Комментарий к приказу ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
Оцениваем риски
Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ обновлены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
В настоящее время Федеральной налоговой службой разработаны 12 критериев, с помощью которых налоговые органы определяют "кандидатов" на выездные проверки, а налогоплательщики могут самостоятельно оценивать свои риски и уточнять налоговые обязательства. С помощью этих критериев руководитель любой организации сможет взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектора, проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля и понять, ждать ли ему проверку. Однако необходимо иметь в виду: соответствие налогоплательщика данным критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства, и в процессе выездной налоговой проверки ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Соответствие данным критериям свидетельствует лишь о попадании в зону риска и вероятности включения в план таких проверок. Решение же о том, достоверно или нет отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято налоговым инспектором только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков должны обновляться налоговиками ежегодно (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Актуализация критериев вызвана необходимостью приведения положений концепции системы планирования выездных налоговых проверок в соответствие с современными среднеотраслевыми показателями.
До принятия комментируемого документа налоговые органы вопреки установленным правилам ориентировались на показатели 2006 и 2007 годов, приведенные в критериях самостоятельной оценки рисков (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ в ред. от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@), т.е. докризисные данные, "вписаться" в которые (особенно по рентабельности) организациям довольно-таки сложно. Согласно внесенным изменениям вероятность попадания в зону риска для многих компаний снизится, поскольку новые показатели во многих отраслях гораздо ниже прежних (см. табл. 1).
Так, средняя рентабельность продаж в 2009 году - 11,5%, активов - 5,7%. По сравнению с 2008 годом эти показатели снизились на 2,5 и 0,3 пунктов соответственно. Обновленные цифры совпадают с данными Росстата, хотя в оценках 2008 года ФНС России и Росстат разошлись. Больше всего рентабельность упала в химической промышленности: по продажам - с 32,8% в 2008 году до 10,9% в 2009 году, по активам - с 22,3 до 5,2%, а выросла по продажам - в рыболовстве с 8,8% в 2008 году до 21,4% в 2009 году.
Таблица 1
Новые показатели рентабельности
Индикаторы для ФНС России, % | ||||||
вид деятельности | налоговая нагрузка | рентабельность продаж | рентабельность активов | |||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | |
Всего по 15 отраслям, в т.ч. | 13,5 | 12,4 | 14,0 | 11,5 | 6,0 | 5,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 8,0 | 7,4 | 10,8 | 8,4 | 5,1 | 3,1 |
Рыболовство, рыбоводство | 13,7 | 12,6 | 8,8 | 21,4 | 2,7 | 14,5 |
Добыча полезных ископаемых, в т.ч.: | 46,0 | 30,8 | 27,6 | 29,7 | 12,9 | 10,6 |
- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 50,5 | 33,2 | 24,7 | 29,2 | 12,9 | 11,3 |
- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 16,5 | 13,1 | 49,6 | 32,9 | 13,0 | 6,8 |
Обрабатывающие производства, в т.ч.: | 9,6 | 9,3 | 17,7 | 12,5 | 11,1 | 5,6 |
- химическое производство | 8,5 | 5.5 | 32,8 | 10,9 | 22,3 | 5,2 |
- металлургия и готовые изделия | 7,4 | 2,6 | 25,9 | 14,4 | 16,5 | 6,5 |
- производство транспортных средств и оборудования | 7,3 | 9,0 | 4,4 | 1,2 | - | - |
Строительство | 14,5 | 16,2 | 6,9 | 6,7 | 3,8 | 2,9 |
Торговля, в т.ч.: | 3,0 | 3,0 | 11,7 | 8,3 | 4,1 | 7,8 |
- оптовая торговля | 2,2 | 2,2 | 15,1 | 10,3 | 3,8 | 8,4 |
- розничная торговля | 5,5 | 5,4 | 4,0 | 3,6 | 4,7 | 4,7 |
Гостиницы и рестораны | 19,4 | 18,0 | 10,7 | 9,0 | 8,9 | 4,8 |
Транспорт и связь | 13,3 | 13,0 | 13,7 | 14,1 | 5,2 | 4,0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 30,0 | 23,7 | 12,3 | 10,4 | 3,7 | 3,9 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 37,9 | 37,3 | 15,4 | - | 9,4 | 4,0 |
Минимальная рентабельность продаж была в 2009 году у производителей транспортных средств и оборудования - 1,2% (4,4% в 2008 году), максимальная - в сфере добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических: 32,9% (49,6% в 2008 году).
