Новый этап "утечки" денежных средств в иностранной валюте за рубеж
Раскрываются особенности вывода денежных средств за рубеж, организуемого в обход действующего законодательства, и предлагаются меры по повышению действенности валютного контроля.
Приоритетным направлением экономической политики любого государства является формирование его валютных резервов, а для России в сложившейся экономической ситуации эта проблема становится жизненно важной, от ее решения зависит экономическая и политическая стабильность государства.
Одной из особенностей ведения бизнеса в России эксперты считают не только наличие множества возможностей для быстрого накопления капитала, но и высокий риск его потерять, оказавшись в поле зрения фискальных органов, криминалитета или в результате политических катаклизмов. Этим объясняется стремление "укрыть" деньги в стабильных и лояльных юрисдикциях. До кризиса 1998 года из России капитал вывозили в буквальном смысле слова всеми способами: от банковских переводов до чемоданов с наличной валютой. После введения жестких мер валютного контроля в 1998-1999 гг. вывозить капитал стало сложнее, о чем свидетельствовало резкое падение (до 50%) расчетного показателя утечки капитала*(1). И теперь утечка капитала осуществляется не в нарушение, а в обход действующего законодательства, что является не физическим вывозом, а скорее выводом денежных средств за рубеж.
Известны основные схемы нелегального вывода денежных средств в иностранной валюте за рубеж: непоступление в установленные законодательством сроки экспортной валютной выручки; непоступление товаров и услуг в счет погашения импортных авансов. Причем, подобные сделки могут быть заведомо неправдоподобными. Работники Банка России приводят абсурдный, но имевший место в конце 1998 г., пример о реально оформленном импортном контракте на закупку песка на Багамских островах. Все вышесказанное указывает на незаконное перемещение ранее накопленных капиталов, что может иметь негативные последствия для экономики в будущем.
В подтверждение реальности угроз в Интернет ресурсах приводятся множество статистических данных. Так, за 2008 г. из России "утекло" порядка 130 млрд. долл., из них примерно 50 млрд. долл. - после начала кризиса. По данным журнала "Росбанк" в 2009 г. банки побили рекорд по вывозу наличной иностранной валюты из нашей страны. Аналитики отмечают, что данный показатель в мае составил порядка 2,9 млрд. долл., что максимально за период с 1996 г.
В какой-то мере это подтверждается, имеющейся у компетентных правоохранительных органов информации, данными об организованном оттоке денежных средств в иностранной валюте за рубеж, только небольшая доля которых может быть возвращена в страну для обеспечения потребностей их владельцев.
На сегодняшний день эксперты из числа банковских структур, фискальных и контролирующих органов выделяют следующие основные приемы и способы незаконного вывода денежных средств за рубеж:
I. Уклонение от исполнения обязанности по предоставлению резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, необходимых для осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций*(2). Способ реализуется путем подачи заявления в уполномоченный банк о закрытии паспорта сделки (ПС) в связи с переводом контракта в другой банк*(3) сразу же после перечисления нерезидентами денежных средств. При этом товары на таможенную территорию РФ не ввозятся, ПС в другом банке не оформляется.
Разновидностью данного способа является вариант, когда резидент осуществляет платежи по предоплате в размерах, соответствующих необходимым и достаточным условиям для исполнения нерезидентом встречных обязательства, но, не дожидаясь их исполнения, закрывает ПС, что делает невозможным возврат денежных средств в иностранной валюте.
Приведем пример. Предприниматель, будучи единственным учредителем и генеральным директором в одном лице ЗАО "Омскэнергосетьпроект" (г. Омск), заключил контракт с фирмой Carneshill Investment Ltd. (Белиз) на поставку в адрес ЗАО "Омскэнергосетьпроект" оборудования для фанерного завода. Для исполнения условий данного контракта предпринимателем 2 августа 2007 г. в филиале "Витас Банк" г. Омск ООО "Витас банк" был оформлен паспорт сделки. По нему он осуществил переводы денежных средств в иностранной валюте на общую сумму 350 250 долл. После чего, контракт был им переведен на обслуживание в Омское отделение Сберегательного банка РФ и произведен банковский перевод денежных средств последовательно 24-мя платежами на общую сумму 8 080 040 долл. США, что превышает 75% от общей суммы и в соответствии с контрактом является необходимым и достаточным условием для исполнения обязательства компании нерезидента. Однако, оборудование в сроки, предусмотренные контрактом на таможенную территорию Российской Федерации не ввезено. Таким образом, предприниматель умышленно, осознавая, что это сделает невозможным возврат денежных средств в иностранной валюте в случае неисполнения условий контракта на счет резидента в последующем, 18 февраля 2008 г. закрыл паспорт сделки в Омском отделении Сбербанка РФ и в других уполномоченных банках паспорт сделки по контракту не открыл, что сделало невозможным возврат денежных средств в иностранной валюте и в установленный срок.
