Нарушения при оказании услуг общественного питания
Одним из основных нормативных актов, которым руководствуются предприятия общественного питания, являются Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036. Несмотря на то что правила действуют давно, некоторые положения их нарушаются. Об этом свидетельствуют примеры из арбитражной практики. За что заведения общепита привлекаются к административной ответственности, читайте в настоящей статье.
Заметим, что Правила оказания услуг общественного питания разработаны в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации данных прав. При этом нужно учитывать, что в силу п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7 они применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и Закону N 2300-1.
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под исполнителем - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору (п. 2 Правил оказания услуг общественного питания). Итак, рассмотрим, за нарушение каких положений нормативных актов предприятия общепита привлекаются к административной ответственности.
Отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (см., например, Постановление ФАС ЦО от 21.07.2009 N А35-1426/09-С9). Согласно п. 11 Правил оказания услуг общественного питания, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, он обязан предоставить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Аналогичное требование содержит п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров*(1), п. 1 ст. 16, абз. 24 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Нарушитель данной нормы привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Отсутствие ценника на алкогольной продукции. Если предприятие общепита привлекается к ответственности по данному основанию, у него есть большие шансы отстоять свою правоту, но только при условии, что необходимую информацию потребители могли получить другим способом. Полагаем, что выводы, озвученные в Постановлении ФАС ЗСО от 21.04.2009 N Ф04-2277/2009(4807-А03-3), в этом помогут. В данном деле предприятию был назначен штраф в размере 30 000 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за отсутствие ценника на водке, в связи с чем, по мнению инспекции, был нарушен п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
Судьи трех инстанций признали данное решение неправомерным. По мнению арбитров, п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, согласно которому продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника, предприятием общепита применяться не должен. Оно должно руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, а Правила продажи отдельных видов товаров применяются в части, не урегулированной Правилами оказания услуг общественного питания*(2). Согласно п. 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. К такой информации относятся в том числе и цены в рублях, и условия оплаты услуг. Информация о продукции и об услугах может быть доведена посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. В приведенном примере предприятие предоставило необходимую информацию посредством прейскуранта, в котором указаны выявленные при проверке на витрине без ценников виды алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 50, 100, 150 и 200 г. Исходя из этого, суд решил, что в действиях предприятия нет состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
К аналогичным выводам пришли арбитры в Постановлении ФАС ВСО от 16.04.2009 N А19-15966/08-28-Ф02-1496/09. Однако если предприятие общепита реализует алкогольную продукцию без ценников, а информация о ней отсутствует и в прейскуранте, избежать ответственности не получится (Постановление ФАС УО от 04.03.2009 N Ф09-867/09-С1). Также нужно быть готовым к наказанию в ситуации, когда отсутствует ценник, а представленное при проверке меню (прейскурант) не соответствует требованиям п. 141 Правил продажи отдельных видов товаров, в силу которого в организациях общепита в прейскурантах указываются наименование алкогольной продукции, ее объем в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л (Постановление ФАС ПО от 25.06.2009 N А65-25324/2008*(3)).
Отсутствие информации о пищевой ценности блюд (см. Постановление ФАС ВВО от 02.11.2009 N А79-7473/2009). Избежать штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в данном случае помогло лишь то, что контролирующий орган нарушил порядок привлечения предприятия к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение. Напомним, в силу п. 12 Правил оказания услуг общественного питания сведения о пищевой ценности продукции общественного питания включают в себя: калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания). Также указываются сведения о составе продукции (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО).
Покупка сигарет с обязательной покупкой зажигалки (Постановление ФАС ВВО от 11.10.2010 N А29-1421/2010). В данном случае предприятие общепита нарушило п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров, п. 2 ст. 16 Закона N 2300-1: приобретение предлагаемых к продаже сигарет обуславливалось обязательным приобретением другого товара - зажигалки. Согласно названным нормам запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В такой ситуации нарушитель привлекается к ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ. Избежать наказания и в этом деле помогло лишь то, что административный орган нарушил процедуру привлечения к административной ответственности: общество получило уведомление о проведении проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 Федерального закона N 294-ФЗ*(4)).
Отсутствие возможности проверки объема (массы) продукции общепита (Постановление ФАС УО от 30.11.2009 N Ф09-9388/09-С1*(5)). Такую возможность исполнитель должен предоставить потребителю в соответствии с п. 21 Правил оказания услуг общественного питания. С целью обеспечения данного права согласно п. 7, 32 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Соответствующее измерительное оборудование должно быть установлено в доступном для потребителя месте. За нарушение данной нормы (соответствующее измерительное оборудование отсутствовало) предприятие привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
* * *
Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные нарушения, за которые предприятия общественного питания привлекаются к административной ответственности. Надеемся, что приведенные примеры арбитражной практики помогут исключить судебные разбирательства по данным обстоятельствам.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(2) В соответствии с п. 9 Правил оказания услуг общественного питания.
*(3) Определением ВАС РФ от 09.09.2009 N ВАС-11672/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(4) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(5) Определением ВАС РФ от 09.02.2010 N ВАС-1285/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"