Самая высокая налоговая нагрузка в 2009 году - у компаний, осуществляющих деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, - 40,8% (27,4% в 2008 году) и компаний, добывающих топливно-энергетические полезные ископаемые, - 33,2% (50,5% в 2008 году), наименьшая - в оптовой торговле: сохранилась на уровне 2,2%.
Обновленные критерии
Что же изменилось с принятием приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@?
Во-первых, к цифровым показателям критериев налоговой нагрузки, а также рентабельности продаж и активов 2006 и 2007 годов добавлены данные для 2008 и 2009 годов.
Во-вторых, цифровые показатели критерия налоговой нагрузки детализированы в разрезе отдельных видов деятельности.
В-третьих, детализированы показатели налоговой нагрузки (в процентах) по отдельным видам экономической деятельности (внутри соответствующего ВЭД) для 2006, 2007, 2008 и 2009 годов.
Например, цифровой показатель налоговой нагрузки по такому виду деятельности, как "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", раньше не имел детализации внутри этого ВЭД (в отличие от детализации показателей рентабельности). Теперь он детализирован и включает в т.ч. следующую расшифровку:
- торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;
- оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;
- розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;
- ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
Цифровой показатель налоговой нагрузки по такому виду деятельности, как "Транспорт и связь - всего", раньше включал в т.ч. только "деятельность железнодорожного транспорта" и "связь". Теперь в него входят и следующие виды деятельности:
- транспортирование по трубопроводам;
- деятельность водного транспорта;
- деятельность воздушного транспорта.
При этом цифровые показатели рентабельности продаж и рентабельности активов как в прежней, так и в новой редакции комментируемого документа включают только "Транспорт и связь" и "Из них связь", т.е. не содержат более подробную детализацию как показатель налоговой нагрузки.
Критерии N 1 "Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня" и N 11 "Уровень рентабельности намного ниже среднеотраслевого"
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным налоговых деклараций и суммы выручки за отчетный период (как правило, календарный год).
Если у компании нагрузка ниже ее среднеотраслевого уровня в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности), она может быть включена в план выездных проверок.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли (убытка) от продаж (стр. 050 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках") к себестоимости проданных товаров (работ, услуг) (стр. 020 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках"). В свою очередь, рентабельность активов - это отношение бухгалтерской прибыли (прибыли (убытка) до налогообложения, стр. 140 формы N 2) к стоимости всех активов (стр. 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс"). Полученные результаты сравниваются со среднеотраслевыми показателями рентабельности. В случае отклонения (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя по аналогичному виду деятельности налогоплательщик попадает в группу риска.
Как показывает практика, налоговые органы принимают решения о проведении проверок, если рентабельность или нагрузка меньше среднеотраслевой более чем на 10%. Оценить риски проведения налоговой проверки можно по специальным таблицам - "Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах" и "Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах", которые теперь изложены в новой редакции. В обе таблицы к значениям для 2006 и 2007 годов добавлены показатели оценки рисков для 2008 и 2009 годов.
Измененные данные могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередного обновления.
Нетронутыми остались девять критериев, связанные с другими финансово-экономическими показателями бизнеса (например, низкие зарплаты), а также описывающие типовые схемы уклонения от налогов.
Критерий N 2 "Регулярные убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности"
Критерий N 2 дополнен новой антикризисной нормой, позволяющей налоговому органу при получении компанией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год не учитывать данный календарный год в числе двух лет, когда деятельность осуществлялась с убытком. Но это при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа есть соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.
Рассмотрим это нововведение с помощью табл. 2.
Таблица 2
Изменения критерия N 2
Старая редакция | Новая редакция |
Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет | Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет. При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в течение двух лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком |
Критерий N 6 "Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы"
Необходимость корректировки критерия N 6 связана с установлением нового предельного ограничения размера доходов для работы на упрощенной системе налогообложения. В 2010 году этот размер составляет 60 млн. руб. (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Поэтому предельное значение показателя, неоднократное приближение к которому по итогам отчетного (налогового) периода может привести к налоговой проверке компаний, применяющих УСН, теперь ограничено 60 млн. руб. (вместо прежнего ограничения в 24,8 млн. руб., действовавшего в 2007 году на момент подготовки приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Е.В. Орлова,
директор департамента внутреннего аудита ООО "Комо"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1