданий, однако приведенный в нем перечень проводимых работ может быть использован и для иных зданий и помещений.
Все идет по плану?
Ремонт основных средств может быть плановым и внеплановым. Плановый ремонт обычно проводится в соответствии с графиком и сметой, которые утверждаются заранее (как правило, на год вперед).
Основанием для проведения внепланового ремонта является акт о выявленных дефектах объекта либо дефектная ведомость. В документе отмечается состояние объекта на определенную дату и указывается перечень дефектов, подлежащих устранению.
Исходя из этого при проведении внепланового ремонта можно рекомендовать подготовить следующие документы:
- приказ на осмотр производственных зданий и сооружений;
- приказ о создании комиссии, производящей осмотр;
- акт комиссии о проведенном осмотре с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения.
К сожалению, унифицированных форм документов в альбомах Госкомстата не содержится. Таковая имеется лишь для оформления дефектов оборудования, выявленных в процессе монтажа, наладки или испытания и в результате контроля, - унифицированная форма ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования" (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7). Организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму, но при этом не следует забывать о требованиях, предъявляемых к первичному учетному документу в бухгалтерском учете. Напомним, что перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, форма которого не предусмотрена в вышеупомянутых альбомах, установлен ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Приведенные выше документы утверждаются руководителем организации. После этого составляются график ремонтных работ и смета на их проведение.
По завершении ремонтных работ двусторонняя комиссия с участием заказчика и подрядчика подписывает акт выполненных работ. При этом, если основное средство находится на балансе организации, завершение ремонта оформляется актом по унифицированной форме ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (утверждена тем же постановлением Госкомстата).
Не обмануть и не обмануться
Подрядные организации очень не любят проводить текущие ремонты в учреждениях бюджетной сферы. Нормативные сметные коэффициенты при составлении смет в данном случае минимальны, поэтому заработать какую-либо существенную прибыль, да еще в условиях жесткой конкуренции (согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ все бюджетные контракты заключаются по результатам торгов), очень сложно. При оценке объекта и подготовке первичной технической документации практически все потенциальные подрядчики идут на хитрость, всячески подчеркивая невозможность проведения ремонта без изменения конструктивных элементов, например переноса стен, полной замены окон или дверей, установки дополнительных перегородок.
Казалось бы, при чем здесь подрядчики? Технические службы бюджетных учреждений в тандеме с контролирующими чиновниками должны подготавливать всю первичную техническую документацию (дефектную ведомость, акт осмотра зданий, сооружений, помещений, заключение об уровне износа и ряд других документов) самостоятельно и только потом выставлять лот на торги. В теории последовательность действий должна быть именно такой, но на практике все иначе.
Заинтересованные в бюджетных средствах строители на абсолютно безвозмездной основе помогают потенциальным заказчикам пройти "семь кругов ада" составления строительной документации и ее согласования со всеми контролирующими органами. К чему бы такой альтруизм, спросит читатель, разве у строителей нет других дел? Торги можно как выиграть, так и проиграть, зачем же готовить плацдарм конкуренту? Ответ очень прост! За всю суету с документацией подрядчик получает два маленьких бонуса - информацию о минимальной цене конкурентов и возможность конструировать смету по своему усмотрению. Проиграть информированный подрядчик может только в исключительных случаях, поэтому его "безвозмездная помощь" в девяноста случаях из ста завершается заключением государственного контракта.
С точки зрения автора, главная задача руководителей бюджетных учреждений состоит не в том, чтобы торги проходили в полном соответствии с вышеназванным федеральным законом (хотя это очень важно), а в том, чтобы строители на начальном этапе умышленно не изменили тип предстоящего ремонта. Разница в сметном нормировании между текущим и капитальным ремонтами достигает 50%, поэтому понимание отличий одного вида ремонта от другого и реальная оценка объемов работ - приоритетная задача любого руководителя бюджетного учреждения. Если подрядчик пытается подменить текущий ремонт капитальным, его надо сразу "отсекать". Конкуренция на строительном рынке очень высока, поэтому другие, более честные и "голодные до денег" строители возьмут за ту же работу гораздо дешевле.
Перед началом выполнения любого из рассмотренных вариантов возможного ремонта заказчик обязан подготовить и согласовать определенный перечень технической документации и уже по результатам ее оценки точно установить, к какому виду следует отнести планируемые работы. Перечень документов, подлежащих согласованию, приведен в таблице.
Наименование документа | Статус | Место представления |
Письма о согласовании документации | Обязательно | Все инстанции |
Сметная документация | Обязательно | Все инстанции |
Техническое задание (дефектная ведомость) | Обязательно | ГЦСД, МЗСР, или МК, или МО, МЭ |
Выкопировка из плана БТИ | Обязательно | ГЦСД, МЗСР, или МК, или МО, МЭ |
Проект | При необходимости | ЭК, АН, МТ, ГА |
Прайс-листы строительных материалов | Обязательно | ГЦСД |
Чертежи сборно-разборных конструкций | Обязательно | ГЦСД |
Электронные версии документов | Обязательно | ГЦСД |
- МЭ - Министерство экономики - МЗСР, МК, МО - Министерство здравоохранения и социальной политики, Министерство культуры, Министерство образования (документы представляются в зависимости от подчиненности бюджетного объекта) - ГЦСД - государственные центры проверки сметной документации - АН - архитектурный надзор (если реконструируется фасад) - ЭК - энергетические компании (если ремонтные работы предполагают замену силовых кабелей или установок) - ГА - городская или областная администрация (при ремонте социально значимых объектов) - МТ - поставщики медицинской техники и оборудования (согласовывается техническая возможность установки оборудования в реконструированных помещениях) |
Доскональное понимание всей сложности проблемы поможет руководителям и ответственным сотрудникам бюджетных организаций более точно определять, к какому именно виду следует отнести планируемые ремонтные работы.
Е.Я. Белоцерковский,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"