Комментарий к Федеральному закону от 04.10.2010 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Актуальные изменения
Федеральным законом от 04.10.2010 N 264-ФЗ внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Статья 2 "Термины и определения" Закона N 39-ФЗ дополнена новым термином - "контролирующее лицо", под которым понимается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Термин "контролирующее лицо" используется только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно внесенным поправкам в ч. 5 ст. 9 Закона N 39-ФЗ организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан уведомить о своем решении не только федеральный орган исполнительной власти по этому рынку о включении ценных бумаг в список (исключении из списка) бумаг, допущенных к торгам, но и их эмитента в срок, не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 39-ФЗ фондовая биржа действует в форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. Этот Закон ограничивает количество акций, которые могут принадлежать одному акционеру и его аффилированным лицам. Члену биржи в форме некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании биржи. Так, в результате внесенных изменений в п. 3 ст. 11 Закона N 39-ФЗ данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовых бирж, имеющих разрешение Банка России на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, а также совмещающих свою деятельность с деятельностью валютной биржи.
Согласно новой редакции абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг; при этом каждый этап процедуры эмиссии сопровождается раскрытием*(1) или предоставлением информации.
Нормами ст. 22 Закона N 39-ФЗ установлена обязанность эмитента при регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, предоставлять информацию и в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности.
Пункт 5 ст. 22 Закона N 39-ФЗ дополнен абзацем, согласно которому к подробной информации об эмитенте относятся сведения:
- об истории создания и о развитии эмитента;
- о его основной хозяйственной деятельности;
- о планах будущей деятельности;
- об участии эмитента в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях, а также его дочерних и зависимых хозяйственных обществах;
- о составе, структуре и стоимости основных средств эмитента, в т.ч. о планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также сведения обо всех фактах обременения основных средств эмитента;
- о подконтрольных эмитенту организациях, на каждую из которых приходится не менее 5% консолидированной стоимости активов или не менее 5% консолидированного дохода, определенных по данным последней сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента, а также об иных подконтрольных ему организациях, которые, по его мнению, оказывают существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения группы организаций, куда входят эмитент и подконтрольные ему лица (далее - подконтрольная эмитенту организация, имеющая для него существенное значение).
Согласно новой редакции абз. 4 п. 8 ст. 22 Закона N 39-ФЗ с приобретением 5%-ного пакета акций связывается возникновение обязанности по раскрытию информации. К сведениям об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных им сделках, в осуществлении которых имелась заинтересованность, относится информация о контролирующих их лицах, а в случае отсутствия таких лиц - об их участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20% уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20% обыкновенных акций.
Кроме того, ст. 22 Закона N 39-ФЗ дополнена п. 15. Согласно новой норме, если эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона N 39-ФЗ в новой редакции, в проспекте ценных бумаг в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, вместо информации, предусмотренной в ст. 30, может содержаться ссылка на такую информацию, раскрытую указанным эмитентом. Получается, данным пунктом установлены условия предоставления информации о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и порядок освобождения эмитентов с небольшим количеством акционеров и выпускаемых ценных бумаг от обязанности осуществлять раскрытие или предоставлять информацию о ценных бумагах.
Обновленные статьи
Согласно новой редакции п. 3 ст. 22.1 Закона N 39-ФЗ*(2) лица, подписавшие или утвердившие проспект ценных бумаг (проголосовавшие за его утверждение), несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной либо вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими.
Статья 23 Закона N 39-ФЗ изложена в новой редакции: эмитент в случае регистрации проспекта ценных бумаг обязан раскрыть информацию в соответствии со ст. 30 этого Закона. Если эмиссионные ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов, эмитент обязан предоставить информацию (сообщение) о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или о регистрации проспекта ценных бумаг с указанием порядка доступа к информации, содержащейся в указанном проспекте.
Частью 6 ст. 24 Закона N 39-ФЗ установлен запрет на размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ранее чем через две недели после даты раскрытия, а в случае размещения эмиссионных ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - ранее чем через три дня после даты раскрытия или предоставления сообщения о государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).
Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен быть не только подписан уполномоченным органом эмитента, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа, но и утвержден им. Данная норма указана в п. 6 ст. 25 "Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг".
Абзацем 2 п. 6 ст. 25 Закона N 39-ФЗ установлена солидарно субсидиарная ответственность на лиц, подписавших или утвердивших отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (проголосовавших за утверждение отчета (уведомления), за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг, вследствие содержащейся в указанном отчете (уведомлении) недостоверной, неполной либо вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими). При этом течение срока исковой давности для возмещения вышеназванных убытков начинается с даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случае представления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) - с даты раскрытия информации, содержащейся в таком уведомлении.