II. Путем предоставления резидентами уполномоченным банкам поддельных подтверждающих документов и информации, дающих право на перевод денежных средств. Перечисление нерезидентами денежных средств за рубеж осуществляется уполномоченным банком на основании представленных его сотрудникам поддельных (подложных) грузовых таможенных деклараций (ГТД), по которым товары в действительности не ввозились на таможенную территорию РФ.
При этом формы подделки могут различаться: подделка ЛНП сотрудников таможни; подлинная ЛНП, но изъятая из использования в связи с переводом сотрудника или сотрудников, находящихся в отпуске. Использование т.н. "зеркальных" ГТД, то есть на поддельных ГТД указывается номер настоящих, значащихся в базе данных закрытыми, но не имеющих отношения к поставкам данного резидента.
Так, ООО "КомТорг" (г. Пермь) 14.07.2008 заключило договор поставки электротехнического оборудования с "Delta Intertrade ltd" (Гонконг) общей стоимостью 6 233 250 долл. США. По данному контракту в Пермском филиале ЗАО "Райффайзенбанк" был оформлен паспорт сделки. При проверке ведомости банковского контроля было установлено, что ООО "КомТорг" перечислило в адрес "Delta Intertrade ltd" денежные средства в счет оплаты за товар в сумме 6 233 250 долл. В качестве документов, подтверждающих поставку товара, в целях закрытия паспорта сделки в Пермский филиал ЗАО "Райффайзенбанк" были предоставлены грузовые таможенные декларации. В ходе проверки из Центральной акцизной таможни поступили данные, что информация об оформлении товара по вышеуказанным ГТД отсутствует. Код таможенного органа принадлежит таможенному посту "Пресненский", личная номерная печать принадлежит инспектору таможенного поста "Боровской". Таким образом, в ходе проведения проверки были получены сведения о том, что товар по внешнеэкономическому контракту на таможенную территорию РФ не поступил, денежные средства, перечисленные за не ввезенные товары на таможенную территорию РФ товары, не возвращены. Сумма невозвращения средств в иностранной валюте составила 150 772 313 руб., что превышает крупный размер, предусмотренный в примечании к ст. 193 УК РФ "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте".
III. Уклонение от выполнения требований валютного контроля о поступлении валютной выручки на счет в полном объеме. Занизив реальную стоимости экспортируемой продукции, которая перепродается через оффшорную компанию по рыночной цене, российский резидент получает прибыль от ценовой "дельты" наличными по вексельным схемам. В настоящее время эта схема утратила свою актуальность из-за, принятых Банком России мер по ужесточению контроля.
На практике реализация перечисленных приемов и способов в противоправных целях основана на реализации комплекса мер по подготовке к транзакции денежных средств, ее выполнению и маскировке следов. Для этого специально регистрируется юридическое лицо со сравнительно небольшим уставным капиталом от имени некого учредителя, который является реальным гражданином с безупречной репутацией, но к участвующим в обороте капиталам он отношения не имеет. Возможны варианты с приобретением готовых зарегистрированных фирм или использования реквизитов посторонних организаций.
Будучи генеральным директором предприятия, такое лицо фактически "нанимается" действовать в чужих интересах за определенное вознаграждение и при условии соблюдения конспирации. Так называемый, по аналогии с персонажем Ильфа и Петрова, зиц-председатель (на профессиональном сленге - "подставной руководитель"). По этой же причине либо отсутствует штат сотрудников, либо он составляет 1-2 человека с курьерскими обязанностями. Кроме материальной заинтересованности им гарантируют услуги опытных адвокатов по защите от уголовного преследования, а в случае судебного разбирательства - назначение условного наказания. При этом характерно отсутствие юридического сопровождения внешнеторговых договоров, претензионной работы.
