О правомерности требования о возмещении средств федерального бюджета с курсантов военных образовательных учреждений и граждан, обучавшихся по программе военной подготовки в учебных военных центрах, которые отказались заключать контракты о прохождении военной службы
1. В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:
- граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет;
- граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба.
Согласно п. 2 ст. 35 указанного Закона граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.
Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, к категории лиц, которые не заключают контракт о прохождении военной службы при поступлении в военное образовательное учреждение профессионального образования, относятся граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
Согласно п. 11 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82 (с изменениями от 10 июня 2010 г.), условия и порядок приема граждан Российской Федерации в высшие военно-учебные заведения определяются нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа.
Инструкция об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2010 г. N 100, при приеме в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования гражданина в возрасте от 16 до 22 лет, не проходившего военную службу, не предусматривает документального фиксирования им условий о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении.
Только при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно п. 7.1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, который был дополнен Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 1172, при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
При приеме в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, согласно п. 89 указанной Инструкции, фиксируется факт ознакомления кандидата со свидетельством о государственной аккредитации вуза по выбранной специальности в документах приемной комиссии и заверяется личной подписью кандидата. В таком же порядке подписью кандидата также заверяется:
- получение высшего (среднего) профессионального образования впервые;
- ознакомление с датой представления оригинала документа государственного образца об образовании;
- сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах или о месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ;
- какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам использует кандидат при наличии у него нескольких результатов ЕГЭ, срок действия которых не истек;
- ознакомление с порядком и правилами рассмотрения приемной комиссией обращений, заявлений, жалоб кандидатов и их родителей (законных представителей);
- согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.
Кандидаты, принятые в вузы на основании решений приемных комиссий, зачисляются в вузы приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу и назначаются на воинские должности курсантов приказами начальников вузов с 1 августа года приема в вузы.
Таким образом, при зачислении в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования военнослужащего, с которым заключается контракт о прохождении военной службы, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении, и размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы, а при зачислении в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования гражданина, не проходившего военную службу, который приобретает статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении, и размер подлежащих возмещению средств документально не закрепляются.
Права, обязанности и ответственность курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.
За невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации курсанты могут быть отчислены из высшего военно-учебного заведения.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.
Пунктом 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования предусмотрено, что порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы.
Такой порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации изложен в Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80 (с изменениями от 16 июня 2005 г., 27 января 2010 г.).
Согласно п. 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации курсанты до заключения ими контракта о прохождении военной службы представляются к отчислению из военно-учебного заведения в установленном порядке по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам, а также при незаключении контракта о прохождении военной службы.
Дела курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление со всех курсов, кроме выпускного, производится приказом начальника вуза. Отчисление курсантов с выпускного курса производится приказом начальника, которому подчинен вуз. Лицам, отчисленным из высшего военно-учебного заведения, выдается справка установленного образца об обучении в высшем военно-учебном заведении.
Порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения, установленный Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, не предусматривает условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку курсантов, представленных к отчислению из военно-учебного заведения при незаключении ими контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обязаны возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 (с изменениями от 1 октября 2007 г.), граждане, отказавшиеся заключить контракт, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается для граждан, отказавшихся заключить контракт, в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО / 12),
где:
ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт (выделено автором), тыс. рублей в год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Таким образом, порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования содержит норму, определяющую размер возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, исходя из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.
Вывод: поскольку при зачислении в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования гражданина, не проходившего военную службу, приобретшего статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении, и размер подлежащих возмещению средств документально до него не доводятся, а при исчислении размера возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отказавшихся заключать контракт, исходят из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, постольку на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и отказавшихся заключать контракт о прохождении военной службы, требования о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, не должны распространяться.
Военнослужащие мужского пола, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.
2. Требование о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, распространяется на граждан, отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, при их обучении по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования относится к добровольной подготовке гражданина к военной службе.
В соответствии с п. 14 ст. 6 Федерального закона "Об обороне", ст.ст. 20.1 и 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и в целях повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152 утверждено Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Статьей 13 названного Положения установлено, что гражданин, зачисленный приказом ректора в высшее учебное заведение, прошедший предварительный отбор и заключивший договор, зачисляется в учебный военный центр.
Требования к указанным гражданам для их зачисления в учебный военный центр установлены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 1 ст. 20.1 данного Федерального закона гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также производятся другие выплаты в порядке и размере, которые определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. N 846.
В соответствии с п. 3 ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, заключивший договор, предусмотренный данной статьи, обязан непосредственно после окончания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором названным Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с данного Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает, в соответствии с ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре. При этом, указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с данным Федеральным законом.
Условие о возмещении средств, указанных в п. 5 ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включаются в договор, предусмотренный ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В п. 2 разд. III Договора об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этого образовательного учреждения (приложение к об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152) также закреплено условие о том, что в случае отказа заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, гражданин в соответствии с указанным Договором возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере ____ рублей за каждый полный месяц обучения в учебном военном центре.
Вывод: гражданин, обучавшийся в учебном военном центре, не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре.
К.В. Фатеев,
доктор юридических наук, профессор
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правомерности требования о возмещении средств федерального бюджета с курсантов военных образовательных учреждений и граждан, обучавшихся по программе военной подготовки в учебных военных центрах, которые отказались заключать контракты о прохождении военной службы
Автор
К.В. Фатеев - доктор юридических наук, профессор
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 12