Администрирование страховых взносов: итоги-2010
Вот и закончился 2010 год - первый год, когда при исчислении зарплатных платежей организации и индивидуальные предприниматели руководствовались нормами Федерального закона N 212-ФЗ*(1). Соответственно, это был и первый год, когда данные платежи администрировали ПФР и ФСС, а разъяснения плательщикам давало Минздравсоцразвития. Поскольку споры в судах и анализ сложившейся арбитражной практики - дело недалекого будущего, в минувшем году плательщикам взносов приходилось довольствоваться разъяснениями уполномоченных ведомств. Вспомним все, о чем нам говорили чиновники, и проанализируем, как это соотносится с нормами законодательства.
ПФР и ФСС - органы контроля за уплатой страховых взносов
Одним из значительных новшеств Федерального закона N 212-ФЗ стала смена администратора взносов. Если раньше администратором взносов на ОПС и ЕСН была ФНС, то с 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ). Ни плательщики взносов, ни сами налоговые органы до сих пор не могут свыкнуться с этим фактом, что и вызывает вопросы у обеих сторон, на которые терпеливо отвечают специалисты соответствующих ведомств.
Малые предприятия, применяющие упрощенную систему, до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ кроме налоговой декларации ежеквартально представляли в налоговые органы расчеты по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование и годовую декларацию на обязательное пенсионное страхование. Обязаны ли они сдавать в налоговые органы в 2010 году расчеты по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование?
Как разъяснили столичные налоговики в Письме от 08.06.2010 N 16-15/055021@, согласно ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязаны представить не позднее 30 марта 2010 года в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, которая утверждена Минфином.
Таким образом, декларации и расчеты по авансовым платежам по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное страхование начиная с 2010 года в налоговые органы не представляются.
Каковы полномочия ФНС в отношении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды? Каким образом ФНС должна контролировать правильность уменьшения исчисленной суммы ЕНВД и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, на сумму страховых взносов?
В соответствии с федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ и N 213-ФЗ функция по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды исключена из компетенции налоговых органов. Об этом упоминают специалисты ведомства в Письме от 13.07.2010 N ШС-37-3/6575@.
Далее следуют разъяснения относительно поставленных вопросов.
Пунктом 3 ст. 346.21 НК РФ и п. 2 ст. 346.32 НК РФ предусмотрено уменьшение исчисленной суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы).
В соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ при оплате индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения на основе патента, оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов.
С учетом того, что в 2010 году изменился порядок представления отчетности по страховым взносам (отчетность представляется в территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС) и их уплаты (плательщики исчисляют и уплачивают страховые взносы отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд), в целях предотвращения возможности незаконного истребования налоговыми органами дополнительных документов, подтверждающих уплату налогоплательщиками страховых взносов, например копий платежных поручений на уплату страховых взносов, при приемке налоговых деклараций налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков представления документов, не предусмотренных НК РФ (п. 3 ст. 80 НК РФ), и тем более отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Контролировать правомерность уменьшения налогоплательщиками суммы налога (авансового платежа по налогу), исчисленного за налоговый (отчетный) период, а также стоимости патента на суммы уплаченных (в пределах исчисленных) страховых взносов налоговые органы могут через механизм камеральной или выездной налоговой проверки в общем порядке, установленном ст. 88 и 89 НК РФ.
Налоговики отмечают, что ФНС проводит совместную работу с ПФР по подготовке новой редакции соглашения по информационному взаимодействию между МНС и ПФР. Проект данной редакции предусматривает передачу органами ПФР информации о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование территориальным налоговым органам на постоянной основе. Также ведется подготовка соглашения по информационному взаимодействию между ФНС и ФСС.
К сведению. Федеральным законом N 272-ФЗ*(2) в Федеральный закон N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым в целях контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов предоставляют последним информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, участвуют вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов выездных проверках.
Новый закон - новые обязанности
Права и обязанности плательщиков страховых взносов приведены в ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ.
Обязана ли организация сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов о создании или закрытии обособленных подразделений, по месту нахождения которых на срок более одного месяца оборудованы стационарные рабочие места?
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ организации обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения о создании или закрытии обособленных подразделений в течение одного месяца со дня создания или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение).