Обычно по документам такие фирмы занимаются оказанием посреднических услуг, что не требует наличия значительных основных средств. Но, фактически, ни каких услуг не оказывает, а их контрагенты это т.н. фирмы - "однодневки". Возможна подделка полностью всего пакета документов по зачислению средств на банковский счет. Архив документов у таких компаний обычно отсутствует. Чтобы не привлекать внимание банковских работников накопление на рублевом счету фирмы производиться постепенно. Затем денежные средства конвертируются и переводятся на специально открытый транзитный валютный счет. После чего в банке регистрируется внешнеторговый контракт и открывается паспорт сделки на поставку товаров, оказание услуг из-за рубежа. Прибегнув к услугам лиц, занимающихся подделкой ГТД, формируется пакет документов для предоставления в банк, для подтверждения обоснованности перевода валютной выручки за рубеж. По системе "Банк клиент" в электронном виде подается заявление на перевод валютных денежных средств за рубеж и справки о валютных операциях. После проверки сотрудником банка электронной подписи и остатка на счете фирмы, а также подтверждения сведений, указанных в справках о валютных операциях, заявлениях на перевод валютных денежных средств за рубеж, паспортах импортных сделок, ГТД и справках о подтверждающих документах, подписывает поступившие заявления на перевод валютных денежных средств за рубеж и справки о валютных операциях.
Перевод за рубеж обычно происходит в несколько траншей в короткий промежуток времени.
Так, например, между ООО "Хуа-Ян" (Иркутская область) и "Лан-Син" (КНР) был заключен контракт на поставку в Китай товара - пиловочника хвойных пород и пиломатериала хвойных пород на общую сумму 986 000 долл. США. В счет исполнения внешнеэкономического контракта и дополнений к нему ООО "Хуа-Ян" экспортировало в Китай пиловочника и пиломатериалов хвойных пород общей стоимостью 959 359,78 долл. США. Валютная выручка в сумме 268 562,06 долл. США на банковский счет в уполномоченный банк по паспорту сделки в предусмотренный контрактом срок - 90 календарных дней, не поступила. Восточно-Сибирской оперативной таможней 28 мая 2005 г. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.
В процессе таможенного оформления происходит сокрытие следов преступления, тогда совершению преступления непосредственно осуществляется в банке. Подавляющее большинство фирм-однодневок, оформляющих паспорта сделок в банках создаются структурами близкими к ним. По данным Торгово-промышленной палаты (далее ТПП) из 4,5 млн. хозяйствующих субъектов, которые существуют или которые они опрашивали, только 33%, т.е. полтора миллиона, работают нормально. Остальное - это та прокладка серой, теневой экономики.
К характерным особенностям предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях незаконного вывода денежных средств за рубеж, относятся следующие обстоятельства.
Во-первых, создание коммерческих структур, предназначенных для вывода валюты за рубеж:
- резиденты-плательщики имеют крайне незначительный по сравнению с объемами переводимых за границу средств уставный капитал;
- перечень учредителей резидента состоит из одного лица, оно же является генеральным директором;
- у резидента отсутствует штат сотрудников.
Во-вторых, совершение банковских операций с целью вывода валюты за рубеж характеризуются следующими особенностями:
Плательщиками денежных средств являются юридические лица - резиденты. Месячный объем таких операций, как правило, более чем в 100 раз превышает размеры уставного капитала резидента.
Клиент для расчетов используют исключительно электронные платежи.
Операции по счетам юридических лиц - резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте РФ от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в пользу нерезидентов в течение одного или нескольких операционных дней (фактически ежедневно за исключением выходных). Расследуется уголовное дело, возбужденное в 2009 г. по ст. 193 УК РФ по факту умышленного невозвращения организованной группы лиц из-за границы денежных средств в иностранной валюте. В ходе расследования установлено, что перевод валютных денежных средств за рубеж на сумму 22 560 240 долл. США, подтвержденный ГТД с поддельными оттисками печатей.
В третьих, контрагентами юридических лиц-резидентов являются иностранные компании, государство - место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством - местом нахождения обслуживающих их иностранных банков.
Операции по счетам этих резидентов в России в большинстве случаев носят транзитный характер. При этом поступившие денежные средства в полном объеме (либо в их значительной части) переводятся на счета, открытые за пределами РФ.
Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах (как правило, такие платежи составляют менее 2% от объема переводов за пределы РФ).
Перевод на обслуживание в другой банк предпринимается практически сразу после открытия счета и заключения внешнеторговых сделок. Во многих случаях денежные средства, отражаемые кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, юридическими лицами-резидентами переводятся в пользу нерезидентов, зарегистрированных, как правило, в оффшорных зонах, а также других государствах, в частности, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Новой Зеландии и являющихся клиентами банков Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики*(4).