Статья 27.6 Закона N 39-ФЗ дополнена п. 5, согласно которому обращение эмиссионных ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах организатора торговли на соответствующем рынке допускается только при условии регистрации проспекта таких бумаг.
Статья 28 Закона N 39-ФЗ дополнена ч. 3. Согласно новой редакции держатель реестра владельцев ценных бумаг и депозитарий обязаны хранить документы, относящиеся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документы, связанные с учетом и переходом прав на ценные бумаги, не менее пяти лет с даты их поступления держателю реестра или депозитарию и (или) совершения операции с ценными бумагами, если такие документы являлись основанием для ее совершения. Перечень указанных документов, а также порядок их хранения определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг
В главе 7 Закона N 39-ФЗ*(3) ст. 30 установлен подробный перечень сведений, подлежащих раскрытию или предоставлению в форме сообщений о существенных фактах. Перечень состоит из 50 пунктов и касается предоставления информации на рынке ценных бумаг в форме:
- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
- сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента;
- сообщений о существенных фактах.
Глава 7 Закона N 39-ФЗ дополнена ст. 30.1 "Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах" и 30.2 "Информация о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов".
Так, согласно ст. 30.1 эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной в ст. 30 Закона N 39-ФЗ в старой редакции. Указанное решение принимается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента при одновременном соблюдении следующих условий:
- если решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением принято эмитентом в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах";
- если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких бумаг;
- если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;
- если число акционеров эмитента не превышает 500.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимает решение по заявлению эмитента в течение 30 дней с даты его получения, а также вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах. Основаниями для отказа в освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации являются:
- несоблюдение условий, установленных п. 1 ст. 30.1;
- обнаружение в представленных эмитентом документах ложных либо не соответствующих действительности (недостоверных) сведений;
- непредставление эмитентом всех необходимых документов, подтверждающих соблюдение условий, установленных п. 1 ст. 30.1;
- непредставление в течение 30 дней по запросу федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг документов, необходимых для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации.
Согласно ст. 30.2 Закона N 39-ФЗ в новой редакции информация о ценных бумагах, в т.ч. об инвестиционных паях паевых инвестиционных фондов, о производных финансовых инструментах, предназначенная для квалифицированных инвесторов, не может распространяться среди неограниченного круга лиц, включая использование рекламы, за исключением информации, подлежащей раскрытию. Статья 44 Закона N 39-ФЗ дополнена пп. 16 и 17. Согласно их положениям установлены требования к информационным технологиям, в т.ч. к форматам информации в электронном виде, применяемым при раскрытии или предоставлении сведений о ценных бумагах и производных финансовых инструментах. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе проводить аккредитацию информационных агентств, осуществляющих действия по раскрытию или предоставлению информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяет порядок и условия проведения такой аккредитации, порядок отзыва аккредитации, устанавливает права и обязанности аккредитованных информационных агентств, порядок обмена данными между аккредитованными информационными агентствами и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Ответственность за нарушение установленного порядка
Статья 51 Закона N 39-ФЗ дополнена п. 1.1, согласно которому эмитент несет ответственность за убытки, причиненные им инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие раскрытия или предоставления недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, в т.ч. содержащейся в проспекте ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг размещает на своем официальном сайте в интернете сведения о факте эмиссии, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии, в отношении эмитентов, осуществляющих эмиссию с нарушением требований законодательства РФ.
В случае выявления фактов осуществления деятельности на рынке ценных бумаг без лицензии контролирующий федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг.
В статье 51.2 Закона N 39-ФЗ в новой редакции квалифицированные инвесторы определены путем простого перечисления. Так, согласно внесенным изменениям в ст. 51.2 государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", а также юридическое лицо, возникшее в результате ее реорганизации, является одним из квалифицированных инвесторов. Внесенные поправки в Закон N 39-ФЗ вступают в силу по истечении 180 дней после их официального опубликования, за исключением нормы, устанавливающей порядок освобождения от обязанности раскрытия и предоставления информации о ценных бумагах, которая вступает в силу с 1 января 2011 года.
М.И. Отмахова,
юрист ООО "ИнтерАудит"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг утвержден приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
*(2) Наименование статьи изменено.
*(3) Наименование главы изменено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1