При этом согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
На основании данных норм исполнение организацией обязанности по сообщению о создании или закрытии обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Таким образом, учитывая в совокупности вышеприведенные нормы п. 2 ч. 3 ст. 28 и п. 4 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ, организация обязана письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения о создании или закрытии любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого на срок более одного месяца оборудованы стационарные рабочие места.
Так видят данную ситуацию специалисты Минздравсоцразвития, и такая позиция ведомства отражена в Письме от 09.09.2010 N 2891-19.
Ответственность за нарушение Федерального закона N 212-ФЗ
Нарушениям законодательства о страховых взносах посвящена гл. 6 Федерального закона N 212-ФЗ. Статьей 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Каков порядок расчета размера штрафа за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам?
В статье 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность плательщика страховых взносов за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в виде штрафа, определяемого за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его подачи.
Аналогичная норма содержится в ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Таким образом, по мнению специалистов ФСС, представленному в Письме от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910, расчет размера штрафа за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам должен осуществляться исходя из суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате страхователем на основании данного расчета без учета произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и перечислений.
Что касается штрафа, предусмотренного Федеральным законом N 125-ФЗ, то в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(3) страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, за исключением выплат, установленных Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд*(4), а также в соответствующих случаях страховые взносы начисляются на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. При этом выплата застрахованным лицам обеспечения по страхованию производится страхователем в счет начисленных страховых взносов.
С учетом изложенного подлежит уплате на основе отчетности сумма начисленных страховых взносов. При этом сумма расходов страхователя на выплату застрахованным лицам обеспечения по страхованию с учетом зачетного принципа уменьшает сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда, и не может учитываться при расчете размера штрафа, установленного абз. 6 и 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ.
Отчетность в исполнительные органы Фонда представляется ежеквартально нарастающим итогом.
В связи с тем, что взыскание штрафа осуществляется от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, полагаем, что при расчете штрафа должны учитываться только суммы страховых взносов за последний квартал отчетного периода. Так, например, при представлении отчетности за год размер штрафных санкций следует исчислять от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе этой отчетности за IV квартал.
Тариф страховых взносов: перспективы ближайшего будущего
Федеральными законами N 212-ФЗ и N 213-ФЗ предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
Прежде всего до 1 января 2011 года размеры тарифов страховых взносов не будут превышать действующую в 2009 году ставку единого социального налога, изменится лишь шкала для начисления взносов.
Кроме того, федеральными законами сохранены действующий в настоящее время механизм учета обязательных страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из суммы единого налога, подлежащей уплате по специальным налоговым режимам.
Давая разъяснения относительно обращений плательщиков взносов по вопросу рассмотрения возможности снижения тарифа страховых взносов, специалисты Минэкономразвития в Письме от 02.07.2010 N Д05-2128 указывают: снижение для отдельных категорий плательщиков страховых тарифов относительно установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" без одновременного изменения объема финансируемых обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и осложнит выполнение обязательств перед застрахованными лицами.
Также чиновники, ссылаясь на Основные направления налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренные на заседании Правительства РФ 20.05.2010, указывают, что предусмотрены положения по установлению с 1 января 2011 года переходного периода с пониженными ставками страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, а также организаций средств массовой информации. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в указанных сферах, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
На основании изложенного вопрос о распространении переходного периода с пониженными страховыми взносами на дополнительные категории плательщиков взносов, для которых в настоящее время такой период не предусмотрен, должен решаться исходя из возможностей финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
30.11.2010 в Послании Федеральному собранию Президент РФ обозначил приоритетные направления в проводимой им политике развития России. Одним из таких моментов был вопрос размера тарифа страховых взносов. Как указано в послании, для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, решено установить двухлетний переходный период со ставкой страховых взносов на уровне 26%.
В это же время министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила, что Минэкономразвития совместно с Минздравсоцразвития разрабатывает законопроект, который предоставляет льготы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды всем предприятиям малого бизнеса кроме работающих в сферах торговли, финансовых услуг и операций с недвижимостью.
Глава Минэкономразвития пояснила, что позиция министерств заключается в том, что под эту льготу не подпадают только предприятия, которые работают в торговой сфере, сфере предоставления финансовых услуг и операций с недвижимостью. Все остальные должны подпадать.
Ю.А. Мельникова,
редактор журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184.
*(4) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.06.1999 N 765.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"