В сложившейся ситуации агентам валютного контроля, к которым относятся таможенные, налоговые органы и уполномоченные банки, с целью успешного противодействия рассмотренному негативному явлению целесообразно комплексный подход к организации взаимодействия. Имеется в виду, что помимо выполнения функций, предусмотренных для агентов валютного контроля, органы могут оказывать друг другу содействие в реализации узковедомственных задач, что позволит обнаруживать замаскированные и предупреждать готовящиеся нарушения валютного законодательства. Так называемыми "точками соприкосновения интересов", на которых может основываться взаимодействие, могут быть борьба с:
- фирмами-однодневками, которую ведет налоговая служба;
- уходом от ответственности нарушителей валютного законодательства, выявленных таможенной службой*(5);
- коррумпированными банковскими служащими, создающими угрозу подрыва репутации и отзыва лицензии банков, вызывающими интерес у служб безопасности банков.
На сайтах региональных налоговых управлений размещаются всевозможные "черные" списки фирм-однодневок. Например, публикуется перечень компаний, зарегистрированных по недействительным паспортам, не сдавших отчетность, зарегистрированных по утерянным паспортам, недействующим документам на имя подставных лиц. Помимо наименования организации на сайте сообщается ее ИНН, фамилия руководителя и время обнаружения нарушения. На сайтах многих управлений в разделе госрегистрации юридических лиц есть специальный подраздел, где можно проверить действительность ИНН и свидетельство о госрегистрации. На странице www.nalog.ru/inf_deyat.html можно убедиться, что адрес контрагента не является "массовым". Для этого сначала нужно выбрать регион и город, а затем указать интересующий адрес. Там же можно убедиться по названию или номеру компании, не дисквалифицирован ли ее директор. Информация предоставляется бесплатно. По выявляемым таможенными органами административным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП
России, возбуждаются дела об административном правонарушении и направляются в территориальные органы Росфиннадзора. При этом на протяжении последних трех лет территориальными органами Росфиннадзора прекращается порядка 20% дел об административных правонарушениях (АП) данной категории. На сегодняшний день у таможенных органов отсутствует возможность проанализировать правоприменительную практику по прекращенным делам об административным правонарушениям и выявить недоработки.
Осуществление в целях обеспечения стабильности денежной системы Банком России функций банковского регулирования и надзора способствует профилактике нарушений валютного законодательства со стороны банков. В этом могут быть задействованы подразделения Банка России, осуществляющие проверку документарных операций, валютный контроль, а также мониторинг банковских операций.
При этом следует учитывать, что проверка клиентов банка*(6) является функцией внутрибанковского контроля, поэтому руководство банка должно проверять результаты работы банковских сотрудников с клиентами. В ходе проверок кредитно-финансовых учреждений в акте комплексной проверки отражаются все вопросы по организации финансовой политики банка, в том числе по проведению валютных операций с нерезидентами.
Таким образом, в условиях острого бюджетного дефицита и сокращения золотовалютных резервов ЦБ РФ, принятие уполномоченными органами действенных и скоординированных мер по предотвращению "утечки" денежных средств в иностранной валюте за рубеж позволит предотвратить возникновение кризисных ситуаций. К тому же данный процесс важен именно сейчас, когда так активно идет обсуждение создания в Москве Международного финансового центра.
О.В. Вдовиченко,
ВНИИ МВД России
"Валютное регулирование. Валютный контроль", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ивантер В.В., Панфилов В.С. и др. Валютный рынок России: оценка сценариев развития на кратко- и среднесрочную перспективу / http://www.budgetrf.ru.
*(2) Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П в ред. Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У "Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" // Вестник Банка России, N 35, 17.06.2004.
*(3) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И (ред. от 12.08.2008) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" // Вестник Банка России, N 36, 18.06.2004.
*(4) Письмо ЦБ РФ от 01.11.2008 N 137-Т (с изм. от 23.01.2009) "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций" // Вестник Банка России, N 63, 07.11.2008.
*(5) В соответствие с п. 2 ст. 23 ФЗ-173 только органы валютного контроля могут применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
*(6) Письмо ЦБ РФ от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" // Вестник Банка России, N 61, 08.11.2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый этап "утечки" денежных средств в иностранной валюте за рубеж
Автор
О.В. Вдовиченко - ВНИИ МВД России
"Валютное регулирование. Валютный контроль", 2010, N 12
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru