Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-10/478 "Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"
Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков - это свод услуг (функций) налоговых чиновников, которые они оказывают при непосредственном обращении юридических и физических лиц по различным вопросам, связанным с налоговым законодательством. Существующий до этого аналогичный документ (утв. приказом ФНС России от 14.08.2008 N ММ-3-4/362) отменяется и начинает действовать опубликованный стандарт. Такому изменению способствовало принятие в последние два года некоторых нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование налогового администрирования, а также перераспределение некоторых функций между государственными органами.
Электронным технологиям - зеленый свет!
Ярким проявлением изменений в правилах работы налоговых органов с налогоплательщиками явилось закрепление в Едином стандарте электронных государственных услуг, внедряемых в рамках так называемого электронного правительства. Теперь услуга 01.01.007 "Предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП" будет осуществляться юридическим и физическим лицам строго через портал ФНС России в интернете с использованием Web-технологии. Это продиктовано приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148, утвердившим Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в реестрах. В настоящее время на электронных носителях или в режиме электронной почты сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляются лишь органам государственной власти разного уровня и Банку России.
На сайте ФНС России размещаются еженедельно обновляемые сведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Разумеется без информации, доступ к которым ограничен законом. Лицо, обратившееся с заявкой на получение сведений из реестра, получает к ним доступ посредством предоставленных ему атрибутов доступа - имени пользователя (логина), цифрового сертификата для установления защищенного соединения с соответствующим разделом сайта ФНС России, пароля.
Напомним, что доступ к открытым сведениям предоставляется не позднее пяти рабочих дней с даты получения заявки. Это актуально для однократного предоставления сведений из реестров. У организаций и физических лиц есть возможность абонентского обслуживания по конкретной заявке в течение года. В этом случае доступ предоставляется неограниченное количество раз в течение такого обслуживания. Разумеется, никто не отменил право налогоплательщика запрашивать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в бумажном виде - новшества распространяются на получение данных в электронной форме.
Сроки регистрации остались прежними
При анализе нового стандарта видно, что срок исполнения функции 01.01.002 по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличен на один день - с пяти рабочих дней до шести. Фактически же ничего не изменилось.
Федеральным законом, регламентирующим порядок госрегистрации юридических лиц и предпринимателей, установлен срок регистрации не более, чем пять рабочих дней со дня представления документов (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Кроме того, регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (или направляет по почте) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Таким документом служит Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). В настоящее время при первичной регистрации свидетельство выдается по форме Р51001 и Р61001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
В новом стандарте услугу с кодом 01.01.005 как отдельное действие налогового инспектора по выдаче выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП при госрегистрации лиц отменили. Эта функция теперь прописана в услуге 01.01.002. И соединение ее с самой функцией регистрации привело к увеличению срока исполнения функции 01.01.002 по регистрации лиц в государственных реестрах с пяти до шести рабочих дней.
Убрали за ненадобностью
Что на сегодня неактуально, надо ликвидировать. Именно так поступили в новой версии стандарта, когда из него убрали такие виды функций (услуг) налоговых органов, как направление предпринимателям уведомлений и платежных документов на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу (услуги 03.01.014, 01.03.015, 03.01.016).
Не стало в стандарте и функций по рассмотрению заявлений, выдаче лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаче федеральных марок на алкогольную продукцию (услуги 05.01.003, 05.01.005, 05.01.007). Исчезли также функции по приему деклараций об объемах производства и оборота такой алкогольной продукции (услуга 02.01.004). Теперь эти услуги предоставляются в территориальных органах Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка согласно нормам, содержащимся в постановлении Правительства РФ от 24.02.2009 N 154, а также в постановлениях от 31.12.2005 N 858, от 21.12.2005 N 785 в действующих редакциях.
Поправили, дополнили
Существенному изменению подверглась формулировка услуги 01.01.013 в отношении постановки и снятия с налогового учета российских организаций и индивидуальных предпринимателей по иным основаниям. К таким дополнительным основаниям для осуществления действий по налоговому учету относятся:
- открытие любого обособленного подразделения организации;
- установка игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы;
- заключение соглашения о разделе продукции;
- получение в пользование участка недр, приобретение недвижимого имущества, транспортных средств;
- осуществление (прекращение) деятельности, подпадающей под ЕНВД;
- прекращение деятельности российской организации через филиал, представительство, иное обособленное подразделение;
- получение предпринимателем патента, дающего право применять упрощенный режим налогообложения на основе патента;
- истечение срока действия указанного выше патента;
- изменение места нахождения организации (обособленного подразделения), места жительства ИП.
Обратите внимание: в данной функции налоговых органов закреплены новые сроки снятия с налогового учета структурных подразделений организации, изменены формы выходных документов. Такие поправки связаны с введением приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н, утвердившего порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента и пр.
Сразу отметим, что в новом стандарте появилась такая услуга как регистрация и скрепление книги учета доходов ИП, применяющего УСН на основе патента (код 02.01.020).
Сроки также изменены и в другой госуслуге (код 01.01.015), которая регламентирует постановку и снятие с налогового учета иностранных организаций. Ранее срок трактовался как "14 дней", теперь "10 рабочих дней".
В отношении иностранных организаций действия налоговых органов расписаны более подробно, в составе этой же услуги отдельно описана функция для иностранной некоммерческой неправительственной организации.
В части рассмотрения заявлений и выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином или с денатурированным этиловым спиртом, услуги разделили. Для прямогонного бензина предусмотрена услуга 01.01.018, ее оказывают как юридическим так и физическим лицам. Для денатурированного спирта - 01.01.019, предоставляется только организациям.
Новое - хорошо забытое старое
Внесены в новый стандарт и совершенно новые услуги, ранее не прописанные в регламенте. Это передача регистрационного дела (данные ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и учетного дела налогоплательщика из одного налогового органа в другой, если организация или ИП меняют свое место нахождения (жительства). Услуги числятся с кодами 01.03.001 и 01.03.002.
Однако новой такую госуслугу не назовешь. Налогоплательщики меняли место нахождения и раньше. Поэтому регистрационные и учетные дела передавались между инспекциями независимо оттого, закреплены они были в Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков или нет.
В заключение добавим, что в новый стандарт внесена самостоятельная услуга по рассмотрению уведомлений и внесению в Государственный реестр всероссийских лотерей информации о стимулирующих лотереях (код услуги 05.01.013).
А также добавлена функция по выдаче лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (код услуги 05.01.014). В соответствии с нормами о лицензировании отдельных видов деятельности такая деятельность может осуществляться только при получении лицензии (подп. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ). При этом, лицензирование осуществляется Федеральной налоговой службой (п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451).
И.М. Акиньшина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.